Опыт работы по патриотическому воспитанию в условиях сельской школы
Одной из важных составных частей воспитательного процесса в МБОУ «Алгашинская СОШ» Шумерлинского района Чувашской Республики является формирование патриотизма, которое имеет большое и непосредственное значение в духовном и социально-гражданском становлении личности обучающихся.
Основными направлениями в системе патриотического воспитания в МБОУ «Алгашинская СОШ» являются:
- Духовно-нравственное.
- Гражданско-патриотическое
- Историческое и краеведческое.
- Героико-патриотическое.
- Военно-патриотическое.
- Спортивно-патриотическое.
- Социально-патриотическое.
Перед выпускниками основной ступени стояла важная задача – сделать ответственный выбор, т.е. предварительный выбор своей будущей профессии(через профориентацию и выбор профиля обучения).Чем раньше молодые люди сделают свой выбор, тем успешнее будет их жизнь в будущем и тем больше вероятность, что государство и общество получат отличного специалиста.
Данная тема программы была определена по нескольким причинам:
Во-первых, в качестве предпосылок для создания программы явились результаты исследований, проведенных у обучающихся во времяобучения в 9 классе.
В 9 классе с обучающимися провели мониторинг по определению психологических и педагогических условий профессионального самоопределения, в ходе которого было выявлены определённые результаты, исходя из которых классным руководителем был выбран этот проект. В частности, мониторинг выявил, что 50 % обучающихся выбирают профессии, связанные (как напрямую, так и косвенно) со службой в вооружённых силах РФ.
Во-вторых, программа является логичным продолжением воспитательной программы«Я и моя Родина», которая была реализована в основной школе (5-9 классы обучения).
В-третьих, анализ работы за 5 лет показал, что 50% родителей обучающихся находятся в категории «неблагополучные семьи». Военные учебные заведения и служба в армии помогут этим детям в плане самодисциплины и послужат хорошим социальным лифтом.
И, в-четвёртых, данная программа даст возможность детям стать подлинными гражданами страны, теми, кто не ставит свои интересы выше общественных, а также теми, кто действительно способен принести пользу государству и социуму.
Программа рассчитана на обучающихся 10-11 классы (16-18 лет) и отвечает психолого-возрастным особенностям детей.
Осуществление деятельности в рамках данной программы проходит через реализацию проекта «Служение Отечеству» (духовно-нравственное воспитание «Истоки») и реализацию программных мероприятий ВДЮВПОД «Юнармия».
Данное движение было создано для совершенствования политики государства в вопросе воспитания молодёжи, координации, распространения накопленного опыта в области военно-патриотического воспитания.
Наша школа является опорной площадкой данного движения, все обучающиеся класса являются членами ВДЮВПОД «Юнармия» и активно принимают участие в муниципальных и республиканских военно-патриотических мероприятиях, соревнованиях и фестивалях юнармейцев.
Педагогическая целесообразность:
Наша программа имеет практическую ценность: через реализацию программных мероприятий обучающиеся смогут определиться с будущей профессией, получат практические компетенции, которые им помогут в дальнейшем в их взрослой жизни, разовьют в них гармонично развитую личность..
Реализация задач программы будет происходить, в том числе и через организацию и проведение различных социальных акций, мероприятий, уроков мужества с участием ветеранов, а так же через волонтёрскую (добровольческую), и поисково-краеведческую деятельность.
Нам кажется, что именно такая работа (формы и методы) будет наиболее эффективной с детьми всех категорий (в том числе - асоциальной).
Цель и задачи программы.
Создание и активное функционирование системы работы связанной с патриотическим воспитанием, через вовлечение обучающихся в профориентационную деятельность, воспитания в них трудолюбия, эстетического восприятия и формирование правильного образа гражданина России.
Чтобы достигнуть данную цель, мы поставили такие задачи:
- формирование положительного отношения к службе в армии России и мотивирование молодёжи к прохождению военной службы как по контракту, так и по призыву;
- подборка актуальных методов и средств. для воспитательной работы, использование их в деятельности класса;
- формирование чувства патриотизма и осознания учащимися роли России в судьбе всего мира на основе исторических ценностей, развитие и сохранение чувства любви к своей стране, школе, близким людям;
- формирование нравственной основы личности, становление её духовной культуры;
- формирование гуманизма и гуманного отношения к окружающему людям;
- формирование потребности личности к постоянному самосовершенствованию;
- формирование целостного представления у обучающихся о мире профессий.
- формирование чувства уверенность в себе, в своих силах (для мобилизации внутренних резервов);
- формирование адекватной самооценки;
- обеспечение участия родителей в реализации программы (подготовка, проведении воспитательных мероприятий).
Программа реализуется 2 года.
Этапы реализации прoграммы
I этап: разработка проекта(июнь – сентябрь 2016)
Цель: подготовка условий создания системы патриотического воспитания.
Задачи:
- Изучение нормативной базы.
2. Разработка, обсуждение и принятие программы патриотического воспитания.
3. Анализ условий реализации программы (материально-технических и педагогических).
- Подбoрка диагнoстических метoдик по направлениям прoграммы.
II этап: практический этап (2016-2018)
Цель:реализация программных положений по патриотическому воспитанию «Россия – наш общий дом».
Задачи:
1. Отработка содержания деятельности.
2. Подборка актуальных и эффективных форм и методов воспитательного воздействия.
3. Разработка методических рекомендаций.
4. Укрепление и расширение связей с организациями-партнёрами, а так же непосредственное вовлечение в систему патриотического воспитания всех представителей субъектов образовательной деятельности.
6. Самое непосредственное и активное участие в разнообразных конкурсах по патриотическому воспитанию.
7. Проведение мониторинга выполнения программных положений.
III этап: завершающий, аналитическийэтап (май – август 2018)
Цель:анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1. Провести диагностику и анализ результатов.
2. Провести обобщение результатов своей работы.
Сoдержание деятельности:
При организации работы по данной программе патриотического воспитания, в своей деятельности руководствуемся двумя следующими принципами:
1) принцип последовательности;
2) принцип поэтапности.
Реализуем такую, как нам кажется, несомненно, эффективную воспитательную цепочку:
1) Любовь к близким людям.
2) Уважение старшего поколения.
3) Любовь к природе.
4) Любовь к «малой» Родине – Чувашии.
5) Любовь к «большой» Родине – России.
6) Понимание важности и необходимости служения своему Отечеству.
В процессе реализации воспитательной программы обучающихся “Россия - наш общий дом” у юношей и девушек к моменту завершения обучения в школе должны быть сформированы следующие качества настоящей личности:
- активная гражданская позиция;
- осознание личной ответственности за судьбу своей Родины – России и всего российского общества;
- чувство патриотизма, гордости за свою страну, школу, близких и родных людей;
- знание истории и культуры своей страны;
- верность Родине и готовность защитить своё Отечество;
- духовное, нравственное ифизическое здоровье;
- владение культурой и мысли речи;
- способность к саморазвитию.
- гуманистическое отношение к окружающим людям;
- внутренняя потребность личности в совершенствовании своей социализации.