г. Чебоксары Чувашской Республики

Как в Чебоксарах решают проблемы с очередями в образовательной системе

Вопрос организации качественного образования — сегодня один из приоритетных в социальной политике регионального правительства. Впрочем, как и у муниципальных властей. В Чувашии и ее столице в последние годы делается многое, чтобы на долгосрочную перспективу решить остро стоящие проблемы в этой сфере.

В первую очередь речь идет о ликвидации очередей в дошкольных и средних общеобразовательных учреждениях. Ведь демографическая ситуация в региональном центре меняется из года в год со знаком «плюс». При этом буквально за несколько лет в Чебоксарах путем колоссального труда удалось полностью разрешить проблему нехватки мест в детских садах. И ни для кого не было уже тогда секретом, что данная проблема перекинется и на среднее общеобразовательное звено.

Начинать что-то решать необходимо уже здесь и сейчас. О том, каким путем предлагает пойти руководство столицы сегодня, чтобы не запускать ситуацию в будущем, сколько это будет стоить и какой даст эффект, — в материале «МК» в Чебоксарах».

Прежде чем выносить готовый проект на всеобщее обсуждение, для руководства города стало традицией услышать мнения специалистов той или иной сферы еще на стадии разработки. Сегодня речь идет о перспективе создания условий для увеличения проектных мощностей городских школ за счет хозяйственного комплекса образовательных учреждений. Причиной тому послужила одна из главных проблем социального блока столицы — нехватка мест.

Только за период 2014-2016 гг. число школьников выросло с 47 до 51 тысячи. Данное количество соизмеримо с объемом 4 учебных заведений, по габаритам схожих с самой большой на сегодняшний день школой, строящейся на улице Гладкова, мощность которой — 1100 ученических мест. Более того, 16 школ города продолжают работать в две смены, а в двух — 50-й и 56-й — открыт вопрос третьей смены. Такие данные приводят в управлении образования мэрии Чебоксар. Но строительство столь габаритных школ по одной в год просто не представляется возможным в силу финансовых трудностей. Да и это не решит проблему: пока построят эти заведения, вырастут новые школьники, ведь, как уже было отмечено, демографические показатели неуклонно растут из года в год.  

Еще недавно аналогичная проблема стояла в детских садах города. И она была разрешена благодаря поддержке республиканского правительства в части софинансирования программы «Сто тысяч на одного ребенка». Ее суть заключалась в создании дополнительных групп в дошкольных общеобразовательных учреждениях. Благодаря чему, получая финансирование из бюджетов двух уровней — республиканского и муниципального, садик решал проблему не только нехватки мест, но и обновления материально-технической базы учреждения.

— За все время работы программа себя оправдала полностью. На выходе в детских садах было создано 69 новых групп на 1600 малышей, — уточнила Алла Салаева, заместитель главы администрации Чебоксар по социальным вопросам. — Резерв изыскал практически каждый детский сад. Заведующие оперативно воспользовались тем, что, включаясь в проект, они могут получить дополнительные средства на ремонт помещений, за счет чего будут созданы условия и набраны новые группы, которые также будут финансироваться в счет заработной платы педагогов. Мы понимаем, что таким образом мы создали в детских садах больше мест, чем смогли бы построить зданий.

Таким же способом, используя удачный опыт перераспределения и реорганизации неиспользуемой хозяйственной базы детских садов, совместно с директорами школ администрация Чебоксар предлагает применить практику и на среднем общеобразовательном звене.

— В настоящее время мы также рассматриваем возможность укрупнения школ. У нас есть опыт в создании дополнительных корпусов тех учреждений, которые работают с максимальной перегрузкой — это и 4 лицей, и СОШ № 61, — привела пример Салаева. — Директор МАОУ «Лицей № 3» выступила с отличным предложением поделиться своими дополнительными помещениями с 54-й школой путем передачи имущества с баланса на баланс. Мотивируя это тем, что в лицее младших классов нет, а в 54-й школе проектная мощность превышена. Таким образом, мы сможем создать два дополнительных класса. 

Инициатива руководства города была принята работниками образовательной сферы единогласным одобрением. Участвовать в программе при ее принятии и дальнейшей реализации изъявили желание директора сразу нескольких школ, о чем сообщили в ходе рабочего совещания, прошедшего в мэрии на минувшей неделе в четверг, 16 февраля.  

— У нас действительно есть неиспользуемые возможности — так называемые «висячие» этажи, — высказалась директор МАОУ «СОШ № 40» Ираида Яшина. — Первый этаж — свободное пространство, и перестроить его в полноценные дополнительные учебные помещения несложно. Путем такой реорганизации мы сможем вместить еще три класса. Мы готовы пойти на этот шаг при его финансировании.

— Мы уже выступили с инициативой перенести кабинеты технологии в помещения хозяйственного назначения нашего общеобразовательного учреждения, — присоединилась к коллеге директор МАОУ «СОШ № 59» Ольга Курмаева. — Такой подход даже улучшит существующие условия в работе для мальчиков при работе дереву, по металлу. На базе же освобожденных классов станет возможно разместить классы начального звена. А это сразу три кабинета.

Справка МК

Строительство школы в микрорайоне «Гладкова» сегодня оценивается в 680 млн руб. Если разделить эту сумму на 1100 мест, стоимость одного ученического места составит около 600 тыс. руб. При этом капитальный ремонт здания бывшего лицея им. Лебедева и вечерней школы, где при реорганизации разместится второй корпус СОШ № 61, создается 1000 мест за 130 млн руб. То есть эффективное вложение средств в капремонт может сократить вложения в 5-6 раз, чем при строительстве.

Тем же путем собирается пойти и руководство 4-й гимназии, заранее проанализировав все плюсы, минусы и риски и заручившись поддержкой коллег из МАОУ «СОШ № 59». 

— Мы были одними из первых, кто вышел в администрацию города с инициативой реорганизации наших помещений, — отметила директор МБОУ «Гимназия № 4» Эльвира Казакова. — Совместными усилиями с руководством 59-й школы мы даже разработали план. Как итог, в двух школах мы получим до 200 дополнительных мест и решим проблему начальной школы в микрорайоне. Используя весь хозяйственный комплекс только нашей школы, мы открываем 4 дополнительных класса.

Соответствующее программное предложение было озвучено главой администрации города Чебоксары Алексеем Ладыковым в ходе 17-го отчетного заседания Чебоксарского городского Собрания депутатов, в рамках которого были подведены итоги социально-экономического развития столицы за 2016 год. Участие в нем принял глава Чувашской Республики Михаил Игнатьев, а также члены регионального правительства.   

— За три года количество учеников увеличилось на 4400 человек. Учебные заведения переполнены. Все рады такому прибавлению, но в городе уже 16 школ работают в 2 смены, в следующем году их будет 21, — озвучил Алексей Ладыков. — По эталонам комфортной городской среды в каждом новом микрорайоне нужна школа шаговой доступности. Ситуация требует оперативности. За 10 месяцев, вместо нормативных двух лет, построена школа на 1100 мест по улице Гладкова. На очереди «Волжский-3», «Садовый», «Новый город», микрорайоны «Лента», «Университетский», «Благовещенский». 

Как подчеркнул сити-менеджер, рациональный подход может быть применен в использовании имеющихся муниципальных площадей.

— Благодаря финансовой поддержке руководства республики в 2016 году капитально отремонтирован корпус бывшего лицея им. Лебедева для 500 учеников начального звена. Здание вечерней школы по улице Социалистической после ремонта будет передано школе № 61, прибавится 500 мест для старшеклассников. Иными словами, за 130 миллионов рублей в Юго-Западном районе появится 1000 ученических мест, это 130 тысяч рублей затрат на одно учебное место, — привел данные Ладыков. — При выделении средств из расчета 100 тысяч рублей на ребенка администрация города готова софинансировать потребность в 50 миллионах рублей для формирования дополнительных 20 классов.

Градоначальник резюмировал: все это направлено на достижение главного результата — повышение качества образования детей города.

Надежда Шаклина



"МК в Чебоксарах"
21 февраля 2017
09:08
Поделиться