13 мая 2015 г.
В рамках Дней Чувашской Республики в Госдуме состоялось расширенное заседание Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству с участием представителей республики.
Первым вопросом обсуждался законопроект № 750840-6 «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О защите конкуренции» и Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в целях привлечения инвестиций и расширения масштабов инновационной деятельности малого и среднего предпринимательства)», внесенный Правительством, который представляла Директор Департамента развития малого и среднего бизнеса Минэкономразвития Наталья Ларионова.
В качестве основной цели законопроекта представитель Министерства обозначила расширение возможности признания компаний субъектами малого и среднего предпринимательства (МСП). Для этого предлагается увеличить порог участия иностранных юридических лиц, а также российских юридических лиц, не являющихся субъектами МСП, в уставном капитале субъектов МСП с 25% до 49%; наделить статусом субъекта МСП организации, получившие статус резидентов проекта «Сколково», вне зависимости от доли участия в уставном капитале таких организаций иных юридических лиц; наделить статусом субъекта МСП юридические лица, доля участия в уставном капитале которых включена в состав общего имущества инвестиционного товарищества, вне зависимости от размера указанной доли.
Законопроектом также предусматривается исключение требования к периодичности установления Правительством предельных значений выручки от реализации товаров, работ и услуг для отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов МСП. Это позволит своевременно принимать решения в отношении предельных значений выручки от реализации товаров, работ и услуг для каждой категории субъектов МСП в целях учета изменений в экономической конъюнктуре в стране.
Кроме того, проектом уточняется порядок оказания финансовой поддержки субъектам МСП, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, конкретизируется понятие «аналогичная поддержка» и вносятся изменения в закон «О защите конкуренции».
Заместитель председателя Комитета заметил, что вопрос о расширении критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малым предпринимателям обсуждается уже давно, и высказался за принятие проекта. Проект поддержал и первый заместитель председателя Комитета , охарактеризовавший его как «разумный и логичный».
Опасения в том, что предложенные проектом меры предоставят необоснованные преимущества офшорным компаниям, высказал член Комитета , которого поддержал представитель Чувашии Олег Саевич.
Отвечая на замечания участников заседания, Н.Ларионова подчеркнула, что малые и средние предприниматели обязаны подчиняться требованиям антиофшорного законодательства так же, как любые другие компании. Вопрос в том, что российское антиофшорное законодательство в настоящее время находится в стадии разработки. Однако, уверена представитель Министерства, в случае принятия соответствующих законов внести необходимые поправки в нормативно-правовые акты о малом предпринимательстве не составит труда. Также Н.Ларионова обратила внимание на то, что обретение статуса малого предпринимателя не ведет к автоматическому получению налоговых льгот и прочих преференций.
Председатель Комитета обратил внимание на то, что после принятия решения об увеличении доли малого бизнеса в госзакупках, решение об увеличении порога участия в основном капитале может сыграть роль нейтрализатора предпринимательских рисков, и также высказался за принятие законопроекта, вызвавшись быть содокладчиком по этому вопросу.
Решением Комитета законопроект рекомендован к принятию в первом чтении.
По вопросу «О поддержке отечественных производителей и защите внутреннего рынка» с основным докладом выступил министр экономического развития, промышленности и торговли Республики ЧувашияВладимир Аврелькин, проанализировавший возможные законодательные меры по ограничению проникновения на российский рынок подержанной спецтехники. Тему «промышленного мусора» продолжил генеральный директор Чебоксарского предприятия «Сеспель» Владимир Бакшаев, обративший внимание на то, что действующая система аккредитации и сертификации техники ставит в невыгодные условия отечественного производителя. По мнению представителя Чувашии, необходимы такие меры, как передача Росакредитации в подведомственность Минпромторгу, установление личной ответственности экспертов, ликвидация «единичного ввоза» и облегченного порядка сертификации для импортеров.
Согласившись с представителями Чувашии в оценке негативных тенденций на рынке сертификации и аккредитации, депутат В.Климов отметил, что эти тенденции складывались в течение длительного времени, а сейчас важно «подсветить» проблемы и искать их решение.
Вице-президент «Концерна «Тракторные заводы» Наталья Партасова заметила, что хотя в последнее время были приняты благоприятные для производителя нормы, российские компании редко могут ими воспользоваться. Также Н.Партасова высказала идею о необходимости уточнения понятия «сделано в России», по её мнению необходима разработка критерия, учитывающего уровень локализации производства, что позволит вывести из числа «отечественных производителей» предприятия отверточной сборки.
