Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

Алексей Николаевич Крылов – человек, ученый, гражданин

Сегодня исполнилось 155 лет со дня рождения нашего земляка – выдающегося учёного-кораблестроителя, Героя социалистического труда, Алексея Николаевича Крылова. 

Имя русского учёного академика Алексея Николаевича Крылова широко известно в нашей стране и за её пределами. Оно навечно вписано в историю отечественной и мировой науки, техники и культуры.  Его имя стоит в одном ряду с такими гениальными учеными, как Архимед, Леонардо да Винчи, Ломоносов, Циолковский.

За семидесятитрехлетний период времени, прошедший после смерти академика А.Н. Крылова, о нём написано немало книг и статей. И это неудивительно - об А.Н. Крылове и в будущем можно будет писать ещё много, открывая всё новые и новые аспекты в жизни и деятельности выдающегося учёного-патриота, поучительные для современного поколения людей, живущих в XXI веке.

А.Н. Крылов родился 15 августа (по новому стилю) 1863 г. в дер. Висяга Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне дер. Крылово Порецкого района Чувашии) в семье потомственного дворянина – артиллерийского офицера, участника Крымской войны (1853–1856 гг.). В детстве жил с родителями в Марселе, на юге Франции, учился в частном пансионе, затем – в Севастополе, Риге. Получил прекрасное образование и воспитание, изучил латынь, французский, немецкий и английский языки. В 1878 г. Крылов поступил в Морское училище (ныне – Морской корпус Петра Великого – Санкт-Петербургский военно-морской институт). С 1878 года Петербург стал колыбелью будущего академика, кораблестроителя, ученого, организатора и педагога.

В октябре 1884 года А. Крылов был произведен в мичманы и награжден денежной премией, а его имя занесено на доску почета. Алексея ждали море и корабли, но все сложилось иначе.  Усиленные занятия математикой сверх училищной программы, непрестанное чтение книг и статей с формулами и значками отразились на его зрении. Он стал близорук. И этот недостаток послужил препятствием службе на корабле. Крылов выбрал научное поприще и принял приглашение известного математика-магнитолога, создателя теории о девиации компаса И.П. Колонга работать в компасной мастерской Главного Гидрографического управления. В 1887 году А.Н. Крылов ушел из компасной мастерской. Он начал работать на Франко-русском судостроительном заводе в Петербурге, а затем решил продолжить учение в Морской Академии. А.Н. Крылов поступил в число слушателей кораблестроительного отдела Морской академии в октябре 1888 года. В октябре 1890 года, по окончании курса с отличием он, как лучший выпускник, был оставлен при академии для научной и педагогической работы. С того времени А.Н. Крылов почти 50 лет преподавал в стенах Академии, а также в Петербургском политехническом институте и других вузах. Неоценимы его исследования по теории (мореходным качествам) корабля. А.Н. Крыловым разработана также теория килевой качки корабля на волнении. В 1890-е годы мировую известность приобрел его труд "Теория качки корабля".

Учение о качке корабля А.Н. Крылов начал читать в Морской академии в 1893 году. Осенью 1895 года он разработал теорию килевой качки на волнении, применив к исследованию этого вопроса, тогда еще никем не затронутые, методы, подобные тем, которые применяли Лагранж и Лаплас в "Небесной механике" при изучении движения планет. В 1897 году Крылов обобщил и видоизменил метод исследования килевой качки и изложил общую теорию качки корабля, от которой предыдущие теории составляют частные случаи.

С 1900 года А.Н. Крылов активно сотрудничал с С.О. Макаровым, адмиралом и ученым-кораблестроителем, работая над проблемой плавучести корабля. Результаты этой работы до сих пор широко используются в мире.

В 1900 году на А.Н. Крылова в академии было возложено чтение курса дифференциального и интегрального исчисления, вместе с тем он был назначен на должность заведующего Опытным бассейном для испытания моделей судов (до 1908 года). В этой должности А.Н. Крылову пришлось принимать деятельное участие в испытании построенных судов. С 1901 года, разработав теорию этого явления, Крылов начал читать курс вибрации судов, сперва в Морской академии, а затем в Политехническом институте.

В морских и научных кругах все больше рос авторитет А.Н. Крылова. В 1908 году ему было поручено возглавить кораблестроение всей России. Уже в генеральском чине, став главным инспектором кораблестроения и исполняющим обязанности председателя Морского технического комитета, он руководил проектированием и постройкой мощных боеспособных линкоров типа "Севастополь", эсминцев типа "Новик", долгое время остававшихся лучшими кораблями своего класса в мире.

В 1912 году А.Н. Крылов стал заслуженным профессором Морской академии, кроме того, он состоял, для особых поручений, при морском министре адмирале И.К. Григоровиче. В 1913-1914 годах А.Н. Крылов продолжил чтение лекций в Морской академии.

19 июля (1 августа) 1914 года Германия объявила России войну. А.Н. Крылов был включен в состав специальной расчетной комиссии Артиллерийского комитета. Комиссия должна была математически обосновать количество необходимых патронов на каждое ружье и снарядов на каждое орудие. В том же, 1914 году, А.Н. Крылов единогласно избирается членом-корреспондентом Императорской Академии Наук по кафедре математической физики. В 1916 году он стал действительным членом Академии Наук. Тогда же Крылов назначен директором  Главной физической обсерватории и Главного военно-метеорологического управления. Эти должности он занимал до 1921 года.

Октябрьская революция застала Крылова на работе в Русском Обществе пароходства и торговли. Он ведал постройкой пароходов и их технической эксплуатацией. Когда декретом правительства рабочих и крестьян коммерческий флот был национализирован, Крылов передал весь флот Советской власти. В 1921 году Советская страна командировала группу ученых, в том числе академиков Рождественского, Иоффе и Крылова, в Лондон для возобновления научных связей, приобретения книг и приборов для Академии наук, в частности для Морской академии. В марте 1928 года А.Н. Крылов был назначен директором Физико-математического института АН СССР в Ленинграде. В последующие годы он принимал активное участие в создании новых кораблей, гироскопических приборов, в строительстве мостов, доков.

В 1936 году академик Крылов участвовал в инженерных разработках по строительству Володарского моста в Ленинграде. В 1938-1940 годах А.Н. Крылов опубликовал ряд работ, в которых дал полное изложение теории девиации магнитного компаса, исследовал вопросы теории гироскопических компасов, разработал теорию влияния качки корабля на показания компаса: "Основания теории девиации компаса", "Возмущения показаний компаса, происходящие от качки корабля на волнении", "О теории гирокомпаса" и др. Он предложил также новую систему дромоскопа, автоматически рассчитывающего девиацию компаса. В 1939 году Алексею Николаевичу за эти исследования было присвоено звание Заслуженного деятеля науки и техники, а 13 марта 1941 года за работы по теории компасов и гирокомпасов он был удостоен Сталинской премии 1-й степени.

В начале Великой Отечественной войны А.Н. Крылов был эвакуирован в Казань, но и там продолжал научные исследования. За выдающиеся достижения в области математических наук, теории и практики отечественного кораблестроения, и заслуги в подготовке специалистов для Военно-Морского Флота академику А.Н. Крылову 13 июля 1943 года было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он также трижды награждался орденом Ленина. В августе 1945 года Алексей Николаевич Крылов вернулся в Ленинград.

Умер Алексей Николаевич Крылов 26 октября 1945 года в Ленинграде во время работы над "Историей открытия планеты Нептун". Похоронили его с воинскими почестями на Литераторских мостках Волковского кладбища. "Такие люди, - сказал об А.Н. Крылове его друг, академик А.Ф. Иоффе, - не повторяются в жизни". В 1948 году на могиле академика установили надгробный памятник – стелу с барельефным портретом. Память о нашем великом земляке достойно увековечена.

Научное и инженерное наследие А.Н. Крылова даёт нам полное право считать его нашим современником. Общепризнанным  остаётся то, что его многочисленные работы до сих пор служат фундаментом и источником новых идей и разносторонних достижений современного кораблестроения.

 

Материал подготовила администратор Мемориального музея академика А.Н. Крылова  Л. Богаутдинова.



"Порецкие вести"
15 августа 2018
16:27
Поделиться