АУ «Редакция Канашской районной газеты «Канаш» Мининформполитики ЧувашииОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Публикации » Дед Уралмаш и Саша с Уралмаша (о фильмах, которые помогали воевать, побеждать и жить)

15 июля 2016 г.

Дед Уралмаш и Саша с Уралмаша (о фильмах, которые помогали воевать, побеждать и жить)

Осенью в нашей деревне умер Александр Давыдович Минкин - последний ветеран Великой Отечественной войны, которого все в деревне называли Саша с Уралмаша, Уралмаш – юлдаш, а в последние годы просто дед Уралмаш. Он всю жизнь проработал деревенским плотником, хотя по фигуре ему бы больше пошло быть кузнецом. Дед Уралмаш был крупный, широкоплечий, кряжистый, выше всех в деревне. И вот его не стало. А память о нем и целая деревенская легенда, связанная с ним, осталась. Интересная и необыкновенная история, которой я и поделюсь. Был Александр Давыдович для нашей деревни пришлым, занесенным в чувашскую глубинку в 1944 году из блокадного Ленинграда, где с 1942 года воевал в рабочем батальоне. Он был пулеметчик и воевал с трофейным пулеметом «MG-34». В батальоне было много трофейного оружия, так как рабочие батальоны вооружались сами. Саша всем сердцем прикипел к этой «фашисткой железке», как называли ее товарищи. «MG-34» был машиной мощной, убойной, но тяжелой и капризной. В промежутках между боями он чистил свой пулемет или искал к нему патроны, чтобы снарядить ленты. Помогали и товарищи, которые знали, что для Саши нет лучшего подарка, чем принести с десяток немецких винтовочных патронов. Так и воевали они на пару - ленинградский парень и немецкий пулемет. Осенью 1943 года в батальон привезли новое кино, которое называлось «Два бойца». Фильм об обороне Ленинграда, главные герои - два друга пулеметчика, которых играли Марк Бернес и Борис Андреев. С первых кадров фильма, как только на экране появился во всей своей богатырской красе Борис Андреев, игравший Сашу Свинцова - Сашу с Уралмаша, все, кто был в палатке, повернулись к Саше Минкину. Может быть, и сходство было не велико, но уж больно совпадало: там пулеметчик и здесь пулеметчик, там богатырская фигура и здесь, там блокадный фронт и здесь за спиной Ленинград. Еще фильм не закончился, а к Саше уже намертво приклеилось прозвище «Саша с Уралмаша». Саша не обижался и даже гордился этим. В войну часто переплетались быль и небыль, реальное и выдумка, художественное и документальное. Особенно, если дело касалась кино. Это сейчас о фильмах советской поры говорят, что в них мало правды, что они агитки. Но кому судить о том, что правда, а что нет, если не тем бойцам, которые в тот вечер три раза требовали повтора фильма. И три раза пел с экрана «Темную ночь» Марк Бернес вместе со своим героем, неунывающим одесситом Аркадием Дзюбиным, три раза поднимался на пулеметы стрелковый полк, три раза защищали товарищи дот от атаки врага. И никто не говорил, что это липа, что это неправда. А что агитка, так и должно быть в войну. Наши - смелые, враг - подлый и будет разбит, и победа будет за нами! Прошел фильм «В шесть часов вечера после войны», и тысячи людей начали назначать друг другу свидание на это время. Вышел на экраны «Жди меня», и тема верности в семьях фронтовиков стала актуальной. Появился «Парень из нашего города», и умножился поток добровольцев в танкисты. Кино тоже было оружием, и фильмы в то время снимались, как танки делались - быстро, просто, без психологических сложностей. Главное, чтобы в него верили. Так случилось и с Сашей. Он начал верить в то, что фильм «Два бойца» снят про него. Это помогало ему сражаться, особенно в последнем бою. В самом начале 1944 года их батальон срочно подняли и перебросили в район Ораниенбаумского плацдарма, откуда разворачивалось наступление по полному снятию блокады. Батальон пошел в бой с марша и сразу попал под мощный контрудар немцев. Саша Минкин и несколько бойцов оказались отрезанными от основных сил на фланге обороняющихся войск, но у него был его любимый пулемет, образы любимых героев фильма «Два бойца», любимый город за спиною. Саша вместе с бойцами организовал пулеметную точку, солдаты нашли немецкие патроны и запасные стволы к пулемету, снарядили ленты и начали бой. Почти час Саша пулеметным огнем сдерживал вражескую контратаку. Им никто не пришел на помощь, так как не могли понять, что бой на фланге ведет советский пулеметчик. «MG-34» имел характерный узнаваемый звук, за который его прозвали «пила Гитлера». Связи не было, и все кончилось тем, что артиллерийские разведчики приняли пулемет Саши за вражескую огневую точку и накрыли залпом артиллерии. Было в войну и такое. Потом, конечно, разобрались. Саша был сильно контужен, большая часть его товарищей убита. Его хотели представить к ордену, потом к медали. Но нашелся человек, который доложил особистам, что Саша не расставался с немецким пулеметом, что хвалил его, подчеркивал превосходство над советским оружием. Было в войну и такое. Сашу тихо, без орденов и медалей отправили в госпиталь, а уже оттуда в тыл, в Чувашию. Тогда в относительно благополучную Чувашию отправляли многих блокадников. Саша полежал немного в эвакогоспитале и его распределили в нашу деревню на прикорм, как тогда говорили. Был он после контузии совсем плох на голову, всем рассказывал, что он Саша Свинцов - герой фильма «Два бойца», что скоро к нему приедет Аркадий и всем споет и «Темную ночь», и «Шаланды полные кефали». Он пересказывал сюжет фильма, как события своей жизни, что-то добавлял из реальных событий. Наши деревенские фильмов тогда не смотрели, сравнить не могли, но понимали, что человек не в себе, относились к нему с жалостью, но ценили за трудолюбие и мастерство. Вот только когда привозили в деревню после войны фильм «Два бойца», то бежали все к его избе и кричали «Уралмаш-юлташ, сан =инчен кино илсе килн.!» Тогда он одевал лучшее, что есть у него, приходил в клуб, садился и первый ряд и молча смотрел фильм. Иногда поворачивался к киномеханику и говорил: «Давай, сынок, еще раз то место, где Аркадий ко мне в госпиталь приходит». Потом, после фильма, он еще долго рассказывал нам о боях за Ленинград, о своем друге Аркадии Дзюбине, о том, почему они ссорились и мирились, о том, как якобы приезжал Аркадий в Чувашию, искал его да не нашел, потому что адреса не знал. Переплетались быль и небыль, сюжет фильма и сюжет жизни. Что-то дед Уралмаш добавлял из книг, из других фильмов. Но никому и в голову не приходило обвинить деда Уралмаша в неправде. Все понимали, что говорит он не о себе, а о своем поколении. Все, что он говорил, для нас было абсолютной правдой. Вот такая история и такая судьба. На деревенском кладбище простенький крест с табличкой «Минкин Александр Давыдович. 1925- 2015». Больше могил ветеранов войны на нашем кладбище не будет - дед Уралмаш был последним. Весной деревенские приберут могилу, а 9 мая соберутся на кладбище у его могилы и у могил других ветеранов, крепко помянут всех и каждому поставят в основании креста сто солдатских грамм, покрытых горбушкой хлеба. И я помяну, но по-своему. Вынесу вечером за ворота наш большой, в полстены телевизор, соберу соседей и включу им фильм «Два бойца». Пусть снова поет Бернес о темной ночи и шаландах, полных кефали, идут в атаку советские солдаты, борется блокадный город и улыбается нам с экрана улыбкой Бориса Андреева Уралмаш - юлдаш. А потом, как стемнеет, достану купленный заранее фейерверк и стрельну его в майское небо. В этот майский день по всей стране будут салюты в память обо всех, кто принял на свою судьбу ту войну, в память о великом народе - победителе. И пусть мой маленький салют вольется в звездное небо вместе с моей памятью о деде Уралмаше. Пусть это будет подтверждением той легенды, которая жила вместе с ним и после осталась. А она действительно осталась. Вот и наш местный краевед, бывший учитель, составитель истории деревни начал даже статью писать о том, что в основу повести Льва Славина «Мои земляки», по которой был снят фильм «Два бойца», легла история жизни простого чувашского парня Александра Минкина. Пока, кажется, не дописал, но, наверное, допишет, закрепив еще одну легенду и о войне, и о деревне. И в этом нет ничего плохого. Недавно я выловил в Интернете цитату: «Истинны в жизни человека не его дела, а легенды, которые его окружают. Никогда не следует разрушать легенд. Сквозь них мы можем смутно разглядеть подлинное лицо человека». Фильмы военного времени - это те же легенды и через них мы можем рассмотреть подлинное лицо того времени, понять характеры людей, живших и воевавших тогда. Их нужно иногда смотреть и тогда мир, окружающий нас, будет понятнее, а память наша будет искреннее и светлее. Фильмы военного времени - это фильмы-солдаты. Они действительно воевали, они побеждали вместе с нашими бойцами, они помогали людям жить после войны. В них верили, как верил дед Уралмаш, и эта вера сливалась с общей верой в свою силу и свою непобедимость. А потому светлая память и низкий поклон всем, кто делал такое кино, и всем, для кого оно делалось. Юрий Григорьев, обучающийся 10 ГС класса МАОУ «Лицей государственной службы и управления»

Работа Юрия Григорьева «Дед Уралмаш и Саша с Уралмаша» заняла 1 место IX Всероссийского
фестиваля творчества кадет в номинации «Журналистика»

Мой МирВКонтактеОдноклассники

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика