Министерство сельского хозяйства Чувашской Республики

Россияне стали экономить на еде в ущерб ее качеству

Аналитическое кредитное рейтинговое агентство опубликовало исследование, дополняющее картину поведения потребителей и прогнозы в отношении частного спроса. Выбор домохозяйств в пользу дешевых и менее качественных товаров стал смещаться еще в 2011 году. Теперь же он все чаще делается в ущерб качеству еды, безопасности дорожного движения и бытовому комфорту. Если "значимых источников" экономического роста не обнаружится, ситуация не изменится, и в 2020 году оборот розницы останется значительно ниже уровня 2014 года.

Серия макроэкономических исследований российского Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) обновилась оценкой текущего состояния потребления граждан и среднесрочным прогнозом частного спроса. В 2015 году пузырь на рынке потребительского кредитования окончательно сдулся — доля привлеченных средств и собственных сбережений населения в располагаемых доходах приблизилась к показателю 2009 года (чуть больше 6% после пика в 12% в 2013 году). Это значительно дополнило набор факторов, которые последние два года приводят к массовому изменению потребительского мышления и поведения.

Более дешевые товары длительного пользования стали пользоваться спросом еще в 2011 году, констатируют аналитики, а в 2013 году эта тенденция затронула и продовольственное потребление. Рекордное снижение реальных зарплат и доходов в 2015 году обрушило физическое потребление непродовольственных товаров на 20%, а продовольственных — на 4,2%, считают в агентстве (спрос на еду меньше зависит от доходов и цен). Смягчило его падение изменение предпочтений граждан, оно же позволило им компенсировать четверть продовольственной инфляции. Однако происходит это за счет продолжающегося снижения "качества потребляемой пищи, безопасности дорожного движения и бытового комфорта", заключается в исследовании.

Физическое падение потребления еды было компенсировано переходом на дешевые товары и товары-заменители: на потреблении калорий на душу населения и потраченный рубль это не сказалось. На сегодняшний день овощи (кроме картофеля), фрукты, рыба, морепродукты и алкоголь заметно уступают место хлебу, картофелю и молочной продукции.

"В перспективе возможен дальнейший сдвиг потребительских предпочтений в сторону круп, муки, масла, сезонных овощей и сахара",— предполагают аналитики.

 

Падение спроса на непродовольственные товары имеет не менее значительные последствия. Увеличивается срок эксплуатации товаров длительного пользования. При этом главной причиной старения автопарка при растущей обеспеченности транспортом в АКРА называют отставание темпов утилизации от скорости покупки новых автомобилей. Еще одна, менее значимая причина — состояние доходов населения и консервативные потребительские ожидания. Но тут Россия не одинока: стареющее население, которое не склонно покупать новые дорогостоящие товары, и замедление экономического роста приводят к схожим тенденциям в ЕС, США, Японии и Китае.+

В ближайшем будущем население России будет больше экономить, а также интенсивнее и дольше использовать товары инвестиционного и длительного потребления, считают аналитики. Только к 2017 году при дальнейшем ожидаемом снижении процентных ставок домохозяйства достигнут уровня закредитованности, который позволит частично смягчить "жесткий баланс расходов и доходов". В этих условиях роста спроса на кредиты со стороны населения, на который надеются банки, и отложенного спроса на непродовольственные товары, на который рассчитывают компании, ждать не приходится.

Роста реальных доходов домохозяйств в РФ не наблюдается с 2007 года, а их падение, начавшееся во второй половине 2008 года, не сменится ростом до 2019 года и по официальным прогнозам (см. график). В АКРА прогнозируют, что реальные доходы будут сокращаться еще два с половиной года. Если "значимые источники" роста не обнаружатся, их ожидает продолжительная стагнация, при которой даже в 2020 году оборот розницы будет на 10% ниже показателя 2014 года. В выигрыше же от сложившейся ситуации окажется сектор услуг, ремонт, производство и продажа запчастей и высококалорийных продуктов в низком ценовом сегменте. 



Коммерсантъ
07 июня 2016
14:01
Поделиться