Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

Определены основные задачи развития системы образования района

Традиционно на августовской конференции подводятся итоги работы системы образования за прошедший учебный год и определяются цели и задачи на предстоящий период. В этом году она прошла  в прошедший вторник, 28 августа. С докладом «Основные векторы развития системы образования Порецкого района» выступила начальник отдела образования, молодежной политики и спорта Елена Терешкина. Сегодня мы публикуем ее выступление с небольшим сокращением. 

7 мая 2018 года Президент России Владимир Путин подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Указом предусмотрена разработка приоритетных национальных проектов (программ) по 12 основным направлениям, их них 9 в области образования. Сейчас разрабатывается Национальный проект «Развитие образования», состоящий из 9 федеральных проектов.  В рамках планируемого проекта «Современная школа»  стоят две основные задачи: обновление инфраструктуры школ и достижение глобальной конкурентоспособности наших школьников в международных исследованиях качества общего образования.

В рамках проекта «Создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом», проведен капитальный  ремонт спортивных  залов: МБОУ «Порецкая СОШ», МБОУ «Кудеихинская СОШ», МБОУ «Семеновская СОШ» и закуплено спортивное оборудование на сумму 3088,2 тыс. рублей. В текущем году  в рамках данного проекта проведен капитальный ремонт спортивного зала Мишуковской школы на сумму более 1 миллиона рублей. По государственной  программе Чувашской Республики  «Развитие образования», проведены мероприятия по устройству отапливаемых санитарно-технических помещений  во всех муниципальных общеобразовательных организациях на сумму 4309,9 тыс. рублей. Для укрепления материально-технической базы образовательных организаций  в школы района поступило оборудование для кабинетов ОБЖ, технологии, ИЗО, музыки; современное технологическое оборудование для школьных столовых на сумму более 4 миллионов рублей. В ближайшие годы планируется комплексный капитальный ремонт МБОУ «Анастасовская СОШ». Цена проекта составляет более 25 миллионов рублей.

Ежегодно в целях поддержки и развития инновационного, творческого и духовного потенциала системы образования проходят  конкурсы Грантов образовательных организаций и педагогических работников. Одним из главных достижений последних лет является то, что Порецкая средняя общеобразовательная школа дважды вошла  в самые престижные рейтинги лучших школ России. В 2015 году в ТОП-200 лучших школ России, а в 2017 году в ТОП-300 лучших сельских школ России и  была удостоена денежного поощрения Главы Чувашской Республики в размере 1 млн. рублей.

В республике успешно работает республиканский проект «Наука в школу», благодаря которому базовые школы на 42 млн. рублей получили современное оборудование по физике для обучения сельских школьников, в том числе и дистанционно. К сожалению, Порецкий район не смог войти в данный проект, в связи с нерасторопностью учителей физики.  

Главным ресурсом для повышения качества школьного образования есть и будут учителя. Формирование педагога будущего является основной целью другого федерального проекта  «Учитель будущего». Никакие современные технические приспособления не могут заменить живого слова учителя. Порецкий район имеет определенные достижения. Два  педагога Порецкого детского сада «Сказка» Тарасова Н.В. и Земченкова Т.Е. удостоены денежного поощрения Главы Чувашской Республики, денежное поощрение Президента Российской Федерации получила в 2017 г. учитель МБОУ «Порецкая СОШ» Колчанова Е.Н.. Хочется призвать педагогов района активнее участвовать в значимых конкурсах, дающих право грантовой поддержки.

Важным является участие в конкурсах на получение гранта образовательных организаций. За последние три года в 2016 году денежное поощрение Главы Чувашской Республики в размере 200 тыс. руб. получила только Порецкая детская школа искусств. Ежегодно денежные премии присуждаются педагогам, подготовившим победителей и призеров всероссийских предметных олимпиад. Среди них Смышляева С.Н., учитель технологии, Шильникова О.Н., учитель физической культуры Порецкой средней школы. Второй год ежегодное денежное поощрение Главы Чувашской Республики педагогическим работникам, подготовившим победителей и призеров межрегиональных, международных олимпиад школьников по мордовскому языку и литературе получают учителя мордовского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Напольновская средняя общеобразовательная школа». В этом году денежное поощрение получили Кулясова К. В. и Кумакшева Е. М. в размере 100 тыс. и 50 тыс. рублей соответственно

Появление новых образовательных технологий и нового оборудования, внедрение федеральных государственных образовательных стандартов требуют постоянного развития профессиональных навыков и компетенций педагогов. Это в свою очередь требует актуализации квалификационных требований. Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. В рамках федерального проекта «Учитель будущего» Министерство просвещения планирует создать новую систему аттестации учителей.  Кроме этого будет создана и Национальная система учительского роста.  Предполагается, что в ее рамках не менее половины педагогов должны пройти переподготовку. До выдвижения новых требований к учителям мы должны всех переобучить, создать условия для освоения необходимых компетенций для повышения качества и эффективности работы.

Основным звеном в реализации проекта «Учитель будущего» является Чувашский республиканский институт образования. Программы курсов повышения квалификации нацелены на конкретные запросы учителей – они максимально практико-ориентированы и основаны на успешных практиках наших  педагогов. Важным направлением является прогнозирование потребности системы образования в педагогических кадрах и поиск механизмов удовлетворения этой потребности. Наиболее востребованными сегодня являются учителя иностранного языка, физики, педагоги дополнительного образования. В связи с введением с 2020 года обязательного ЕГЭ по истории и с 2022 года ЕГЭ по иностранным языкам эта проблема становится наиболее актуальной. Сегодня в районе средний возрастной состав педагогов составляет 47 лет. Для нас важно достичь устойчивой тенденции преемственности кадров, когда соблюдается баланс между количеством опытных и молодых учителей. Образовательным организациям необходимо продолжить  работу по целевой подготовке учителей и их сопровождению. Сегодня нам нужны новые механизмы, которые мы должны использовать для взращивания будущего педагога. Важна мотивация к профессии! И одним из действенных механизмов в этом направлении должны быть конкурсы педагогического мастерства. Мы должны не просто участвовать, но и побеждать.

Невозможно развитие образования без создания самых современных условий. Этому послужит проект «Цифровая образовательная среда». Его основная цель – это создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. Ожидается утверждение Стандарта (целевой модели) цифровой школы, создания единой информационной системы «Цифровая школа» с использованием технологий больших данных. В районе внедрены комплексные автоматизированные системы «Сетевой город. Образование» и «Барс. Образование», все школы ведут электронные дневники и журналы. В 2018 году появилась возможность подавать заявление на зачисление детей  в 1 класс в общеобразовательные учреждения  в электронной форме. Во многих школах республики   активно используют программу   «Яндекс-класс». «ЯКласс» — это платформа электронного образования для школ, а также обучающая онлайн-площадка для школьников и их родителей. Рекомендуется всем школам   изучить программу и  внедрить в своих организациях. Одним  из главных условий для развития цифровой школы  необходима максимальная скорость Интернета ( более 1 мбит/сек).  Сегодня   Порецкая школа имеет такое преимущество. В ближайшее время нам необходимо обеспечить в каждой школе скорость Интернета не менее 1 мбит/сек.  К началу 2019 года планируется запустить республиканский образовательный портал нового формата, который должен стать навигатором образовательных ресурсов. В настоящее время три образовательные организации – Порецкая ДШИ, ДЮСШ «Дельфин» и Порецкая СОШ разместили программы дополнительного образования на республиканском информационном ресурсе «Навигатор дополнительного образования детей». Необходимо провести информационную кампанию для родительской общественности – пригласить их на сайт Навигатора. С сентября 2018 года планируется запись детей на программы дополнительного образования родителями  через Навигатор.

По итогам работы образовательной онлайн-платформы  Учи.ру в 2017/2018 учебном году наиболее активно пользуются ресурсами платформы Порецкая, Напольновская и Кудеихинская школы. В рамках проекта «Шахматы в школе» в Порецкой  школе уже второй год учащиеся постигают азы игры в шахматы. Также в Порецкой и Мишуковской школах начал работать шахматный кружок. МБОУ «Порецкая СОШ» приняла участие в Конкурсе на лучшую организацию преподавания шахмат в общеобразовательных организациях ЧР в 2017-2018 учебном году. По результатам конкурса школа заняла 3 место в республике. Это достойный пример результативного участия в проекте, подкрепленный существенной материальной поддержкой. Школа получила 60 тыс. рублей. 

Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи,  направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию обучающихся нацелен Проект «Успех каждого ребенка». В районе работают два учреждения допобразования. В девяти спортивных секциях ДЮСШ в этом учебном году занималось –  422 учащихся, на отделениях ДШИ – 100 ребят. В настоящее время дополнительное образование в районе получают 64,4 процентов детей, немного не достигая 65% республиканского уровня. У образовательных организаций есть ресурсы для достижения указанного показателя. Дети должны заниматься в кружках и секциях по интересам. Но недостаточно активно ведется работа по получению лицензий на дополнительную образовательную деятельность, в первую очередь дошкольными образовательными организациями, школами района  и учреждениями дополнительного образования.   

Говоря о развитии спортивно-массовой работы, нужно сказать, что одним из лучших показателей стала победа команды Порецкого района в школьной волейбольной лиге, неплохо выступила команда Порецкой СОШ в Президентских играх и состязаниях. Наряду с этим, общий результат в Спартакиаде на Кубок Главы ЧР один из последних. Причина тому – неучастие в соревнованиях «Золотая шайба», гиревой спорт и др. Ставим задачу сектору спорта, коллективу ДЮСШ, учителям физической культуры проанализировать сложившуюся ситуацию и найти из нее выход.

Большое внимание уделяем и патриотическому воспитанию детей и молодежи. Самым популярным направлением являются юнармейские игры «Зарница» и «Орленок». Ежегодно участниками игр на муниципальном и республиканском уровне становятся около 90 ребят из школ района. В районе активно продолжает развиваться кадетское движение. В МБОУ «Порецкая СОШ» были открыты два кадетских класса: класс имени академика-кораблестроителя А.Н. Крылова в 2013 году и класс имени М.П. Бочкарёва в 2015 году. В Поречье заложены славные кадетские традиции, которые должны укрепляться и развиваться последующими поколениями кадет, мы должны сделать все, чтобы это движение продолжило жить на Порецкой земле.

Важным направлением является и создание условий для развития интеллектуальной одаренности. Наиболее популярными среди детей являются предметные олимпиады. В школьном этапе ВОШ приняли участие 2181 учащихся, из них  победителей и призеров – 473.  Самое большое количество участников олимпиады  составляют учащиеся Порецкой СОШ, самое меньшее количество участников из Семеновской СОШ, Мишуковской ООШ. В 2017 году в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по 21 предмету  приняли участие всего 146 участников. Это говорит о том, что при проведении школьного этапа олимпиады не всегда соблюдается процентное соотношение при определении победителей и призеров, что является нарушением Положения о всероссийской олимпиаде школьников. Напрашивается вывод, что такие результаты выводятся искусственно, с целью обеспечения участия школьников в муниципальном этапе, либо отчетность предоставляемая по итогам проведения школьного этапа не объективна. Из 40 победителей и призеров муниципального этапа по рейтингу для участия в региональном этапе попали лишь 10 участников, что составило  25,0% (2016-2017 уч. г. – из 57 победителей муниципального этапа прошли 30 чел. – 52,6%). В этом году мы имеем  призера регионального этапа по физической культуре (учитель Шильникова О.Н.). Эффективность участия составила 10%, что на 4% выше по сравнению с прошлым годом. Практически, только учителя Порецкой  школы работают с олимпиадным резервом. Напрашивается резонный вопрос — а где учителя других школ? Каковы причины такого положения? Низкое качество обучения? Нежелание учителя загружать себя лишней работой? Нетребовательность администраций школ к качеству работы учителя?

Мы видим, что наблюдается тенденция к снижению показателя успешности выступления на региональном этапе, что говорит о необходимости системной работы и подготовки учащихся к олимпиадам. В работе с одаренными детьми ведущей остается самостоятельная подготовка учащихся к состязаниям, а участие в олимпиаде носит спонтанный характер. Предлагается в школах,  где из года в год низкая эффективность участия на олимпиадах, пересмотреть программы работы с одаренными детьми, выявить причины и принять действенные меры. При подготовке учащихся к олимпиадам учесть типичные ошибки, допущенные школьниками при выполнении олимпиадных заданий муниципального этапа прошлых лет. Наиболее полно работа с одаренными детьми проводится в рамках профильного обучения. По профильным программам занимаются 100% старшеклассников.

На сегодняшний день  в школах нашего района преобладает социально-экономический профиль. В этой связи необходимо отметить, что складывающийся в последние годы рынок труда определяет необходимость углубленного изучения предметов физико-математического профиля программ общего образования, что позволит школьникам в дальнейшем более успешно обучаться в профессиональных учебных заведениях технического направления. Однако выбор профиля в наших  школах пока еще зависит не от желания учащегося и его родителей, и запросов рынка труда, а от возможности школы. Положительным моментов в данном направлении является функционирование профильного агротехнологического класса в Напольновской школе.

