г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

Кузница кадров железных дорог

АЛАТЫРСКИЙ ТЕХНИКУМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ОТМЕЧАЕТ 85-ЛЕТИЕ

В августе 1930 года по решению Совета народных комиссаров Чувашской АССР в городе Алаты­ре был организован транспортный учебный комбинат. В него входили техникум путей сообщения, школа ФЗО и техническая школа. Ныне все это объединено в техникум же­лезнодорожного транспорта.

Новому учебному заведению были переданы все здания быв­шего винного завода 1898-1900 го­дов постройки. Помещения пред­ставляли собой голые стены без пола, потолков и кровли. Для про­ведения восстановительных работ были выделены средства, мате­риалы и рабочая сила. Железные дороги страны нуждалась в квали­фицированных техниках-паровоз­никах, и это строительство счита­лось первоочередным. Самоот­верженно трудились строители, посильную помощь им оказывали и преподаватели, и студенты. Так техникум получил прочную мате­риальную базу для дальнейшего своего развития.

Конечно, первые учебные кабинеты, лаборатории и обще­жития были не такими, которые мы имеем в настоящее время. Печное отопление, освещение от местной небольшой работа­ющей с перебоями электростанции. Спортивный зал, библиотека, лекционный зал располагались в приспособленных помещениях. Учебно-наглядных пособий было мало, мебелью, инвентарем обеспечивались по мере возможности. Однако качество подготовки специалистов в то время было на высоком уровне. Учащиеся про­являли исключительно большое желание, даже энтузиазм, в овла­дении необходимыми знаниями, завидное трудолюбие.

При организации техникум имел только одно механическое от­деление по специальности «Паро­возное хозяйство» с контингентом 163 человека. В первое время этого было достаточно для выполнения основной задачи – подготовки кадров для развивающегося Алатыр­ского паровозоремонтного завода и железнодорожного узла, а также для ближайших железнодорожных хозяйственных единиц. В 1934 году было открыто второе технологическое отделение по специальности «Сварочное производство».

Великая Отечественная война ворвалась в мирную жизнь страны. «Все для фронта, все для Победы» – эти слова стали ло­зунгом для каждого гражданина, каждой организации, предпри­ятия. Почти все трудоспособное население ушло на фронт. Родина остро нуждалась в пополнении технически грамотных кадров, и учебные заведения должны были продолжать свою работу даже в эвакуации.

В годы войны на базу Алатыр­ского техникума железнодорожного транспорта были эвакуиро­ваны учебные заведения Днепро­петровска, Оршанска, Великих Лук, Славянска. Размещение при­бывших техникумов и организа­ция учебного процесса на новых местах представляли большие трудности. На протяжении всех военных лет занятия проводились в две смены. Первая начиналась в 7 часов утра. Не хватало пре­подавателей, не было топлива, бумаги, ручек, хорошего питания. Но несмотря на это, ежегодно уве­личивался выпуск молодых специ­алистов железнодорожного транс­порта, необходимость в которых была чрезвычайно остра!

Многие преподаватели, ра­ботники техникума, учащиеся ухо­дили на фронт. Ушли на фронт и не вернулись: преподаватель Алексей Петрович Резчиков, мастер-инструктор Владимир Никола­евич Рыбин, выпускник Александр Алексеевич Ветров и многие другие.

Преподаватели и учащиеся техникума на фронте и в тылу внесли значительный вклад в дело Победы!

Мирное время ознаменовалось дальнейшим развитием тех­никума. В 1956 году отделение «Паровозное хозяйство» было реорганизовано в отделение «Тепловозное хозяйство». С 1945 по 1956 годы функционировало от­деление «Вагонное хозяйство». С 1956 года техникум готовит тех­ников-путейцев по специальности «Строительство и эксплуатация путевого хозяйства железнодо-рожного транспорта». С 1959 года – техников-эксплуатационников по специальности «Эксплуатация железных дорог».

В 1956 году в техникуме ор­ганизовано заочное отделение. Здесь обучение проводилось по специальностям: «Тепловозное хозяйство», «Эксплуатация же­лезных дорог», «Строительство и эксплуатация путевого хозяйства железнодорожного транспорта» и «Механизация грузовых работ на транспорте».

За 85-летнюю историю АТЖТ подготовил около 18 тысяч специалистов железнодорожного транспорта.

Из года в год росло число сту­дентов и выпускников. Алатыр­ский техникум железнодорожно­го транспорта дал профессию и путевку в жизнь многим специалистам. Наши выпускники работа­ют по всей сети железных дорог России и ближнего зарубежья – локомотивных и вагонных депо, дистанциях пути, на станциях, ре­гионах дорог. Многие из них ста­ли замечательными командирами железнодорожного транспорта, руководителями промышленных предприятий, учебных заведений. Техникум по праву можно назвать «кузницей кадров».

Сейчас АТЖТ представляет со­бой современное учебное заведе­ние, в котором на практике реали­зуется принцип непрерывного об­разования. Имеется добротная ма­териально-техническая база, кабинеты и лаборатории постоянно оформляются и пополняются со­временными средствами произ­водства. Самое активное участие в этом принимают преподаватели и студенты. Неоценимую помощь в обновлении аудиторий и лабо­раторий, изготовлении наглядных пособий для учебного процесса и укрепления материальной базы оказывают студен­ты-заочники.

Ведется большая работа по компьютеризации учебного про­цесса, широко практикуется реаль­ное дипломное проектирование. В техникуме 49 учебных кабине­тов, 4 полигона, 22 лаборатории, где размещены схемы и действу­ет оборудование, позволяющее изучать конструкцию подвижного состава, узлов машин, схемы стан­ций, основы АСУЖТ, прием и от­правление поездов и т. д. Учебные мастерские оснащены всем необ­ходимым оборудованием.

В настоящее время в техникуме сложился сплоченный педагогический коллектив. Из 50 человек 12 имеют высшую квалификаци­онную категорию, 17 – первую. В техникуме трудятся три почетных работника среднего профессио­нального образования – Ю.П. Вла­сов, В.А. Загубин, Н.А. Мальков, почетный железнодорожник – С.В. Бочкарев, почетные работники НПО – Г.А. Жигалова, Г.Ф. Логино­ва, почетный дорожник – Т.С. За­волжская. Более 70% преподава­телей – выпускники техникума.

Преподаватели и мастера – победители многих Всероссийских и республиканских конкурсов. Так, мастер производственного обуче­ния В.Н. Лукьянчиков был удосто­ен диплома III степени в смотре-конкурсе «Лучший мастер про­изводственного обучения» среди структурных подразделений среднего профессионального об­разования государственных уни­верситетов путей сообщения.

Центром учебно-информацион­ного процесса является библиотека техникума, где проводятся темати­ческие беседы и классные часы, оформляются экспозиции к знаме­нательным датам, ведется постоян­ная работа со студентами. В техни­куме имеется медпункт, столовая.

С 2009 года техникум согласно приказу ФАЖТ входит в состав Самарского Государственного Университета путей сообщения в качестве филиала.

На данный момент в техникуме обучаются 1007 человек (671 по очной и 336 по заочной форме обучения) по следующим специаль­ностям: «Техническая эксплуата­ция подвижного состава железных дорог 1. Тепловозы. 2. Вагоны», «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», «Орга­низация перевозок и управление на транспорте (по видам)», «Эко­номика и бухгалтерский учет (по отраслям)», «Программирование в компьютерных системах». Кроме этого, проводятся курсы подготов­ки и повышения квалификации по разным профессиям и категориям специалистов железнодорожного транспорта. Работают курсы под­готовки рабочих профессий.

В 2007 году Алатырский тех­никум железнодорожного транс­порта стал лауреатом третьей Национальной общественной пре­мии транспортной отрасли России «Золотая колесница». Еще одна высокая награда коллектива – По­четная грамота Комитета по обра­зованию и науке Государственной Думы Российской Федерации.

Ежегодно в стенах техникума проводится открытый конкурс на­учно-исследовательских работ мо­лодежи «Меня оценят в 21 веке», Кирилло-Мефодиевские чтения. Студенты участвуют во Всерос­сийских региональных фестива­лях научного творчества. Многие из них удостоены звания лауреа­тов Всероссийского открытого кон­курса научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ «Национальное достояние России».

В этом учебном году лауре­атами XII-го Всероссийского от­крытого конкурса научно-иссле­довательских работ и творческих работ молодежи «Меня оценят в XXI веке» стали Максим Новиков, Оксана Фимина, Андрей Кирил­лов. Дипломом награжден Михаил Мурчин, занявший 3 место в кон­курсе «Лучший проект в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Чувашской Республике». Ежегод­но студенты техникума получают гранты за разработку дипломных проектов по заказам ОАО «РЖД». В 2015-2016 учебном году стипен­диатами президента ОАО «РЖД» стали: Елена Серебрякова (группа ОПУ-12-1) и Алексей Серебряков (группа ОПУ-12-1); стипендиатом начальника Горьковской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» – Павел Кусакин (группа ОПУ-13-1); стипендиатами Дорпрофсожа Горьковской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» – Ольга Бе­лова (группа БУ-14-1), Александр Душанин (группа ОПУ-14-1), Фео­фания Герасимова (группа С-12-1), Роман Кощеев (группа Л-14-1).

Учебный процесс не мыслится без внеклассной работы. Все мероприятия связаны с будущей профессией: конкурсы знатоков ПТЭ, автоматика, железнодорож­ные станции и узлы, предметные олимпиады, научные конферен­ции. Студенты с большим желани­ем участвуют в подготовке КВНов, «Битвы хоров», различных конкур­сов, спортивных соревнований, встреч с интересными людьми, по­священия в студенты, шахматных турниров.

Творческий коллектив технику­ма – неоднократный победитель Межрегиональных фестивалей «Ритм», республиканского конкур­са «Молодые таланты», городских и университетских конкурсов «Сту­денческая весна».

Важную роль в воспитании играет музей техникума. Его мате­риалы освещают разные периоды истории техникума. Документы, стенды, выставки, фотографии рас­сказывают о первых выпускниках, директорах, преподавателях, сту­дентах, мастерах, участниках ВОВ, воинах-интернационалистах – выпускниках техникума и т. д. В му­зее проходят встречи ветеранов, классные часы, уроки, профориентационные и тематические экскурсии и другие мероприятия. Большую помощь в создании и ра­боте оказывает Алатырский краеведческий музей. Ведется боль­шая поисковая работа. Руководит работой музея преподаватель А.И. Краснов. К слову, он же приучает студентов к туризму и краеведе­нию. Ребята посещают музей-за­поведник Болдино, музеи и куль­турные центры городов Чебокса­ры, Ульяновска, Москвы, Казани, Н. Новгорода, Санкт-Петербурга, Саранска и т. д. В программе на­ших туристов – ежегодные поездки на Грушинский фестиваль, водные байдарочные походы, сплавы по рекам, экологические экспедиции – всего не перечислить. Мате­риальную помощь в организации мероприятий оказывает админи­страция техникума.

В АТЖТ большое значение при­дается воспитанию крепких и здо­ровых молодых специалистов. Для этого создана хорошая база: два спортивных зала, тренажерный зал, теннисный корт, тир, спортив­ная площадка с гимнастическим оборудованием. Ежедневно рабо­тают бесплатные спортивные сек­ции. Более 40 лет руководит этой работой ответственный и предан­ный своему делу преподаватель В.А. Загубин, более 30 лет само­отверженно и увлеченно работает Н.А. Мальков. Команды спортсме­нов участвуют в районных, город­ских, республиканских, всерос­сийских соревнованиях, занимая призовые места. Не забывают пре­подаватели физвоспитания контролировать учебу спортсменов, чтобы железная дорога получила в свои ряды крепких, здоровых и фи­зически развитых специалистов. Оборудование, спортивную форму, соревнования финансирует адми­нистрация техникума.

Завершая путешествие по стра­ницам истории нашего техни­кума, хочется поздравить весь коллектив, студентов, их роди­телей и выпускников с юбилеем АТЖТ! История техникума – про­должается!

       Т. РУЗАВИНА, директор Алатырского техникума железнодорожного транспорта.



"Алатырские Вести"
14 декабря 2015
09:25
Поделиться