С докладом по вопросу «Финансово-платежная дисциплина в контрактной системе» вступил председатель правления некоммерческого партнерства «Инновационный территориальный электротехнический кластер Чувашской Республики» Олег Саевич. По его мнению, много сложностей связано с тем, что заказчик предпочитает заключать контракт «под ключ», в результате чего непосредственные производители оказываются в положении субподрядчиков, при этом гарантии оплаты выполненных производителем работ со стороны заказчика отсутствуют. Не менее серьезная проблема – значительное количество обязанностей у производителя, при малом числе их у заказчика, даже за просрочку платежей санкции часто символические. Урегулирование этих вопросов могло бы облегчить положение производителей. Также, по мнению О.Саевича, необходимо погашение задолженности за уже поставленную продукцию и выполненные работы.
Директор Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития Максим Чемерисов высказал идею о разработке типовых контрактов, которые включали бы в том числе и положения о сроках платежей, и о санкциях на их нарушение. Генеральный директор «НПП Бреслер» Николай Ефимов заметил, что у производителей, конечно, есть формальная возможность решить вопросы неплатежей в судебном порядке, но перспективы судебного разбирательства с крупными компаниями призрачны.
Инновационные предприятия требуют значительных вложений, а прибыль начинают приносить не сразу, поэтому было бы правильным решением распространить режим ОЭЗ на индустриальные парки – такова была основная идея выступления В.Аврелькина по вопросу «О применении режимов особых экономических зон к технопарковым структурам». Заместитель директора департамента регионального развития Минэкономики Эльмира Ахмеева представила законодательную инициативу, которая позволит создавать особые экономические зоны на региональном уровне, в том числе на основе технопарков, а также рассказала о разработке специальных кредитных продуктов для резидентов ОЭЗ. Предложения по расширению технопарковой структуры также внесли исполнительный директор НП «УК «ИНТЭК»Александр Рыбаков и генеральный директор казенного предприятия «Технопарк «Строгино» Сергей Теплов.
Затронув вопрос поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, В.Аврелькин обратился к практике расчета налогов по кадастровой стоимости. По его мнению, налицо противостояние «экономического» блока, представители которого считают важным развитие бизнеса и блока «финансового», где особое значение придается уровню полученных налоговых доходов. Здесь, отметил В.Аврелькин, необходимы универсальные критерии, учитывающие, например, площадь, которую занимает предприятие.
Заместитель председателя правления АО «МСП банк» Анна Зверева обратила внимание на необходимость информирования предпринимателей о всех видах поддержки, которые они имеют право получить. По мнению представителя банковского сообщества, комплексное применение и грамотное сочетание финансовых и нефинансовых механизмов может значительно облегчить условия работы даже для впервые открывающего дело бизнесмена. К практике применения упрощенного налогообложения обратился член Комитета . По его мнению, требования действующего законодательства таковы, что для сохранения права использования этого налогового режима предприниматели часто вынуждены искусственно занижать свои показатели, сдерживать развитие собственного бизнеса. Необходимо расширить возможности применения упрощенного налогообложения, подчеркнул депутат.
В своем выступлении по вопросу «Регулирование отдельных отношений в сфере розничной продажи алкогольной продукции и ограничения её потребления» заместитель председателя Государственного совета Чувашской республики – председатель комитета по экономической политике, агропромышленному комплексу и экологии Государственного совета Чувашской республики Олег Мешков, отметил, что принятые в последние годы решения в сфере регулирования производства и оборота алкоголя, такие как повышение акцизов, введение ЕГАИС для слабоалкогольных напитков, ограничение применения ПЭТ-упаковки ухудшают положение производителя, но не выполняют поставленной задачи снизить и изменить структуру потребления алкоголя. Содоклады руководителя ассоциации участников алкогольного рынка при торгово-промышленной палате Чувашской республики Андрея Иккерта и В.Аврелькина были посвящены ограничению оборота контрафактного алкоголя, в том числе – изменению системы санкционных мер. Отвечая на замечания представителей отрасли, статс-секретарь – заместитель руководителя Росалкогольрегулирования Владислав Спирин разъяснил ряд положений действующего законодательства, регулирующих производство и оборот алкоголя.
Завершая заседание, А.Аксаков поблагодарил участников за конструктивный и плодотворный диалог и пригласил их присоединиться к комитетским группам по работе над различными проектами.
Первоисточник: http://www.duma.gov.ru/news/273/1078839/