Куславкка муниципаллă округӗ

Семь колхозов и совхоз «Аниш»

На территории Карачевского сельского Совета было семь деревень. В каждой из них в 1930 годы образовались колхозы (7 деревень – 7 колхозов).

Толбаево

В 1926 году в деревне было 43 двора и 189 жителей. В настоящее время деревня опустела. В поисках работы молодежь уехала в города и другие населенные пункты. На сегодняшний день в деревне постоянно проживают только 6-7 человек (3–4 хозяйства). В основном дома пустуют. В летнее время некоторые уроженцы деревни приезжают как на дачу, пользуются огородом.

Колхоз носил имя русского советского поэта Демьяна Бедного. Председателями колхоза в разное время были Макар Плотников, Наталия Рожнова, Илья Петухов, Николай Антонов, Геннадий Плотников. Все они не были специалистами сельского хозяйства. Макар Плотников занимался кладкой печей для населения, был колхозником. Наталия Рожнова была активной колхозницей. Илья Петухов славился хорошим плотником, столяром. Построил для колхоза необходимые строения, а для населения – десятки жилых домов, подсобные помещения. Николай Антонов – колхозник-скотник.

В колхозе был скот (коровы, лошади, овцы), амбары для хранения зерна, кузница и другие помещения. Кузнецом работал Илья Шмелев. На полях выращивали хмель, картофель, свеклу, зерновые культуры. Деревня была кругом обнесена изгородью. Скот всегда находился под присмотром, за пределы деревни не выходил. Таким образом колхозники охраняли посевы от потравы скотом.  Для нужд населения в колхозе использовали воду из родника. Этот родник существует и ныне. Был и второй родник, который находился на восточной стороне деревни.

Рядом с деревней была плантация хмеля. На хмельнике все работы (посадка, обрезка корневищ, подвеска, уборка) выполнялись вручную – никакой техники не было. В настоящее время в деревне Толбаево проложили асфальтированную дорогу.

Ягунькино

 В деревне в 1928 году было 72 двора и 332 жителя. А в 2002 году – 61 двор и 151 житель. Колхоз носил имя советского партийного, государственного деятеля А.А. Андреева. Председателями колхоза в разное время были: Е.П. Саваскин, П.Н. Глебов, М.Д. Мухина (Ухсай), будущая писательница, прозаик, драматург, переводчик. Она была председателем в 1931 – 1933 годы. До этого окончила педагогический техникум в городе Чебоксары. Следом за ней колхоз возглавляли В.М. Суслов, И.С. Лаптев, Е.П. Глебов.

Колхоз разводил лошадей, коров, телят, свиней. Правление, ферма, конюшня, амбары, картофелехранилище, гумно (зерноток), кузница находились в конце деревни на северной стороне рядом с оврагом Ильбер. Все работы выполнялись на лошадях. Было около сорока лошадей. Были и тягловые волы. Волов впрягали не только на пахоту полей, но и для перевозки разных грузов. Во время молотьбы зерна их впрягали для выколачивания зерна из колосьев. Впрягали 3-4 быка. Они ходили кругом. Подгонять волов ставили двух подростков. В основном зерно из снопов выколачивали ручными цепами. Цеп состоял из деревянной ручки и деревянной биты. Ручка и бита были соединены кожаной лентой так, чтобы бита могла крутиться. Женщины, стоя друг против друга, били цепами по колосьям. Затем зерно веяли, бросая вверх деревянными лопатами, ветер уносил в сторону мякину. Высушенное на солнце готовое зерно клали в мешки и на лошадях увозили в амбар. Во время уборки урожая работали и стар, и мал. Зерновые культуры жали вручную серпами. Каждой семье выделяли участки для жатвы. Аккуратно связанные снопы складывали в копны. Старались не терять ни одного колоса. После жатвы дети должны были собирать упавшие на землю колосья. Работали днем и ночью. Днем жали, молотили, а ночью под светом луны убирали солому, складывали в скирды. Вечером работающие натоку люди разделяли между собой полову для скота личного хозяйства. Дети, подростки работали еще на прополке, очищали от сорняков посевы, пахали плугом и сохой на лошадях и волах.

Кормов на зимовку скота не всегда хватало. В таких случаях снимали старую солому с крыш зернотока. На фермах были сделаны специальные ящики для запарки соломы. После завершения уборки урожая поздно осенью для колхозников организовывали праздники. У кого-нибудь в частном доме варили кашу. Готовили из солода пиво, народ веселился.

Резиновой обуви не было, ходили в основном в лаптях, в домотканной одежде. Весной во время грязи и распутицы к лаптям пришивали деревянные дощечки, которые состояли  из двух частей толщиной в 2-2,5 см. Так защищали ноги от влаги и грязи.

Рано утром бригадир подходил к каждому дому, стучал в окно и давал задание на работу. Колхозникам за работу деньгами не платили, записывали трудодни. Каждый колхозник должен был выполнять годовой трудовой минимум. Это 300 дней. Трудодни начислялись в зависимости от тяжести и объема работы. На тяжелых работах за один день могли начислить два трудодня. У колхозников, которые не выполняли годовые нормы трудодней, могли отрезать участок земли с огородов. На трудодни осенью раздавали зерно. Урожай был не высокий (7-8 центнеров с гектара). За один трудодень колхозники получали 200-300 г зерна.

Подростки в летнее время работали на лошадях: бороновали поля деревянными боронами, окучивали картофель, вывозили на поле навоз. Ночью ходили пасти лошадей на лугу, на пойме реки Аниш, спали в землянках или прямо под открытым небом на земле. Охраняли табун по очереди. Был и основной сторож из взрослых. Он имел при себе охотничье ружье. 

В наших краях во время Великой Отечественной войны и после было много волков. Были случаи, когда волки нападали на жеребят. Каждый подросток ухаживал за одной или двумя лошадями или быком. За эту работу им начисляли восемь трудодней в месяц. Все выходы на работу колхозников записывали бригадиры, они же начисляли трудодни. Доярки после дойки коров молоко ведрами на коромыслах относили на маслозавод в деревню Карачево. Надои были низкими – 800 л молока с коровы за год. Для сравнения: в настоящее время передовые хозяйства надаивают от каждой коровы по 8000 л молока в год.

В колхозе была ветлечебница, при ней находился пункт для осеменения кобыл. Тогда на воспроизводство лошадей обращали очень большое внимание, держали племенного жеребца. Осеменаторами были М. Петров (Ягунькино), дядя Саша (Мартыново) и помощница Мария Саваскина (Ягунькино). Для лечения лошадей от чесотки построили специальную будку. Лечили дымом серы.

Колхозные луга были на берегу Малой Волги в 3 км от деревни Криуши. Расстояние от деревни Ягунькино до дальних лугов было около 12-15 км. На сенокос в дальние луга ходила в основном молодежь. Жили там в шалашах. Для косарей колхоз специально забивал быка на мясо. На дальних лугах также были участки бывшего совхоза «Родина», «50 лет Октября», «Волга» и всех колхозов карачевского куста. По вечерам молодежь устраивала вечеринки, плясала, пела под гармошку. Вечеринки колхозы проводили по очереди, соревновались, кто лучше их проведет. Мой дедушка Ю. Петров и бабушка А. Чепракова (Петрова) познакомились на одной из них, а затем через некоторое время поженились. В прошлом году они отметили золотую свадьбу.

Колхоз имел свиноферму. Свиней в летнее время выгоняли на пастьбу. Пастухом был Иван Смирнов.

На берегу реки Аниш выращивали помидоры, огурцы. Поливали вручную.

В деревне не было ни света, ни радио. Клуба тоже не было, но была изба-читальня. По вечерам молодежь гуляла по улице. Приятно было слушать звуки гармони. В Ягунькино часто приезжал вместе с женой народный поэт Чувашии Я. Ухсай. У них в саду у каждого был свой домик для работы. Здесь они писали свои стихи, поэмы, драмы. Яков Ухсай часто беседовал с населением, расспрашивал людей о жизни. Можно было видеть его на завалинке с конюхом Семеном Шакеевым. Их дома стояли не далеко друг от друга. Шакеев был интересным человеком и хорошим рассказчиком. Возможно, прототипами героев произведений писателя были и наши деревенские жители.

В нашей деревне к 60-летию Я. Ухсая сняли кинофильм. Исполнял роль деда Кельбука хороший говорун – бородатый Петр Ларионович. Берег реки Аниш стал основной площадкой для съемки. Фильм основывался на произведении поэта. Сюжет строился следующим образом: Я. Ухсай вместе со всеми косил траву. Вечером после работы плясали и пели, а возле дома Якова Гавриловича на костре варили уху. Фильм снят кинорежиссером из города Казани.

Колхоз торжественно провожал призывников в советскую армию. Давали наказы служить Родине честно, преданно. Был такой обычай: девушки, прощаясь с будущими солдатами, дарили им самые лучшие, красивые платки. Этими платками украшались подводы лошади. Призывники, размахивая платками, пели прощальные песни под гармошку. Деревенские жители провожали их до околицы. Прощаясь с ними, парни угощали каждого вином, а затем пустую бутылку разбивали. Если бутылка с первого раза не разбивалась, то это было знаком несчастья. А если разбивалась – к удаче.

В деревне был заготскот (учреждение для приема скота). Принятую от населения скотину угоняли в Урмары.

В зимнее время колхозники на лошадях, группами по 5-6 подвод ездили в марийские леса за дровами. Для поездки колхоз выдавал лошадей не более 5-6 раз по очереди. Выезжали рано утром. Путь через Малую и Большую Волгу составлял 20 – 25 км, воз дров стоил 50 рублей.

Каждый колхоз имел план строительства дорог. Строили дороги Чебоксары – Казань, Карачево – Козловка. Дорогу мостили бутовым камнем, который добывали в овраге близ деревни Осинкино. Песок добывали из Балановского Кургана (могильника). Руководителем работ по добыче бутового камня был рослый, сильный мужчина Н. Майоров из деревни Илебары. Дорога строилась вручную. Землю копали лопатами, камни носили на носилках.

Продолжение читайте в №50 от 7 июля 2017 г. и в следующем номере.



18 июля 2017
15:53
Поделиться