Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Чувашской РеспубликеОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Публикации » Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов представил «Индекс административного давления»

27 мая 2020 г.

Индекс отражает характер взаимодействия контрольно-надзорных органов с бизнесом и является частью ежегодного доклада Президенту России.

В Индексе исследуются данные по всем 85 субъектам Федерации и нескольким федеральным органам власти (Роспотребнадзор, Ростехнадзор, Россельхознадзор, Росприроднадзор, Роструд, МЧС, жилищные инспекции), на долю которых в совокупности приходится более 90% контрольных и надзорных мероприятий на территории России.

Все субъекты Федерации по уровню административного давления поделены на 4 категории (группа «А» – регионы-лидеры, «D» – регионы с наибольшим административным давлением). «Совместная отработка показателей прошлогоднего Индекса властями субъектов, органами прокуратуры и уполномоченными по защите прав предпринимателей показала большие возможности влиять на ситуацию, – отмечает Борис Титов. – В результате позиции многих субъектов федерации в Индексе за год улучшились.

Самый значительный рост показателей показала Саратовская область – поднявшись с последнего 81-ого места до 28 места. Тульская область поднялась с 70 места до 23. Курская область – с 79 место (группа «D») на 66 место (группам «C»).

А вот ни Ростовская область (80 место 2019 г. – 71 место 2020 г.), ни Белгородская область (74 место 2019 г. – 75 место 2020 г.), несмотря на «исключение» из анализа ситуации со штрафами при весовом и габаритном контроле, из группы «D» выйти не смогли. В этих субъектах демонстрируется устойчиво сложную институциональная ситуация с контролем и надзором, делается вывод в докладе Уполномоченного.

Первая пятерка Индекса выглядит так: Ульяновская область, Удмуртская Республика, Республика Карелия, Республика Адыгея, Приморский край.

В свою очередь, последние места в рейтинге занимают Республика Коми, Чеченская Республика, Иркутская область, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика.

Что касается изменений в работе федеральных ведомств, то по ряду показателей контрольно-надзорные органы улучшили свои позиции, но при этом почти все они органы значительно нарастили объемы штрафов, говорится в докладе.

Самая позитивная динамика по сравнению с прошлым годом у Роспотребнадзора – выросла и доля предупреждений по итогам проверок (с 11,9% до 15,1%), снизился общий размер штрафов, наложенных ведомством (более чем на 400 млн рублей) и снизилась доля дел об административных правонарушениях возбужденных в отношении юридических лиц и ИП без проведения проверок (до 15%).

Росприроднадзор и Россельхознадзор больше всех увеличили долю предупреждений, накладываемых по итогам проверок, и сократили долю проверенных субъектов. Однако по обоим ведомствам доля проверок, включенных в единый реестр, составляет немногим более половины, остальное приходится на иные формы (например, рейды) и дела, возбужденные по КоАП РФ. Оба ведомства так же нарастили и штрафы по экономическим делам (Россельхознадзор – на 100 млн. руб. до 1 млрд руб.; Росприроднадзор – на 300 млн руб. до 900 млн руб.).

Ростехнадзор увеличил долю предупреждений по итогам проверок до 10,6%, а также снизил число проверенных за год организаций с 72,6 тысяч в 2018 году до 52,2 тысяч в 2019 году. Но штрафы, наложенные ведомством, выросли в 1,5 раза с 2,9 млрд рублей до 4,5 млрд рублей.

МЧС показал некоторое снижение числа предупреждений по результатам проверок (на 4% до 53,7%) и увеличение доли организаций и ИП, подвергнутых контролю и надзору (на 1,4% до 9,3%), что может быть связано с увеличением внимания государственной противопожарной службы к объектам социального сектора (в основном находятся на государственном и муниципальном балансе). Общая сумма штрафов, наложенных ведомством по экономическим статьям, выросла на 200 млн рублей, достигнув 1,1 млрд (рост более чем 20%).

А в сфере контроля за управляющими организациями ЖХК  (жилинспекции) продолжается стремительное ухудшение ситуации, указывает Титов. Снизилась доля предупреждений на 6,6% (до 16,2%), увеличились штрафы с 1,3 млрд руб. до 2,4 млрд руб. Региональная практика показывает, что в «отстающих» регионах, банкротства управляющих организаций исчисляются десятками.

Роструд впервые попал в Индекс административного давления. По сравнению с 2018 годам, общая сумма штрафов, наложенных ведомством, снизилась на 300 млн до 2,9 млрд руб., а доля проверяемых несущественно выросла на 0,2% (в основном за счет корректировки числа поднадзорных организаций и ИП с 8,8 млн до 7,5 млн).

Системные проблемы контроля, на которых делается акцент в Индексе, в основном остались теми же, что и прошлом году.

Многочисленные избыточные требования  не ликвидированы. Число проверок снижается, но при этом штрафов становится все больше. В 2019 году к административной ответственности было привлечено более 1 млн только юридических лиц (каждое 4-е юрлицо из числа действующих). Суммарные штрафы, по данным Росстата России, превысили 240 млрд руб.

Ответственность должностных лиц контрольных и надзорных органов не пропорциональна полномочиям: 88% нарушений должностных лиц при проведении проверок завершаются предупреждением (19.6.1 КоАП). Остальные наказания представляют собой штрафы в размере до 5 тыс. руб.

Проверки замещаются иными формами контроля и надзора («рейды», «контрольные закупки», возбуждением дел «по-КоАП»), государственная статистика их учета не ведет. В частности, доля дела «по КоАП» без проведения проверок в практике Роспотребнадзора составляет 15 % (10 % по сумме штрафов); Росприроднадзора — более 65 % (50 % от общей суммы штрафов); Россельхознадзора — 50 % (более 30 % штрафов); ФАС России — 93 % (97 % суммы наложенных штрафов). По данным Росалкогольрегулирования, из 13 093 «проверочных» мероприятий, проведенных в 2019 году, 12 284 (93,8 %) прошли в форме административных расследований.

«Действующее законодательство о контроле и надзоре имеет достаточно возможностей для того, чтобы ведомства корректировали правоприменительную практику, и этот потенциал не исчерпан, – констатирует Борис Титов. – Основная задача реформы — ликвидация избыточных требований — пока не реализована. Учитывая ситуацию с пандемией COVID-19 и режимом ограничений в работе, полагаем, что параллельная перезагрузка и всей системы контроля и надзора, и законодательства об административной ответственности недопустима и влечет необоснованно высокие риски как для бизнеса, так и должностных лиц контрольно-надзорных органов».

Принимать новые версии законов об обязательных требованиях, о контроле и надзоре и проекта КоАП следует только по окончании реализации регуляторной гильотины, когда будут ликвидированы избыточные и устаревшие обязательные требования, настаивает Уполномоченный.

 

 

Мой МирFacebookВКонтактеTwitterLiveJournalОдноклассники
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика