Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Чувашской РеспубликеОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Публикации » Большие закупки у малого бизнеса («ТАСС»)

20 ноября 2019 г.

Участие малых и средних предприятий в госзакупках - один из самых востребованных форматов господдержки бизнеса. Однако для расширения доступа предпринимателей к госзаказу требуется внедрение дополнительных механизмов.

Одной из наиболее действенных мер поддержки спроса на продукцию малых и средних предпринимателей (МСП) и наращивание ими объемов производства в условиях сниженного платежеспособного спроса населения стал государственный заказ.

«Подрядчики, участвуя в госзакупках, считают себя защищенными от действий недобросовестных контрагентов, как это часто бывает между коммерческими организациями, когда затягиваются сроки оплаты выполненных работ, поставленных товаров, оказанных услуг. В случае с государством все кажется стабильнее: оно не обанкротится, не сбежит, не уклонится», — говорит руководитель антимонопольной практики консалтинговой компании RBS Анастасия Яремчук.

Госзаказ для предприятий МСП реализуется в рамках контрактов по 44-ФЗ (закупки госучреждений) и 223-ФЗ (закупки госкомпаний, в которых не менее 50% принадлежит государству). Также малым и средним предпринимателям доступны заказы сектора ЖКХ, в том числе на капремонт жилых домов. Малые предприятия выполняют самые разнообразные виды работ: некрупные строительные и ремонтные работы для федеральных ведомств и муниципалитетов, услуги в сферах ИТ, безопасности и клининга, обслуживания школьных столовых, транспорта, логистики и т.д.

Очевиден прогресс в  доступе МСП к  госзаказу за последние несколько лет.  Так, закупки у МСП в сфере государственного и муниципального заказа в 2018 году (по сравнению с 2017-м), по данным Минфина РФ, увеличились с 15,4 до 29,7% в общей структуре госзаказа.

Согласно данным Корпорации МСП, объем госзакупок у компаний из сегмента МСП за два года вырос с 1,51 трлн руб. в 2016 году до 3,25 трлн руб. в 2018-м. Количество номенклатурных позиций за три последних года также увеличилось в десятки раз.

Косвенным свидетельством расширения участия МСП в системе госзакупок может служить и статистика банковского сектора по выданным гарантиям для участия в них. Так, по оценке сервиса Fintender.ru (принадлежит Совкомбанку), за последние три года увеличилась доля банковских гарантий бизнесу (для участия в госзакупках по 44-ФЗ) на сумму до 100 тыс. руб. Если в 2016 году она составляла 48% всех гарантий, то уже в 2017-м находилась на уровне 53%, а в 2018-м достигла 54%. Основная причина, как отмечали в Совкомбанке, увеличение доли более мелких контрактов.

 Квоты для МСП

По сравнению с муниципальными и государственными заказчиками компании с госучастием демонстрируют несколько меньшую динамику сотрудничества с МСП. Доля их заказов у малого бизнеса по итогам прошлого года составила 12,1%, что на 0,9% больше, чем годом ранее.

Сразу несколько госкорпораций существенно расширили сотрудничество с малым бизнесом. Однако так происходит далеко не везде, говорит председатель комитета по финансовым рынкам «Опоры России» Павел Самиев: «Основная цель госзакупок — прежде всего повышение их эффективности, а поддержка МСП — важная, но не первостепенная задача в этой системе». В некоторых случаях на крупных проектах, по его словам, малый бизнес — даже целым пулом малых предприятий — не всегда может справиться с задачами. «В этих случаях крупный подрядчик может объективно оказаться более эффективным», — говорит Павел Самиев. При этом, по данным Корпорации МСП, более 67% в общем объеме госзакупок у малых предприятий занимает продукция производственного назначения, в том числе более 12% — инновационная, высокотехнологичная продукция.

Кроме того, предприниматели, опрошенные «Опорой России», заявляют, что более 50% заказов приходится на квалифицированных генподрядчиков, а не на прямых заказчиков, в результате чего значительная часть прибыли по таким заказам остается у них, а не у компаний МСП.

В Минэкономразвития России уверены, что повышение с Нового года квот на участие МСП в госзаказе будет способствовать росту участия малого и среднего бизнеса в госзакупках напрямую: «Это позволит увеличить объемы закупаемых товаров, работ и услуг у данной категории лиц, а также будет способствовать прямому доступу к закупкам большего количества предпринимателей».

Сегодня общая стоимость договоров отдельных категорий заказчиков, заключенных по результатам закупок, участниками которых могут быть только субъекты МСП («спецторги»), должна составлять не менее 15% совокупного годового объема; в свою очередь, общая квота для субъектов МСП составляет 18%, отмечают в пресс-службе Минэкономразвития. Со следующего года, по данным ведомства, общая квота по закупкам у субъектов МСП должна вырасти до 20%, а квоты по «спецторгам» — до 18%. Соответствующее постановление правительства РФ было принято в рамках реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в августе этого года и вступит в силу 1 января 2020 года.

 Утром деньги

Правительство принимает меры и для сокращения сроков оплаты госзаказа. В сентябре этого года было подписано постановление, сокращающее до 15 дней максимальные сроки оплаты и по 228-ФЗ. Документ вступает в силу 1 января 2020 года и будет распространяться на все вновь заключаемые контракты.

Напомним, что в настоящий момент максимальный срок оплаты поставленных в рамках закупок товаров, работ и услуг субъектами малого и среднего предпринимательства не должен превышать 15 дней по 44-ФЗ и 30 дней — по 228-ФЗ.

Однако поставщики от МСП нередко сталкиваются с несвоевременной оплатой выполненных ими обязательств. Заказчики нарушают ее сроки либо предусматривают такие условия, когда поставщик вынужден месяцами ждать денежных средств.

Отсрочка оплаты в 60, 90 дней либо отказ принимать уже исполненные работы или поставленные товары — серьезная проблема для бизнеса, отмечает Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов.

Свою роль в решении проблемы несвоевременной оплаты может сыграть и введение системы эскроу-счетов по аналогии с уже действующей в долевом строительстве, считает Борис Титов. С инициативой введения схемы расчета, когда заказчик заранее перечисляет полную сумму контракта на специальный эскроу-счет, а исполнитель (малое предприятие) получает доступ к этому счету после выполнения всех работ, выступает аппарат уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей.

По мнению Минэкономразвития России, введение нового финансового инструмента в форме счетов эскроу не решит проблему ненадлежащего исполнения обязательств заказчика по оплате в рамках заключенных договоров. При этом данная система существенно усложнит участие в закупочной процедуре как поставщика, так и заказчика, а также может привести к снижению уровня доступа поставщиков к закупкам.

Рассмотрение вопроса о внедрении счетов эскроу в сфере закупок, считают в ведомстве, возможно после анализа правоприменительной практики данного механизма в сфере долевого строительства. 

             ИА «ТАСС»

 

Мой МирВКонтактеОдноклассники
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика