09 сентября 2005 г.
Квартирный вопрос, по словам булгаковского персонажа, испортил москвичей. Но эта проблема не менее болезненна и для Чебоксар. О ситуации, складывавшейся в городе в начале советской эпохи, свидетельствуют документы Государственного исторического архива.
В 1920 году в Совнарком РСФСР поступил доклад председателя облисполкома Чувашской автономии. В нем сообщалось, что «организовывая центр Чувашской Автономной области, невольно пришлось столкнуться с неизбежным вопросом улаживания квартирного кризиса при размещении областных учреждений». И даже спустя пять лет, в 1925 году, застройка города – «типичная для уездных городов. Здания в центральной части преимущественно 2-хэтажные, но имеются и 3-хэтажные, а на окраинах – 1 и 2-хэтажные».
Любопытно проследить в сравнении данные разных периодов. Так, в 1914 году в Чебоксарах проживало около 3 тысяч человек и было всего несколько правительственных учреждений: Земство, Полицейское управление, самоуправление и Уездный съезд мировых судей. Да еще духовное училище, городское четырехклассное и несколько церковно-приходских школ. И каждый имел свой угол.
С образованием Чувашской Автономной области начали, как грибы после дождя, рождаться разные учреждения и, как свидетельствуют документы, «квартирный вопрос в Чебоксарах начал все более и более обостряться и в настоящее время (1920 г. – Ф.К.) г.Чебоксары переживает острый жилищный кризис». В особенности это касалось образовательных учреждений, среди которых советские школы 1-й и 2-й ступени, а также спецшколы (педкурсы и сельскохозяйственная школа).
Можно привести такие цифры. На апрель 1922 года в Чебоксарском исправдоме, рассчитанном на 45-50 человек, содержалось 129 человек. Выход из ситуации был найден простой. Сначала «на общем собрании граждан г.Чебоксары» приняли постановление «признать необходимым для урегулирования квартирного вопроса в отношении помещений для школ, детских учреждений и прочих культурно-просветительских организаций закрыть из имеющихся в пределах г.Чебоксары 16 церквей – 8». В докладе председателя облисполкома в СНК РСФСР содержится аналогичная просьба.
Как сложилась ситуация в дальнейшем, наглядно показывают данные первой половины 1930-х годов. Так, в резолюции бюро Чебоксарского райкома ВКП (б) зафиксировано, что «город переживает невероятный жилищный кризис. Если в 1929 году из расчета населения города 13 тысяч человек в среднем падало на одного человека 4 квадратных метра, то в текущем году населения насчитывается более 18-19 тысяч, когда жилплощадь города не увеличилась».
Отсюда и проблема со служебными помещениями. Один только перечень культурно-просветительских учреждений (3 вуза, учительский институт, 4 техникума, 3 рабфака, 5 центральных газет и 6 журналов, звуковое кино на 700 мест, книжная палата, Чувашский академический театр) свидетельствует о значительной роли Чебоксар как культурного центра Чувашии. Но, как отмечается в докладе ЦИК ЧАССР, «одним из тормозов дальнейшего культурного развития является недостаток помещений или их неприспособленность. Так, театр размещается в здании, переоборудованном из мочального склада, музей находится в помещении бывшей церкви, из 10 детских садов только один имеет специально выстроенное здание».
Источник: "Советская Чувашия"