Чувашское региональное отделение Академии информатизации образованияОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Публикации » УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ, НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

24 июля 2006 г.

Чувашский государственный университет, г. Чебоксары, merlina@cbx.ru;

Волжский филиал (ГТУ) МАДИ, г. Чебоксары, kartashovas@mail.ru

 

Классические формы образовательного процесса в вузах в настоящее время претерпевают изменения благодаря использованию компьютера и Интернет. Методическая задача преподавателя в этом случае – отучить студентов от зубрежки, привить интерес к изучаемой науке, научить основам работы с первоисточниками на русском и иностранных языках, организовать формы самостоятельной работы студентов. Преподаватель может извлечь из Интернет разнообразные дополнительные материалы – графические, справочно-статистические и др., таким образом, повышается оперативность и уровень методической обеспеченности преподаваемых дисциплин. Студент может, используя компьютер и Интернет значительно ускорить самостоятельные исследования при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.

Здесь очень большую роль играют учебно-методические комплексы по изучаемым предметам. Опыт такой работы имеется у авторов по различным дисциплинам и в различных вузах (Чувашский государственный университет: факультеты математический и информатики и вычислительной техники; Волжский филиал (ГТУ) МАДИ, Чувашская сельскохозяйственная академия).

На наш  взгляд, учебно-методический комплекс по конкретной дисциплине может быть построен в следующем виде: 1) учебная (рабочая) программа; 2) конспект (план) лекций; 3) список литературы; 4) контрольные вопросы и задания, темы рефератов; 5) экзаменационные вопросы (билеты); 6) методические указания к лабораторным и курсовым работам; 7) задания на лабораторные и курсовые работы; 8) электронные пособия, книги, статьи, документация (если это разработано); 9) примеры программ, библиотеки, тесты.

Таким образом, учебно-методический комплекс дисциплины является частью Интранет-узла кафедры. Все это позволяет объединить все материалы в одном месте и служит единой точкой входа (окном) для всех стадий учебного процесса, кроме того, портал позволяет гибко расположить элементы учебно-методического комплекса, выбирая информацию по различным критериям поиска – по темам, лекциям, виду информации (книга, статья и пр.).

Рабочая программа – это необходимый документ для каждого преподавателя. Она должна быть доступной для студентов, так как определяет план занятий и разбивку материала по лекциям. Еще один важный аспект: обзор литературы по читаемому курсу, поэтому в составе учебно-методического комплекса обязательно должен быть полный список основной и дополнительной литературы, на рассмотрение которых может уйти почти целая лекция. Это экономит время преподавателя и студента, предоставляя, тем не менее, полную библиографическую информацию по  книгам. Наравне со списком литературы по важности получения информации сейчас выступает список ресурсов Интернет, который также можно привести на сайте кафедры или на CD дисках.

Создание электронных библиотек,  учебно-методических комплексов по дисциплинам, преподаваемым на кафедрах, учебных сайтов кафедр, сборников статей   на CD-дисках улучшает  координацию  работы лектора, преподавателей потока и студентов, повышает  эффективность учебного процесса за счет предоставления больших возможностей для самостоятельной работы. Как показывает опыт преподавания, практически все студенты переписывают необходимый материал на компакт-диски, чтобы заниматься этим материалом дома самостоятельно [1], [2].

Использование информационных технологий, основанных на применении компьютеров, средств телекоммуникаций, мультимедиа - технологий открывает перед преподавателем новые возможности, но одновременно ставит перед ним и новые задачи. Эффективность использования информационных технологий зависит от знаний и навыков пользователя, касающихся применения этих технологий в учебном процессе. Поэтому  в процессе педагогической подготовки студентов необходимо привить им умения не только использовать информационные технологии, но и адаптировать их в будущем в своей работе.

 На математическом факультете Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова в рамках дополнительной квалификации «Преподаватель» читается спецкурс: «Новые информационные технологии», который отражает новые тенденции в информационных технологиях, возникшие в результате активного развития всемирной сети Интернет. По данному курсу разработан А. В. Картузовым, [1], практикум для лабораторно - практических занятий, который базируется на специально созданном программно-методическом комплексе. Спецкурс опирается на ранее изученные предметы: психологию и педагогику, общую методику преподавания  математики и информатики. Современный преподаватель должен уметь создавать собственные web-сайты учебного заведения на базе языка гипертекстовой разметки HTML, каскадных таблиц стилей CSS, динамических страниц с использованием JavaScript, активных серверных страниц ASP и Java.

Кроме того, данный курс рассматривает технологии создания обучающих программ на базе Интернет, что имеет огромное значение в связи с развитием дистанционного образования, а также, особенности внедрения обучающих программ в учебный процесс. Таким образом, спецкурс формирует базовые знания для использования современных информационных технологий в средних, профессиональных и высших учебных заведениях. Особое внимание уделено методике преподавания дисциплины, а также связи с естественнонаучными курсами, в основном математики.

Есть еще один аспект использования Интернет–технологий в  вузе. Сейчас появилось много объявлений типа : «готовим под ключ» рефераты, дипломы и даже диссертации. Запретить пользоваться такими «благодетелями»  невозможно, но использовать открытую (бесплатную, ее тоже много) информацию можно.

Например, по курсу  «История и методология  математики» (специальность: 010100 – Математика) студенты готовят по два реферата: по истории и по методологии математики с обязательным требованием указания Интернет–адресов. За последние пять лет кафедре  удалось собрать очень обширный материал, который полезен и студентам и преподавателям.

Другой пример, это составление студентами CD дисков по спецкурсу «Содержание внеклассной работы по математике», содержащих задания и решения различных олимпиад, конкурсов и летних школ разного уровня за различные годы (Международная математическая олимпиада «Турнир городов» задания за все годы проведении; Кировская летняя многопредметная школа; олимпиады для абитуриентов: МГУ, МФТИ, Дистанционные олимпиады для школьников, игры-конкурсы «КЕНГУРУ математика для всех», «Русский Медвежонок русский язык» и др.) Каждый студент  имеет свою папку и заполняет ее, по мере нахождения нужной информации. Такой диск полезен, не только студентам, но и учителям Чувашской республики, сотрудничающим с кафедроц методики преподавания математики.

 Третий пример связан со студентами факультета «Информатики и вычислительной техники» ЧГУ  (1 курс). Новые учебные планы предусматривают выделение значительного числа часов на самостоятельную работу студентов (примерно 50%) и сокращают аудиторные часы на предмет почти в два раза, что делает проблематичным прохождение программы. Это, по-новому ставит проблему методического обеспечения такой работы, особенно для студентов младших курсов.  Например по специальности 01050300–Математическое обеспечение и администрирование информационных систем курс «Алгебра и теория чисел» по стандарту -140 часов. В новом учебном плане: 34 ч. лекции, 34 ч. практика, 72 ч. самостоятельная работа, экз. (1 семестр). Стандарт содержит следующие разделы: Основные алгебраические структуры, векторные пространства и линейные отображения.Аналитическая геометрия, многомерная евклидова геометрия, дифференциальная геометрия кривых и поверхностей, элементы топологий и теории чисел.

Изложить этот материал за 34 часа лекций сложно. Кафедрой методики преподавания математики Чувашского государственного университета были предложены разделы программы, которые студенты сами изучают и пишут по ним рефераты. К каждой теме давалась краткая теоретическая справка,  литература и предлагались задачи, которые иллюстрируют проработанный материал. Реферат не проверялся преподавателем, так как в нагрузку не идет контроль за самостоятельной работой студентов, а вопрос по теме реферата выносился на экзамен, где разрешалось пользоваться рефератом при ответе. За семестр  студент готовил  рефераты по темам: 1) методы вычисления определителей n-го порядка; 2) численные методы решения систем линейных уравнений; 3) теория чисел: первообразные корни и индексы; 4) элементы теории групп;     5) квадратичные формы.

Учитывая, что большинство школьников не имеют навыков работы с книгой, умения писать рефераты, самостоятельно добывать новые знания, такая система организации изучения нового материала дает возможность уже на первом курсе научиться  самостоятельной работе. С целью облегчения поиска литературы по разделу  «Элементы теории чисел» на кафедре было издано учебно-методическое пособие для самостоятельной работы [3] и его электронный вариант. Студенты предпочли электронный вариант и очень быстро подготовили рефераты. Часть из них через Интернет нашли  дополнительную информацию: решенные задачи, иллюстрирующие теорию и таблицы.

Сейчас одним из авторов готовятся  методические указания для самостоятельной работы по курсу  «Математическое моделирование в сельском хозяйстве» Чувашской государственной сельскохозяйственной Академии  для студентов  агрономического и  экономического факультета .

Литература

1. Картузов А.В. Учебно-методический комплекс дисциплины «Новые информационные технологии» для специальности «Математика» /                     А.В. Картузов // Математика в высшем образовании: Тез. докл. 12-ой межд. конф.- Чебоксары, 2004.- С. 35.

2. Мерлин А.В., Мерлина Н.И., Карташова С.А. Новые информационные технологии в преподавании высшей математики  в вузе. Труды чувашского отделения Академии информатизации образования. Сб.научно-методических работ по проблемам информатизации образования.–М.–Чебоксары: Изд-во Л.А. Наумова,2006, с.79-82 .

3. Мерлин А.В., Мерлина Н.И., Ярдухина С.А. Теория чисел. Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы. Чуваш.                           ун-т. Чебоксары, 2005. С. 56 .

 

Мой МирВКонтактеОдноклассники
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика