23 сентября 2005 г.
Иван Данилович Кузнецов (1906 – 1991), доктор исторических наук, внес значительный вклад в развитие исторической науки и литературно-художественной критики в Чувашии. Но в то же время еще в начале своей деятельности он довольно жестко выступал против тех, кто не стоял на позициях «марксистского подхода» к истории и литературе, о чем свидетельствуют документы.
19 ноября 1929 года на совместном заседании чувашского землячества Москвы и членов Общества изучения чувашской культуры И. Кузнецов, тогда еще рядовой преподаватель, выступил с докладом. Он подверг резкой критике взгляды ряда ученых. В их числе оказались М. Петров и Д. Петров-Юман, которые первыми после революции заговорили об истории чуваш.
По мнению самого Кузнецова, чуваши эксплуатировались с двух сторон – «колонизаторами русскими и куштанами-чувашами» и «еще до падения Казани совместно с марийцами и мордвой выступали против эксплуататоров русских». Обращаясь к событиям начала XX века, историк отмечал, что «под руководством пролетариата в 1905 году чуваши выступали против самодержавия и за освобождение от национального гнета, но только тогда смычка крестьян с пролетариатом была недостаточна, а потому они попадали под влияние эсеровщины».
В обсуждении доклада Кузнецова участвовало несколько человек. Так, Соловьев отметил, что «Кузнецов поставил вопрос так, что мы должны от старых историков отказаться и создать в этом отношении – новых. Это верно». Со стороны Григорьева прозвучала более сдержанная оценка: «Книги М. Петрова, Д. Петрова и Комиссарова носят бытовой характер», но, конечно же, «надо изучать историю чуваш с точки зрения классовой борьбы».
Резолюция этого заседания была вполне ожидаемой: «изучение истории чуваш в марксистском освещении является одной из неотложных задач. Вместе с тем необходимо критически пересмотреть имеющуюся чувашскую историческую литературу и вести неуклонную борьбу с национал-шовинистической идеологией, имеющей в ней место (Д.Петров, М.Петров и др.)».
Как известно, обоим Петровым крепко досталось от тогдашних властей, а второй был репрессирован. Пострадал и сам Кузнецов – провел в лагерях ГУЛАГа 18 лет, но остался верен марксизму-ленинизму.
Источник: "Советская Чувашия"