Чувашское региональное отделение Академии информатизации образованияОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Публикации » ЭТАПЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

08 февраля 2010 г.

Чувашская Республика находится в центре европейской части России и, может быть, именно поэтому в жизни республики находят отражение основные тенденции экономической, политической и социальной жизни всей нашей страны. Чувашия — небольшая по территории, густонаселенная республика, расположенная в среднем Поволжье. Ее население — 1,3 млн человек, из них 40 % — сельские жители. Особенностью Чувашии по сравнению с другими регионами России является практически полное отсутствие полезных ископаемых и других природных богатств. Поэтому в республике большое внимание уделяется интеллектуальному развитию подрастающего поколения, а, следовательно, образованию. В ходе выполнения Программы развития образования в Чувашской Республике на 2001-2003 годы и на период до 2005 года, утвержденной Указом Президента Чувашской Республики от 9.04.2001 г. № 31,  реализации федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)» и республиканской целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды в Чувашской Республике на 2003 – 2005 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 8.07.03 г. №  169 и участия на различных международных, федеральных проектах, привлечения спонсорских средств в образовательные учреждения в  2005 году обеспеченность школ компьютерной техникой составляла один компьютер на 34 ученика, в том числе  по городу -  на 56 учащихся, по селу – на  24 (в 2000 году было по республике один компьютер на 300 учащихся).

   Так, в 2001 году в соответствии с подписанным Соглашением № 33 от 24 февраля 2001 г. между Министерством образования Чувашской Республики и Министерством образования Российской Федерации в ноябре 2001 года в 481 сельскую основную и среднюю школы республики поступило 682 комплекта компьютерного оборудования на общую сумму 29,92 млн. рублей, из них 15,59 млн. рублей за счет федерального бюджета (52%), 481 комплект электронных изданий учебного назначения на 22 CD-ROM дисках.

За счет средств бюджета Чувашской Республики в 2001 году образовательным учреждениям республики выделено 102 компьютера.

В 2002 году по проекту «Компьютеризация городских и поселковых школ»  135 школ получили 959 комплектов компьютерного оборудования, в том числе модемы для подключения к телекоммуникационной сети, мультимедийные проекторы общей стоимостью 23,7 млн. рублей, из которых 11,85 млн. рублей за счет федерального бюджета.

   Участие в федеральном эксперименте по введению единого государственного экзамена позволило поставить в образовательные учреждения 88 комплектов компьютерного оборудования, из которых 26 компьютеров общей стоимостью 14 млн. рублей установлено в Республиканском центре новых образовательных технологий за счет федерального бюджета.

   В 2003 году согласно федеральной программе 3  детским домам, 18 школам-интернатам, 2 школам и 2 профессиональным училищам выделено 25 комплектов компьютерного оборудования, состоящего из 15 компьютеров для преподавателя, 170 компьютеров для учащихся на общую сумму 3,99 млн. рублей, из них за счет федерального бюджета – 2,22 млн. рублей (55,6 %).  За счет республиканского бюджета было дополнительно поставлено 304 компьютера, 3 сканера, 1 ксерокс, 1 мультимедийный проектор на сумму 5,4 млн. рублей. Также за счет федерального бюджета 13 учреждений начального профессионального образования получили по одному комплекту компьютерного оборудования на общую сумму 2,939 млн. рублей.

   Создание единой образовательной информационной среды  образования невозможно без формирования и поддержки ее телекоммуникационной инфраструктуры. Это означает, что уровень развития  телекоммуникационных сетей  сферы образования в современном мире  становится важным фактором  стратегического развития государства.

   Особую роль в силу неразвитости телекоммуникационной инфраструктуры в сельской местности при решении задачи доступа к образовательным информационным ресурсам могут сыграть современные спутниковые технологии. В связи с этим в общеобразовательные учреждения Чувашской Республики в 2003 году были поставлены 133 спутниковые тарелки.

   В 2004 году республика участвовала в федеральных проектах «Поставка компьютерного оборудования и медиатеки для школьных библиотек» и «Компьютеризация сельских школ» на условиях  софинансирования на общую сумму 25,8 млн. рублей, из них  17,9 млн. рублей (69%) из федерального бюджета. 346 школ республики имеют электронную почту, что составляет 62 процента из числа основных и средних общеобразовательных школ (в сельской местности 36% школ, в городской – 91%), 346 подключены к сети Интернет (62 процента, в сельской местности  - 57%, в городской - 91%).

В соответствии с проектом «Информационная система учебного книгоиздания» на базе Республиканского государственного унитарного предприятия «Учколлектор» создан республиканский центр учебного книгоиздания, а в органах управления образованием, подведомственных учреждениях республики созданы еще 38 городских и районных центров. Имеющиеся центры оснащены современными компьютерами, сканерами, принтерами, модемами для своевременного формирования заказов на учебники, учебно-методическую и художественную литературу для общеобразовательных учреждений республики. Все городские и районные центры подключены к телекоммуникационным сетям республики и Всемирной сети Интернет. В рамках данного проекта в республику поставлены 44 комплекта компьютерного оборудования и другой техники на сумму более 3,157 млн.рублей. Созданный в РГУП «Учколлектор» центр и учебный класс позволят более рационально использовать бюджетные средства на приобретение федерального и республиканского комплекта учебников, обучать методистов и библиотекарей образовательных учреждений, сделать своевременные заказы  на учебную литературу с использованием новых информационных технологий.

На сегодняшний день одной из главных проблем в республике остается недостаточный уровень ИКТ-компетентности учителей-предметников. Хотя этап «ликбеза» в области компьютерных технологий можно считать пройденным, но необходимо сконцентрировать внимание на методике применения средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе, больше внимания уделять возможностям использования ИКТ в воспитательной работе, процессе социализации подростков, мониторинге процесса образования.

С целью активизации процесса внедрения средств ИКТ в учебно-воспитательный процесс и повышения информационной компетентности учителей в республике проводится ряд конкурсов — «Лучший урок с использованием ИКТ», «Лучший сайт образовательного учреждения», «Цифровой ветер» (по компьютерной графике), «Командное открытое первенство школьников Чувашской Республики по программированию», «Прима-мастер», «Инфознайка» (последний конкурс стал всероссийским). Следует отметить высокую активность участия в конкурсах как учителей, так и учащихся.

В системе высшего профессионального образования Чувашской Республики ежегодно появляются новые специальности, связанные с информатикой и информатизацией. Лидерами в этом отношении являются Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова и Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева (ЧГПУ). Кроме того, в Чебоксарах функционируют филиалы вузов Москвы и Санкт-Петербурга, в которых также проводится обучение по специальностям, связанным с информатикой, прежде всего это прикладная информатика в области экономики. В ЧГПУ с 1985 г. начата подготовка по специальности «Учитель информатики», сегодня на физико-математическом факультете готовят специалистов по трем специальностям: «Учитель информатики и математики», «Учитель математики и информатики», «Учитель физики и информатики». Кроме того, на психолого-педагогическом факультете студенты обучаются по специальности «Учитель начальных классов и информатики». По этой же специальности готовят учителей в Чебоксарском педагогическом колледже.

Большую научную работу в области информатизации образования в республике проводит Чувашское региональное отделение Академии информатизации образования. В 2008 году начал работу региональный межвузовский научно-методический семинар по проблемам информатики и информатизации образования. В нем принимали  постоянное участие пять вузов Чувашской Республики и приглашенные преподаватели и студенты из соседних регионов.

Членами ОО ЧРО АИО только в 2008 году было подготовлено к изданию и опубликовано более 35 печатных работ: учебные пособия, сборники, статьи и тезисы. В том числе:

1.      Софронова Н.В., Бакшаева Н.В., Бельчусов А.А. Информатика. 1 год обучения. – М.: Дрофа, 2008. – 84 с.

2.      Софронова Н.В., Ларионова Т.А. Инновационные технологии управления в системе высшего профессионального образования: Монография. – Чебоксары,  2008. – 196 с.

3.      Софронова Н. В., Бельчусов А. А., Бакшаева Н. В. Дистанционная игра-конкурс «Инфознайка» // Информатика и образование. – 2008. – № 7. – С.40–46.

Отделение Академии активно сотрудничает с Министерством образования и молодежной политики Чувашии по проведению фестиваля компьютерного творчества «ФОРТ-ДИАЛОГ». Члены Отделения Академии были организаторами и членами жюри следующих конкурсов: «Лучший урок с использованием ИКТ – 2008»,  «Лучший сайт образовательного учреждения – 2008», «Найди свой ответ в WWW».

Софронова Н. В., Бакшаева Н. В. И Бельчусов А.А. были членами комиссий по проверке работ ЕГЭ по информатике (экзамен проводился в Чувашии впервые).

В январе 2009 года состоялась очередная очно-дистанционная игра «Инфознайка». В игре приняли участие более 50 регионов Российской Федерации. Для поддержки игры разработан сайт www.infoznaika.ru. На сайте размещены задачи этого конкурса за все прошлые годы и электронная версия учебника «Информатика. 1 год обучения», а также методические и информационные материалы по конкурсу. На портале infoznaika.ru созданы сайты поддержки дистанционных олимпиад   по программированию, конкурса «Найди свой ответ в WWW», пробного тестирования по ЕГЭ по информатике и сайт дистанционного обучения, который содержит следующие курсы «Основы искусственного интеллекта», «Теоретические основы информатики», «Решение олимпиадных задач по программированию», «Структурно-логическое проектирование сайтов».

Члены Отделения Академии продолжают работу по регистрации разработанных ими программных продуктов. Получены:

1.      Свидетельство об отраслевой регистрации разработки №  10519 на разработку электронного методического пособия  «Информатика в проектах. Базовый уровень». Авторы Софронова Н.В., Анисимов М.В.

2.      Свидетельство об отраслевой регистрации разработки № 7316  на разработку «Электронный учебник «Чаваш букваре» для 1 класса национальных школ Чувашии». Авторы Софронова Н.В., Бельчусов А.А. и др.

