Порецкий муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Пăрачкав муниципалитет округĕ

С вдохновением и любовью

Галина МАЛОФЕЕВА

 

Прочитала в районной газете публикацию Лоскутова Н.В. о подготовке к 100-летнему юбилею Порецкой средней школы и не могла не откликнуться. Время безжалостно стирает из памяти события, даты, имена, и мне захотелось запечатлеть близкую мне страницу прошлого, рассказать о своем времени и о хорошо знакомом мне поколении педагогов. Более тридцати лет своей жизни я посвятила Порецкой средней школе, из которых двадцать пять работала в ней непосредственно, преподавала русский язык, литературу, выполняла обязанности заместителя директора по учебно-воспитательной работе. 

Впервые приехала в Порецкое в 1974 году девятнадцатилетней девчонкой по направлению после Канашского педучилища. Меня назначили учителем начальных классов и доверили первый класс. Я чувствовала себя беспомощной, не могла добиться внимания тридцати восьми беспокойных малышей, срывалась на крик, пыталась наказывать детей, и только пришедшая на урок В.А. Шпынева (завуч по начальным классам) вывела меня из состояния растерянности. «Не начинай говорить, пока все дети не положат руки на парту и не будут смотреть на тебя, – поучала она. – Иди на урок к Ершовой Л.А. (она вела параллельный класс), к Чистяковой З.А. и Авраменко Р.А.». Так я и поступила. И именно Ершова Людмила Александровна, человек энциклопедических знаний, Чистякова Зоя Александровна, самый авторитетный человек в коллективе, Римма Александровна Авраменко, учитель- виртуоз и добрейшей души человек, Дурасова Антонина Федоровна, очень скромный и глубокий педагог, стали на всю жизнь для меня примером не только профессионализма, но и высоконравственного отношения к людям и к делу. Не могу не вспомнить Ивана Григорьевича Липилина, который вносил в женский коллектив мужское начало, всегда шутил, учил смотреть на происходящее с известной долей скепсиса и неизменным оптимизмом. В праздничные дни, когда он надевал все свои боевые награды, мы испытывали особую гордость за нашего учителя. А в походы за Суру Иван Григорьевич брал своего хорошо обученного спаниеля Дика, и ребятишки наперебой ласкали собаку и просили выполнить их команды.  

Первые годы в Порецком запомнились мне и активной общественной жизнью. Я с интересом занималась в народном театре при РДК, играла главную роль в пьесе А.Н. Островского «Не все коту масленица», находила время и на репетиции, и на заучивание ролей, и на выполнение контрольных работ (училась заочно в институте), умудрялась по выходным заниматься со своими учениками, приглашая их к себе на съемную квартиру.

В 1980 году меня назначили на должность заместителя директора по воспитательной работе и дали уроки русского языка и литературы в десятом классе. Это был очень ответственный этап в моей жизни: предстояло руководить не одним классом, а школой, увлечь комсомольской работой старшеклассников, начать преподавать в старшем звене. Ночи напролет я готовилась к урокам, читала, разрабатывала сценарии. Я не справилась бы с работой, если бы не замечательные учителя, работавшие тогда классными руководителями выпускных классов, Юкланова Елизавета Ивановна и Богомолкина Ольга Семеновна. С их помощью мне удавалось найти подход к ребятам, увлечь подготовкой к творческим проектам. Особенно мне запомнились вечера встреч с интересными людьми Поречья, которые мы проводили в формате популярных телевизионных передач «От всей души». Очень важными для меня были деловые замечания Осокиной Галины Николаевны, человека с потрясающим уровнем интеллекта и культуры. Будучи сельской учительницей, она написала методическое пособие, по которому работала вся страна, защитила кандидатскую диссертацию, при этом научную работу прекрасно сочетала с работой в школе: дети ее боготворили, многие выбрали профессию, связанную с химией, и добились успеха.

После четырехлетнего перерыва, связанного с работой в райкоме КПСС, я вернулась в школу в 1986 году на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе в начальных классах. Политические события конца восьмидесятых – начала девяностых годов круто изменили жизнь в стране. Это были трудные и интереснейшие годы. Школа с наполняемостью 1200 учащихся располагалась в старом здании, рассчитанном на 500 человек, и поэтому мы занимались в две смены. Директор школы, Шлямин Борис Степанович, буквально жил в школе, приходил около семи утра, чтобы проверить работу угольной котельной, и уходил после девяти вечера, когда заканчивались уроки. Наш директор знал и любил детей, к каждому сорванцу находил свой подход, умело руководил большим педагогическим коллективом, был требовательным и поощрял творчество, новаторство. Никаких стимулирующих выплат система оплаты труда тогда не предусматривала, даже зарплату задерживали месяцами, а детские пособия отоваривали продуктами. Но мы работали с эмоциональным подъемом, вдохновением. Иначе чем объяснить, например, уровень проведения масштабных театрализованных литературных праздников школе, к которым готовились целые спектакли с костюмами, декорациями, музыкальным сопровождением? С увлечением и фантазией готовились к литературным вечерам, посвященных творчеству А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, мои коллеги: Ефимович А.К., Александрова М.М., Липатова В.В., Богомолкина Е.В., Воронкова А.П. В этот период очень популярна была бардовская поэзия, и многие мои ученики вслед за мной увлеклись игрой на гитаре и авторской песней.

В девяностые годы радикально обновилась программа по литературе, на урок пришли так называемые «возвращенные» произведения: роман-антиутопия «Мы» Е.И. Замятина, роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», произведения А.П. Платонова, поэзия серебряного века. Вместо «Поднятой целины» в школе начали изучать «Тихий Дон» М.А. Шолохова. Изменились подходы к изучению литературного произведения: на смену идеологическому толкованию пришел художественный анализ текста. Изменения в методике преподавания были связаны с внедрением интерактивных методов обучения и педагогики сотрудничества. Словесники с интересом отнеслись к методике Е.Н. Ильина, основанной на проблемной беседе и особом внимании к художественной детали. Интерес к новому был у нас огромный, и, чтобы понять суть новаторских идей, мы выписывали множество журналов, газет, обменивались литературой. Систематически проходили у нас открытые уроки, на которых учителя показывали современные формы и приемы обучения и достижения учеников. Республиканский журнала «Народная школа» и всероссийский журнал «Литература в школе» охотно печатали наши статьи из опыта работы. С благодарностью вспоминаю заведующую методкабинетом РОНО Архипову Г. К., которой я обязана своей учебой в Москве на семинаре современных литературоведов. Она направляла на учебу в Москву учителей начальных классов, организовывала выездные семинары в передовые школы Чувашии и Марий Эл для изучения передовых технологий обучения.

В начальных классах в 90-ые годы пользовались популярностью опыт опережающего обучения Лысенковой С.Н., концепция гуманной педагогики Амонашвили Ш.А., и их книги стали нашими настольными книгами. Разумеется, находки учителей-новаторов преломлялись в нашем собственном опыте, и у каждого учителя складывалась своя неповторимая манера преподавания. Начальная школа переходила с трехлетней на четырехлетнюю программу обучения, и учителям приходилось перестраиваться на работу с шестилетними детьми. Первой пришлось работать с шестилетками Глуховой Н.А., тогда начинающей учительнице, способной и энергичной. У Надежды Алексеевны получались не только уроки, но и воспитательная работа, которую она строила на популярной тогда методике коллективных творческих дел. Класс был разбит на пятерки, и микрогруппы детей и родителей в ходе подготовки к классным мероприятиям очень сдружились, помогали друг другу. Прошли годы, а выпускники Глуховой Н.А. с теплотой вспоминают замечательные семейные спортивные праздники, интеллектуальные игры-викторины, инсценирование сказки К.И. Чуковского «Муха-цокотуха».

Подбор учителей начальных классов был очень сильный, все старались, переживали за результаты контрольных срезов. Высокие результаты на контрольных стабильно показывали классы Глуховой Н.А., Вилковой Е.Н., Горшковой Е.М., Подмарьковой Е.А. Уроки Якимовой Н.Г отличались особой творческой атмосферой, она была знатоком поэзии, живописи, и ее отношение к искусству передавалось детям. Вилковой Е.Н. лучше других удавалось привить интерес к книгам, чтению.  

Система открытых уроков, направленная на тиражирование методических находок учителей, привела к идее проведения конкурса профессионального мастерства «Учитель года», который по сей день пользуется у педагогов России авторитетом и популярностью.

Участие в конкурсе, настоящем педагогическом марафоне, требовало колоссального труда, нестандартного подхода к разработке уроков, внеклассных мероприятий, методических материалов, высокого мастерства общения с детьми в незнакомом классе городской школы, потому что на конкурсах, куда собирались лучшие учителя районов и городов республики, борьба была очень напряженная. Первым педагогом Порецкого района, добившимся большого успеха на республиканском конкурсе «Учитель года -1999», занявшим первое место в одной из номинаций, стала учительница начальных классов Филимонова Галина Ивановна. Она покорила жюри необыкновенно эмоциональным и патриотическим настроем урока, посвященного труженикам села, хлеборобам Чувашии, показала умение увлечь малышей выполнением творческого задания, вызвать детей на живое, искреннее обсуждение проблемы. На следующий год, в 2000 г., мне довелось самой штурмовать вершины республиканского конкурса и удалось войти в число суперфиналистов. Запомнился момент, когда я приехала с конкурса домой, и, только успела войти, раздался междугородний звонок. Это мама звонила из Алатыря: «Поздравляю! Случайно услышала по телевизору, как поют: «Уж такая беспокойная Галина Александровна, и нам она покоя не дает!» Сразу поняла, что это о тебе». Оказывается, по местному телевидению шла трансляция финала конкурса, где мои коллеги, учителя начальных классов, презентовали мою работу.  

Прекрасно защитила честь школы и района на республиканском конкурсе Лявина Марина Михайловна, она стала победителем в номинации «Новаторство в педагогике». Урок ее был действительно новаторским, знакомил детей начальных классов на доступном уровне с основами стихосложения. На ее уроке звучала русская классическая поэзия, стихи нашего земляка-педагога В.И. Грибанова и живая фортепианная музыка в исполнении Марины Михайловны. Я с удовольствием вспоминаю все эти моменты, потому что принимала самое активное участие в подготовке конкурсантов. В 2005 году я сопровождала на конкурс в Чебоксары М.В. Архипову, помогала ей создать урок, мастер-класс, разработать методический проект «Краеведческий материал на уроках русского языка». Архипова М.В. заняла второе место в республике и представляла Чувашию на Всероссийском конкурсе.

В 2000 году школа перешла в новое современное здание. Вся тяжесть контроля за строительными работами, заботы об оборудовании кабинетов легли на плечи Шлямина Б.С., здание школы стало своеобразным памятником ему. Учителя с большим энтузиазмом оформляли кабинеты, и мне особенно запомнилось, как комфортно и красиво оборудовала свой класс Смирнова В.В., украсив   его резьбой по дереву, создав теплую, живую атмосферу с помощью большого аквариума. Когда в начале 2000-х настал революционный момент компьютеризации учебно-воспитательного процесса, Смирнова В.В. одна из первых оснастила кабинет медиатекой и освоила информационные технологии. Мне же с учителем информатики Умняшкиным А.Н. было поручено создать первый школьный сайт. Я на свой страх и риск готовила материалы, а Александр Николаевич размещал их. Сейчас, наверное, мне было бы стыдно за этот сайт, но это был первый опыт, и кто-то должен был начинать.  

Об уровне преподавания в школе судят по результатам учеников. И в этом плане школа держала достойные позиции. В конце 90-х – начале 2000-х мои ученики Александрова Светлана и Наумов Дмитрий   выиграли республиканские олимпиады по русскому языку и литературе, ученица Александровой Л.Т. стала первой на республиканской олимпиаде по истории.