Предлагается вернуться к хорошо зарекомендовавшей себя практике организации профильных педагогических классов. Предложение по организации педагогического профильного класса в своей школе выразила МБОУ «Анастасовская СОШ».  В дальнейшем нужно открыть в районе один педагогический класс или педгруппу.

Одним из важных вопросов остается итоговая аттестация учащихся. Единый государственный экзамен в 2018 году по русскому языку и математике сдавали 35 выпускников 11 классов общеобразовательных школ Порецкого района. Результаты 2018 года улучшились по сравнению с 2017 годом по русскому языку и базовой математике. Ухудшился результат по профильной математике. В отличии от 2017 года участников, не справившихся с экзаменационными заданиями по обязательным предметам нет. Из предметов по выбору наибольшей популярностью у выпускников пользовались обществознание, физика и биология. По сравнению с прошлым годом увеличилось количество учащихся, выбравших физику, биологию. Снизилось число сдающих химию, ни один из учащихся не выбрал для сдачи английский язык. Анализ результатов участников ЕГЭ по профильным общеобразовательным предметам показал, что в 2018 году наблюдается снижение профильной подготовки выпускников 11 классов, подтверждением чему является факт ухудшения результатов ЕГЭ по сравнению с 2017 годом по таким учебным предметам, как:  физика (на 6,6%), информатика  (на 12 %), биология (на 2%), география (почти на 8,0%). Положительная динамика наблюдается по химии (на 1,1%), истории  (на 7,2%), обществознанию (на 12,3%), географии (почти на 8,0%). Вместе с тем, учащихся, набравших более 80 баллов по профильным предметам, кроме обществознания, нет.

Большое значение сегодня придается развитию лидерства, наставничества и волонтерства. Для решения задач проекта «Социальная активность» в каждой школе должны появиться добровольческие отряды или группы волонтеров по разным направлениям. В настоящее время в районе действуют более 10 волонтерских объединений с охватом более 350 волонтеров.

В этом году  стипендию Главы Чувашской Республики за особую творческую устремленность   получили   4 учащихся Порецкой СОШ  и 1 представитель работающей молодежи. 26 учащихся общеобразовательных школ района были отмечены стипендией главы администрации Порецкого района.

Большую поддержку в развитии наставничества оказывают некоммерческие организации. Совместно с фондом «Чувашия» реализуется проект «Шаг навстречу», ставший победителем конкурса грантов Президента России. В проекте участвуют 36 школ, среди них  МБОУ «Порецкая СОШ».  Всем образовательным организациям рекомендуется подхватить эту новую практику. В ближайшее время в каждой образовательной организации должны появиться добровольческие отряды по разным направлениям.

Оказать помощь родителям призван проект «Современные родители». Главное внимание – на создании условий для раннего развития детей в возрасте до 3 лет. Будет создан единый федеральный портал для мам и пап, где они смогут получить консультацию, связаться с педагогами, получить психологическую помощь. К 2024 году во всех регионах начнут работу центры скорой психолого-педагогической помощи родителям. Уже сейчас в образовательных организациях Порецкого района созданы консультационные пункты. В них зачислены дети, которые по той или иной причине не могут посещать дошкольное образовательное учреждение. Наряду с сопровождением семей, воспитывающих дошкольников дома, мы обязаны активно и целенаправленно развивать систему дошкольного образования. В этом направлении ведется постоянная работа. Нам удалось обеспечить местами в детских садах детей старше трех лет, и теперь будем решать вопросы по обеспечению местами детей с 2 лет.

Все образовательные организации в новом формате должны начать возрождение родительских клубов. В этом учебном году обязательно должны быть созданы Советы Отцов, в которые должны войти ответственные, неравнодушные, ведущие активную жизненную позицию мужчины. Советы отцов смогут обеспечить наличие мужского воспитания, эталон отцовства и эмоциональную поддержку и опору для педагогов и родителей.

Каждый руководитель, каждый педагогический коллектив должен осмыслить масштабные задачи, обозначенные в новом майском указе Президента России и национальном проекте «Развитие образования» и разработать план действий.  Надо сделать все максимально возможное, чтобы образовательная система района достойно продолжила поступательное движение вперед. Для этого у нас есть многое.



"Порецкие вести"
01 сентября 2018
16:40
Поделиться