Министерство здравоохранения Чувашской Республики

Скорая «скорая»

Беда со здоровьем — сразу набирай 03 и 103. Каждому хоть раз в жизни приходилось зво­нить в службу ско­рой помо­щи и вызывать медиков — для себя, родных или постороннего человека на улице. Корреспондент газеты «ЧН» решил побывать на экстренных и не­отложных выездах и вместе с сотрудниками республиканской станции скорой медицинской помощи от­пра­вился на дневное дежурство.
Фото © Мария ДАНИЛОВА

Скорая начинается с диспетчерской. В оперативном отделе фельдшеры принимают вызовы. Они заняты практически непрерывно, одновременно говорят по телефонам. Компьютеры подсказывают вопросы, которые необходимо задать собеседнику. Информацию о заболевшем, жалобах, оказании доврачебной помощи, а также точный адрес операторы фиксируют в электронной карте. Все разговоры записываются.

«Он в сознании? Что повредил? Как ударился?» — диспетчер пытается понять, какую травму получил человек. «Когда у ребенка была рвота?» — интересуется ее коллега за соседним столом. Задавать уточняющие вопросы — не прихоть сотрудников call-центра. Специальный опросник помогает определить, в каком состоянии больной, в какой помощи нуждается и какую бригаду к нему направить: врачебную, фельдшерскую или реанимационную.

Чаще всего медиков вызывают, если подскочило давление, прихватило сердце, поднялась температура. За сутки в оперативный отдел поступает свыше тысячи звонков со всей республики. Данные автоматически переадресовывают на районные подстанции, откуда на место отправляют бригаду скорой помощи. «Поднимая телефонную трубку, никогда не угадаешь, что произошло, поэтому всегда находишься в напряжении. Пациенты или их родственники, позвонившие нам, волнуются, и это понятно. Мы стараемся успокоить их и продолжаем разговаривать — спокойно и деликатно», — рассказывает фельдшер по приему и передаче вызовов скорой медицинской помощи Надежда Васильева.

К слову, если ничто не угрожает жизни и здоровью человека, операторы могут и не принять вызов. Например, с поводом «температура 38 градусов» перенаправят в поликлинику — оттуда в течение двух часов приедет бригада неотложной помощи.

Пик тревожных звонков приходится на вечернее и ночное время. Поликлиники в это время закрыты, и вся нагрузка ложится на плечи медиков скорой помощи. У них нет выходных и праздников. Рабочая смена выездных бригад начинается в 7—8 часов и заканчивается на следующий день в это же время. За сутки они оказывают медицинскую помощь сотням больных и пострадавших, спасая порой от смерти.

«42-я фельдшерская, на выезд!» — сообщает по громкой связи диспетчер. Вместе с бригадой сажусь в машину, и мы мчимся на проспект Тракторостроителей. На пульт 103 поступило сообщение от мужчины, который жалуется на боль в грудной клетке. На месте оказываемся через семь минут с момента получения информации. Нужный дом отыскиваем мгновенно. Мои напарники здесь бывали не раз: житель многоэтажки страдает эпилепсией и часто обращается в скорую.

У порога нас встречает мужчина. Он упал три дня назад, на улице, во время приступа эпилепсии. Все это время ушиб не давал ему покоя. На месте фельдшер осматривает пациента, измеряет давление. Чтобы боль утихла, его коллега делает укол. «Нужен снимок. Поедете в травмпункт?» — спрашивает фельдшер выездной бри­гады скорой меди­цинской помо­щи Евгений Пет­ров. Мужчина утвердительно ки­вает и начинает собираться. По дороге заполняем сопроводительный лист, вносим данные в планшет. С появлением современной техники работать стало проще, говорит Евгений Юрьевич. Прежде писанина занимала много драгоценного времени. Передаем пациента в руки врача-травматолога и держим путь обратно.

Не успела наша бригада вернуться на станцию, как поступил очередной вызов: у пожилой женщины плохо с сердцем. Вновь взревел мотор, и мы направились на улицу Кадыкова. Водитель Андрей — человек опытный, город знает наизусть и в помощи навигатора не нуждается. В его памяти еще свежи воспоминания, когда он возил медиков на УАЗике, который в народе прозвали «буханкой». Нынче все ездят на комфортабельных «Газелях». До места назначения на них добираться быстрее, машины укомплектованы по последнему слову техники.

В квартире нас ждет 70-летняя женщина. Фельдшер проводит осмотр, снимает кардиограмму. Аппарат печатает на бумаге результат обследования. Бригада работает четко, слаженно. Экстренная помощь оказана. Вносим данные в планшет и передаем информацию участковому терапевту, который на следующий день должен прийти домой к пациентке.

Все дежурство внимательно наблюдаю за действиями сотрудников скорой и поражаюсь, как у них получается делать все одновременно, правильно и быстро. Как заметил фельдшер Сергей Васильев, на каждом вызове они разные спе­циалисты: педиатры, хирурги, кардиологи, неврологи, гинекологи, психологи. За сутки в среднем на одну бригаду приходится примерно 14—16 выездов. Встречаются и совсем не срочные случаи — некоторые вызывают скорую по пустякам. «Пока экстренные специалисты будут заниматься чьим-то насморком, они могут не успеть к тому, чьей жизни действительно угрожает опасность», — подумалось мне.

После небольшого перерыва диспетчерский рупор отправил нас на улицу Асламаса. Там произошел пожар. «Могут быть пострадавшие. Включаем мигалки и сирену», — дал команду Евгений Петров. Семь минут, и мы на месте происшествия. «Жертвы есть?» — фельдшер задал пожарным главный вопрос. К счастью, никто не пострадал. В подъезде — задымление. Огнеборцы досконально осмотрели дом и лишь потом отпустили нашу бригаду.


Первого ноября в рамках партийного проекта «Единой России» «Здоровое будущее» начался всероссийский мониторинг службы скорой медицинский помощи. Анализ проводится по трем основным критериям: состояние автопарка, укомплектованность кадрами и уровень заработной платы врачей скорой помощи в регионах.


 

Если между вызовами образуются «окна», медики не тратят их впустую. В симуляционном центре реанимационная бригада скорой медицинской помощи отрабатывает практические навыки на манекенах. С помощью дефибриллятора врач-реаниматолог-анестезиолог Евгений Войтиков и медбрат-анестезист Дмитрий Воробьев приводят «потерпевшего» в чувство. «В основном мы помогаем тяжелобольным людям, тем, у кого случился инфаркт или инсульт, кто пострадал в ДТП, получил ножевое ранение, упал с высоты, отравился… Наша зона обслуживания — столица Чувашии, Чебоксарский район, город Новочебоксарск, поселок Кугеси, иногда доезжаем до Цивильска», — охотно рассказывает Евгений Войтиков. Стать врачом он мечтал с детства. Окончив медицинское училище в Воркуте, приехал в Чебоксары, чтобы получить высшее образование. Проработал пять лет санитаром, потом врачом в линейной бригаде, и вот уже три года трудится в реанимационной.

«Реанимация, на выезд!» — раздается по громкой связи. Бригада находится в режиме постоянной готовности. В течение минуты, мигая синими маячками, реанимационная машина отправляется на очередной зов о помощи. По нормативу, скорая должна выехать незамедлительно после регистрации вызова. Двадцать минут дается, чтобы добраться до указанного адреса, если вызов экстренный. Неотложный вызов, без угрозы для жизни, может быть отсрочен до двух часов.

Мой рабочий день закончился в 17 часов. А медики отправились на новые вызовы. «Это большая радость — помогать людям. Приятно, когда боль на их лицах сменяется улыбкой, когда они облегченно выдыхают и говорят нам спасибо. А больше ничего и не надо. Главное, чтобы все вокруг были здоровы — ради этого и работаем», — сказал врач-реаниматолог-анестезиолог Евгений Войтиков.



"Чебоксарские новости"
09 ноября 2017
11:46
Поделиться