Наши дети становились призерами первых дистанционных олимпиад, всероссийской интеллектуальной игры «Русский медвежонок», творческих конкурсов. Например, Маша Янкова (Варякина) победила в конкурсе сочинений по творчеству А.С. Пушкина и получила в награду путевку во всероссийский детский центр «Орленок».

На начало 2000-х приходится еще одно глобальное изменение в школьном образовании – введение единого государственного экзамена. Конечно, сначала процедура проведения ЕГЭ была несовершенной, вызывала большие нарекания в плане организации. Но с самого начала нам было понятно, что за ЕГЭ - будущее, потому что он давал возможность сельским выпускникам поступить в вузы Москвы и других крупных городов, открывал перспективу дальнейшего успешного трудоустройства. Сейчас строжайшая дисциплина на экзамене устранила сомнения в справедливости результатов, а самые трудолюбивые выпускники получают возможность учиться на бюджетной основе в престижных вузах. Приятно осознавать, что у истоков ЕГЭ стояло наше поколение учителей.

В 2005 году мне предложили перейти на работу в РОНО, и я приняла решение попробовать себя в новой должности, потому что считала, что человек, хорошо знающий проблемы школьной жизни, сумеет принести пользу. Здание школы в тот момент не было принято госкомиссией, мягкая кровля протекала и требовала ремонта. В 2006- 2007 годах, благодаря усилиям руководства района, сначала Скрипилина Ю.А., затем Лебедева Е.В., министерство образования Чувашии выделило необходимые средства, на которые была реконструирована кровля, утеплены стены, заменены оконные блоки, смонтирована вентиляционная система. Здание школы было принято государственной комиссией в 2007 году. В период реконструкции здания школы в течение шести лет школой руководила Захарова Татьяна Викторовна. Под ее руководством школа выиграла федеральный грант в один миллион рублей и несколько региональных грантов в сумме сто-двести тысяч рублей. В школе появились современные компьютерные классы, было обновлено оборудование столовой, закуплен спортивный инвентарь. В 2006 году школы района перешли на самостоятельное финансирование, то есть на каждую школу были открыты лицевые счета, а средства начали распределяться в соответствии с количеством обучающихся. Разумеется, на маленькие школы бюджет рассчитывался с учетом повышающего коэффициента, но даже при нулевом коэффициенте Порецкая средняя школа от такой реформы значительно выиграла в финансировании и ресурсном обеспечении. В 2007 году в образовательных учреждениях района введена новая система оплаты труда, и в школах появился долгожданный стимулирующий фонд, что помогло руководителям мотивировать педагогов к эффективной работе. В учебном процессе начиная с 2007 года отрабатывалась модель профильного обучения в старших классах, направленная на эффективную подготовку к ЕГЭ. Считаю, что шесть лет работы в РОНО были посвящены совершенствованию учебно-воспитательного процесса и материальной базы системы образования района, центральное место в которой занимает Порецкая средняя школа.

Уезжая из Порецкого в конце декабря 2011 года, я подарила своей родной школе большую личную библиотеку, которую собирала всю жизнь. Библиотека включала в себя всю русскую классику, собрания сочинений зарубежных писателей, произведения современных авторов. Жалею о том, что не успела достойно попрощаться с учителями начальных классов, за что прошу у них прощения. Я до сих пор очень тоскую по школе, каждый день выхожу на сайты администрации района, Порецкой средней школы, рассматриваю фоторепортажи. А когда на День учителя мне звонят учителя начальных классов, сердце сжимается от теплых воспоминаний и благодарности. Раз в год меня навещает бывшая ученица, а сейчас учитель русского языка и литературы Кудеихинской средней школы Варякина (Янкова) М.В.

Пользуясь случаем, хочу передать привет и самые теплые слова признательности всем коллегам и бывшим ученикам, всем, кто со мной работал, кто меня помнит.



"Порецкие вести"
09 декабря 2017
09:42
Поделиться