3.      Свидетельство об отраслевой регистрации разработки № 9736 на разработку дистанционной игры-конкурса «Инфознайка-2006». и № 9737 на разработку дистанционной игры-конкурса «Инфознайка-2007». Авторы Софронова Н.В., Бельчусов А.А., Бакшаева Н.В.

Продолжает функционировать сайт ОО ЧРО АИО по адресу www.aio.cap.ru. На сайте Отделения выложен материал о деятельности Академии,  представлены публикации членов отделения Академии, выступления. Есть информация о ближайших и перспективных мероприятиях Отделения.

С 2003 года проходили всероссийские научно-практические конференции «Проблемы информатизации образования: региональный аспект». Подводя итоги можно отметить, что особенностью конференций является интеграция органов управления образованием, научных работников и практиков-учителей. В организации и проведении конференции принимали активное участие как Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики (во второй конференции в 2004 году одним из организаторов был Комитет  Государственного Совета Чувашской Республики по культуре, образованию, науке и социальной  политике), так и учреждения науки: Институт информатизации образования Российской академии образования (Москва), Академия информатизации образования (Москва) и высшей профессиональной школы: Чувашский госпедуниверситет им. И. Я. Яковлева, Чувашский республиканский институт образования и другие вузы Чувашии. В этом году в качестве одного из организаторов выступила Ассоциация учителей информатики Чувашской Республики. Инициатором проведения конференций традиционно выступает ОО «Чувашское региональное отделение Академии информатизации образования».

Еще одной особенностью конференций является достаточно широкое представительство ученых из разных регионов России. Обычно в конференции принимают участие представители 25-30 городов России. В сборниках материалов опубликованы работы ученых и учителей из таких городов, как Москва, Чебоксары, Вологда, Тамбов, Ижевск, Тула, Уфа, Калининград, Новочеркасск, Томск, Тольятти, Астрахань, Казань, Тюмень, Ставрополь, Чита, Ярославль и др.

Традиционно конференцию открывают представители Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, дважды эту миссию выполняла министр образования и МП ЧР Чернова Г.П., дважды – зам.министра Петрова С.В. Кроме того, на пленарных заседаниях выступили академик РАО, директор Института информатизации образования РАО Роберт И.В. (Москва), д.ф.-м.н., профессор, проректор по учебной работе ЧГПУ Миронов Б.Г. (ЧГПУ, Чебоксары), к.п.н., доцент, ученый секретарь АИО Богданова С.В. (Москва), д.п.н., профессор, зам.директора ИИО РАО Козлов О.А. (Москва), д.п.н., профессор Данилюк С.Г. (Москва), д.п.н., профессор Мерлина Н.И. (ЧГУ, Чебоксары), д.п.н., профессор Н.В. Софронова (ЧГПУ, Чебоксары), к.т.н., доцент Бельчусов А.А. (ЧГПУ, Чебоксары) и др.

Каждая конференция несла в себе какую-то ведущую идею. Так, идея первой конференция – это активизация научно-познавательной деятельности учителей, второй – привлечение региональных органов управления к проблемам образования, третьей – знакомство с авторами учебников по информатике (приезжал д.п.н., профессор Семакин И.Г., руководитель авторского коллектива из Перми), четвертой – активизация дистанционных конкурсов в школах Чувашии (по итогам фестиваля «Форт-диалог. User-2006»). На последнюю конференцию были приглашены представили фирм-разработчиков программных продуктов учебного назначения. С презентацией собственной продукции выступили представители фирм «1С: образование» и «Консультант Плюс».

Необходимо отметить активное участие учителей. С мастер-классами выступали Сайков Б.П., руководитель службы методического обеспечения издательства «БИНОМ. Лаборатория знаний» (Москва); Михайлов Ю.И., учитель информатики  гимназии № 5 г. Чебоксары; Катицкая Н.Ю., учитель информатики гимназии № 2. г. Чебоксары и др.

Результатом работы каждой конференции являлись выявленные проблемы современного этапа информатизации образования и пути их решения. Например:

- повсеместное использование в образовательных учреждениях нелицензионного программного обеспечения;

- необходимость повышения IT-компетентности учителей, преподавателей вузов и других работников образования;

- недостаточная разработанность методической поддержки электронных средств учебного назначения.

С 2009 года на базе ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева» будет проходить всероссийская студенческая олимпиада для студентов педагогических специальностей «Информационные технологии в образовании». Первый турнир пройдет в октябре 2009 года для студентов Поволжского региона.

Интернет-источники

1.      Доклад министра образования и молодежной политики Чувашской Республики Г. П. Черновой на Республиканской педагогической конференции «Национальный проект в сфере образования как средство повышения качества образования и конкурентоспособности Чувашии» 24.08.2006. - http://www.obrazov.cap.ru

2.       Республиканская целевая программа «Развитие единой образовательной информационной среды в Чувашской Республике на 2006-2010 год»

Мой МирВКонтактеОдноклассники
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика