Контрольно-счетная палата Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Публикации » Организация взаимодействия региональных и муниципальных контрольно-счетных органов

30 января 2014 г.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНЫХ ОРГАНОВ

(выступление Председателя контрольно-счетной палаты волгоградской области И.А.Дьяченко на всероссийском совещании руководителей контрольно-счетных органов 20 декабря 2013 года)

Федеральным законом № 6-ФЗ установлено, что органы внешнего финансового контроля вправе организовывать взаимодействие, в том числе при проведении Счетной палатой Российской Федерации на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Ежегодно Счетной палатой РФ, региональными палатами и муниципальными органами внешнего финансового контроля планируется целый комплекс таких мероприятий. Однако единой методики по их подготовке, проведению и анализу результатов нет.

В соответствии с нормами статьи 30 Федерального закона №41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», статьи 18 Федерального закона № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», региональными и муниципальными нормативными правовыми актами, принятыми на их основе, статьи 47 Регламента Счетной палаты, Декларации о создании Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации, Уставом АКСОР и Уставом Союза МКСО осуществление взаимодействия муниципальных контролеров с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и Счетной палатой РФ необходимо продолжить, так как это является важной составляющей совершенствования контроля за расходованием бюджетных средств.

Такой порядок взаимодействия, регламентированный федеральным законодательством и принятыми на его основе региональными и муниципальными нормативными правовыми актами, позволяет муниципальным органам внешнего финансового контроля РФ:

• планировать и осуществлять вместе с региональными контрольно-счетными органами и Счетной палатой РФ совместные контрольные и экспертно-аналитические мероприятия;

• получать организационную, правовую, информационную, методическую и иную помощь, что особенно важно и необходимо не только в период их создания и становления, но и при изменении законодательства;

• обеспечить профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации муниципальных финансовых контролеров в соответствии с едиными программами.

Необходимость формирования единой эффективной системы внешнего финансового контроля Российской Федерации подтверждена Федеральным законом от 7 февраля 2011 года №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». В частности, статья 18 устанавливает, что контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации и контрольно-счетные органы муниципальных образований при осуществлении своей деятельности вправе вступать в объединения (ассоциации) контрольно-счетных органов Российской Федерации, объединения (ассоциации) контрольно-счетных органов субъекта Российской Федерации.

На 1 декабря 2013 года в субъектах Российской Федерации осуществляют деятельность 65 объединений, в состав которых входит более 1515 контрольно-счетных органов из 2147, что составляет 70% от числа всех действующих органов внешнего финансового контроля. Остальные 632 КСО находятся вне объединений.

При этом следует отметить, что далеко не во всех муниципальных образованиях районного уровня и городских округах сформированы контрольно-счетные органы. Так, по последним данным, в Российской Федерации насчитывается 1819 муниципальных районов и 521 городской округ. Всего их – 2340. Однако КСО созданы лишь в 1791 из них, причем из 1327 районных КСО 618 не являются юридическими лицами (не органы местного самоуправления). Как следствие – у 10341 поселения не заключены соглашения о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля контрольно-счетному органу муниципального района. В итоге 50,3% поселенческих бюджетов внешним контролем не охвачено.

Понятно, что прежде чем говорить об объединениях КСО в субъектах Российской Федерации, необходимо в кратчайшие сроки обеспечить реализацию выполнения Федерального закона №6-фЗ в части создания муниципальных КСО в городских округах и муниципальных районах.

Между тем практика убедительно свидетельствует, что объединения контрольно-счетных органов играют важную роль в координации и организации деятельности муниципальных органов внешнего финансового контроля, планировании и осуществлении совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий. Так, в Волгоградской области в рамках Ассоциации в 2013 году было проведены такие серьезные мероприятия, как:

- Проверка реализации долгосрочной целевой инвестиционной программы «Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами на территории Волгоградской области на 2012-2014 гг.» за 2012 год и текущий период 2013 года. В контрольном мероприятии совместно с КСП Волгоградской области приняли участие 27 муниципальных КСО, в том числе 25 районных и 2 КСО городских округов;

- Проверка целевого использования средств, переданных на осуществление государственных полномочий в соответствии с Законом Волгоградской области от 12.11.2005 г. №1140-ОД «О делегировании органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственных полномочий на регистрацию актов гражданского состояния». В проверке участвовали 22 муниципальных контрольно-счетных органа (16 КСО муниципальных районов и 6 – городских округов).

Таким образом, в каждом из двух крупных проверочных мероприятий приняли участие порядка 2/3 от числа работающих муниципальных органов финансового контроля.

При организации взаимодействия на уровне регионального объединения КСО Контрольно-счетная палата Волгоградской области ежегодно проводит не менее двух семинаров по наиболее важным вопросам организации и проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, готовит аналитические справки с обзором выявленных нарушений, оказывает юридические консультации.

Муниципальные контрольно-счетные органы наделены одиннадцатью полномочиями в соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона №6-ФЗ, двумя полномочиями – в рамках Бюджетного кодекса РФ, одним – в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Подавляющим большинством вновь созданных муниципальных контрольно-счетных органов законодательно закрепленные полномочия в полном объеме по объективным причинам не исполняются (малая штатная численность, отсутствие подготовленных специалистов и соответствующего опыта, слабая методическая и материальная база, неудовлетворительное финансовое обеспечение деятельности муниципальных органов внешнего финансового контроля).

Анализ штатной численности муниципальных органов внешнего финансового контроля Российской Федерации, проведенный комиссией Ассоциации по муниципальному финансовому контролю в первой половине 2013 года, показал, что средняя численность муниципальных органов внешнего финансового контроля составляет:

- в городских округах – 3-7 человек (за исключением региональных центров);

- в муниципальных районах – 1- 3 человека;

- в городских и сельских поселениях – 1 человек.

Бесспорно, малая штатная численность муниципальных органов внешнего финансового контроля, обусловленная в том числе нормами БК РФ (ст. 136), недостаточная обеспеченность муниципалитетов собственными финансовыми ресурсами, проблема нечеткости понимания формы образования МКСО (в отдельных случаях – нежелание понимать) и отсутствие кадрового потенциала существенно сказывается на работоспособности контрольно-счетного органа и полноте исполнения возложенных на него полномочий. Анализ исполнения полномочий муниципальными органами внешнего финансового контроля, проведенный Ассоциацией контрольно-счетных органов Волгоградской области, показал, что средний процент исполнения полномочий составляет по городским округам - 85,6%; муниципальным районам – 62,9%; городским и сельским поселениям – 60,5%. Открытым остается вопрос о едином плане контрольных мероприятий на уровне муниципалитета, выработке единых стандартов при проведении финансовых проверок, систематизации (обобщении) материалов проверочных мероприятий муниципальных контрольных органов.

Решение этой проблемы является одной из основных составляющих успешной работы органов контроля всех уровней бюджетной системы РФ. Возложение решения обозначенных задач на органы внешнего финансового контроля, несомненно, целесообразно. Более того, данный вопрос, по мнению большинства руководителей и сотрудников муниципальных контрольно-счетных органов, нуждается в закреплении в соответствующих нормативно-правовых актах.

 

Первоисточник: Вестник АКСОР №4/2013(28)

Мой МирВКонтактеОдноклассники

Яндекс.Метрика

 

Система управления контентом
428004, г. Чебоксары, Президентский бульвар, 10
Телефон: (8352) 62-13-83
Факс: (8352) 62-40-57
E-Mail: kcp@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика