Чувашское региональное отделение Академии информатизации образованияОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Публикации » МОДЕЛИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ЭКОНОМИСТОВ

24 июля 2006 г.

Несомненно, образование должно решать задачу подготовки специалистов, владеющих умением принятия решений в условиях рыночной экономики, нарастающих потоков информации, что, в свою очередь, определяет одну из основных задач – формирование специалистов определённого уровня, динамично осваивающих как специальные знания, так и новые способы, методы, приёмы работы с информацией построением информационных моделей.

Современные экономические условия предъявляют высокие требования к уровню подготовки специалистов: недостаточно знаний экономических дисциплин и информационных технологий на уровне пользователя, необходимы – умения, навыки в построении, исследовании экономических моделей объектов (процессов) на основе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

Умение принятия решений в современных в современной информационной среде рассматривается Ракитиной Е.А. [4] как интегративное умение, включающее:

-   умение организовывать и осуществлять поиск информации, необходимой для решения задачи, стоящей перед человеком, принимающем решение;

-   умение оценивать поступающую информацию соответственно условиям и требованиям задачи;

-   умение определять различные пути и методы решения задачи и оценивать их на основании определённых критериев;

-   умение адекватно выбирать средства ИТ относительно поставленной и решаемой задачи;

Эти компоненты определяют информационную основу любого вида деятельности, как и информационное моделирование в экономике.

Информационное моделирование занимает особое место в системе подготовки студентов по экономическим специальностям. С одной стороны информационное моделирование в наиболее наглядном и концентрированном виде позволяет использовать возможности информационных технологий как мощного инструмента познания, своеобразного "усилителя" интеллекта, дающего эффективные результаты в самых различных сферах человеческой деятельности, включая экономические процессы, определяемые рыночными условиями экономики. С другой стороны постановка задач моделирования всегда связана с определенными трудностями, такими как разнообразие программного обеспечения, уровень технического оснащения, отсутствие методических разработок по информационному моделированию экономических задач на основе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), отсутствие универсальных программных сред для разработки различных информационно-экономических моделей и др.

Основной методической проблемой формирования знаний и навыков информационного моделирования в экономике на наш взгляд является установление рационального баланса между вопросами методологии, формального аппарата, программных средств, практических приложений информационного моделирования и отбора прикладных профессионально направленных задач.

Набор величин, содержащий всю необходимую информацию об исследу­емых объектах и процессах, называется информа­ционной моделью. Как и любая модель (модель – упрощённое подобие реального объекта), информационная модель содержит не всю информацию о моделируемых явлениях, а только ту ее часть, которая нужна для рассматриваемых задач.  Эта информация в модели может быть представлена в различном виде – дискрептивном, табличном (реляционном), иерархическом, в виде графа.

Использование различных программных сред обработки данных инструментальными средствами Windows – приложений имеет ряд особенностей:

-         возможность использования интерактивного режима;

-         техпроцессы в моделируемой среде имеют гибкую структуру;

-         обеспечивается возможность интеграции инструментальных средств различных Windows – приложений.

Эти особенности позволяют реализовывать универсальные решения экономических задач на основе информационного моделирования, где базой должно быть не "оттачивание" формального аппарата для конкретных приложений, а глубокое освоение методологии моделирования и творческое её применение для самого широкого круга практических задач.

В  системе подготовки студентов экономических специальностей это позволяет решать три актуальные задачи:

Ø     подготовка учащихся к жизни в информационном обществе;

Ø     социальная адаптация в обществе с рыночной экономикой;

Ø     подготовка высокопрофессиональных специалистов.

Экономические и управленческие задачи, которые приходится решать экономистам, часто связаны с методами системного анализа, линейного программирования, построения моделей детерминированных и недетерминированных процессов, методами планирования, прогнозирования, анализа рисковых ситуаций. Такого рода задачи реализуются на основе информационного моделирования и применения средств ИКТ.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бешенков С., Ракитина Е. Моделирование и формализация. – М:Лаборатория Базовых Знаний, 2002

2.Могилёв А.В., Хеннер Е.К. О понятии «информационное моделирование»// Информатика и образование. 1997. №8

3. Пак Н. И. О технологии компьютерного моделирования // Педагогическая информатика, 1994, №1, стр. 47-53

4.Ракитина Е.А. Формирование у учащихся умения принятия решения в современной информационной среде на уроках информатики. Дисс. канд. пед. наук. – Тамбов, 1997

5. Шутикова М. И. Моделирование в профессиональном обучении//Специалист, 1999, №8.

 

Мой МирВКонтактеОдноклассники
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика