Чувашское региональное отделение Академии информатизации образованияОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Публикации » СОПУТСТВУЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГОВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

24 июля 2006 г.

Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, г. Москва (АПКиППРО), Москва, apkro@redline.ru.

 

  Значимость повышения информационных компетенций работников образования, развития современных методов обучения на базе информационных технологий сформулирована несколько лет назад, когда только разворачивалась Федеральная целевая программа «Развитие единой информационной образовательной среды на 2001-2005 гг.» (в рамках которой концентрировались усилия по информатизации российского образования, включая подготовку педагогических кадров в области информационно-коммуникационных технологий). Однако сейчас есть и существенные различия. И эти различия лежат, прежде всего, в плоскости условий, которые уже созданы и которые определяют необходимость переинтерпретации самих задач в области информатизации и уточнения средств и способов их решения.

  Если пять лет назад  нужно было формировать   информационную среду, наполнять образовательную среду информационно-коммуникационными технологиями, компьютеризировать ее, то в настоящее время стоит задача определения оптимального уровня ИКТ-насыщенности среды обучения для решения задач развития личности обучающегося, а не только для его приобщения к современным информационным технологиям. В настоящее время уже беспокоит не только недостаток обучающих программ, но и их бессистемный набор.          При этом все очевиднее становится проблема оценки эффективности обучения педагогических кадров в рамках моделей, разработанных и реализованных в прежних условиях и, соответственно, поиска моделей, которые бы учитывали свершившийся факт – первоначальная экспансия образовательной среды со стороны информационно-коммуникационных технологий состоялась.

  В этих обстоятельствах нам представляется перспективным не столько (особенно в части формирования базовой ИКТ-компетентности педагогических кадров) целевое обучение работников образования информационно-коммуникационным технологиям – когда обучение организуется по программам, нацеленным на формирование у них конкретных знаний, умений в области информационно-коммуникационных технологий, сколько, так называемое «сопутствующее обучение ИКТ».

Заметим, что сопутствующее обучение распространено в сфере менеджмента, особенно в таких технических и медицинских компаниях, которые занимаются поставкой на рынок такого оборудования, работа с которым у персонала заказчиков требует специального обучения. В существенной мере это относится к новой компьютерной и оргтехнике, к программным продуктам. Нам представляется, что сопутствующее обучение по своим функциональным характеристикам в значительной мере сходно с «внутрифирменным обучением» - когда подготовка специалистов к решению ими новых профессиональных задач, расширение их компетенций осуществляется непосредственно на предприятиях и в учреждениях, «сопутствует» (сопровождает, осуществляется одновременно) основному процессу, в рамках которого и осуществляется деятельность персонала.

  Какие же смыслы вкладываем мы в сопутствующее обучение, рассматривая его в контексте процессов информатизации современного образования, а именно – повышения квалификации педагогических кадров в области информационно-коммуникационных технологий (ПКПК-ИКТ)? Мы рассматриваем сопутствующее обучение педагогов в области ИКТ как процесс, сопровождающий движение обучающихся к той цели, которая сформулирована как главная в избранной для освоения программе повышения квалификации. При этом ИКТ предстают в качестве средства, позволяющего более эффективно реализовать эту, главную цель повышения квалификации. По существу, ИКТ (освоение ИКТ и их применение на практике) способствуют качеству процесса ПК, в который вовлечены обучающиеся педагоги.

Сопутствующее обучение ИКТ в процессе повышения квалификации, изменяет его праксиологические характеристики – возрастает результативность по линии ведущей цели (например, формирование исследовательской компетентности педагогов-экспериментаторов, осуществляемой в рамках образовательной программы повышения квалификации «Актуальные проблемы педагогики и психологии»), и, в то же время повышается уровень владения педагогами ИКТ как результат, предусматриваемый «сопутствующей» целью. 

Подчеркнем, что результативность сопутствующего обучения детерминирована условиями «основного обучения». Например, обеспечение высокого уровня мотивации на освоение исследовательской деятельности способствует тому, чтобы овладеть теми технологиями, которые обеспечивают эффективное движение обучающегося к цели. Если в качестве средств, которые способствуют решению задач, предусмотренных программой повышения квалификации педагогов в области исследовательской деятельности, предлагаются ИКТ, уровень владения которыми недостаточен, то педагоги при определенной поддержке овладевают предложенными технологиями и одновременно применяют их, чтобы продвигаться к намеченной и значимой для них цели – высокий уровень исследовательской компетентности.

Процесс сопутствующего обучения реализуется, главным образом, в технологии сценирования, поскольку он «настроен» на основное обучение, «чувствителен» к прецедентам, возникающим в ходе этого обучения, и выстраивается в его контексте. Поэтому он предполагает совместную работу разработчиков и реализаторов основной программы повышения квалификации и ее сопутствующей части – специалистов в области содержания повышения квалификации, задаваемого программой ПК в области какой-либо избранной педагогами проблематики (см. пример выше), и в области информационно-коммуникационных технологий.

Процесс сопутствующего обучения реализуется через систему заданий, «увязанных» с основным содержанием программы повышения квалификации. Затруднения, возникающие у педагогов при выполнении этих заданий, сигнализируют о недостаточности знаний, умений и опыта в области применения ИКТ. Они переводятся в плоскость проблемной ситуации, разрешению которой способствуют специально разработанные учебно-методические «мини-комплексы» (УММ-К) - диагностические материалы, комментарии, инструкции, консультации, тренинговые упражнения, способствующие освоению тех ИКТ, которые выступают в качестве инструментальной основы выполнения задания. УММ-К разрабатываются на основе принципов индивидуализации и дифференциации, с учетом реального уровня ИКТ-компетентности каждого из обучающихся педагогов и носят проективный характер, то есть, нацелены не только на оперативное разрешение трудностей в области применения ИКТ, но и на личностно-профессиональное развитие педагога в целом.

В процессе сопутствующего обучения педагоги приобретают опыт применения ИКТ для решения задач собственного повышения квалификации, который формируется в реальной деятельности. Они имеют возможность при этом обнаруживать эффект от применения ИКТ в реальном режиме времени, а не «отложено», как это бывает в случае освоения ИКТ в ходе повышения квалификации для применения их затем в обучении и воспитании школьников.

При этом изменяется не только инструментальная основа профессиональной деятельности педагога, когда для решения исследовательских задач он использует ИКТ. Преобразуется и его ценностно-смысловая сфера. Формируется ценностное отношение к информационно-коммуникационным технологиям как к эффективному средству повышения собственной профессиональной квалификации.  Именно этот аспект нам представляется сильной стороной сопутствующего обучения, в отличие от моделей «основного обучения ИКТ», в рамках которых положительные эмоции от успешного применения ИКТ в деятельности, для совершенствования которой они и осваиваются, еще только предстоит пережить в будущем.

Особо подчеркнем, что сопутствующее обучение происходит в такой  образовательной среде, которая уже имеет «агентов» ПКПК-ИКТ – специально подготовленных тьюторов или педагогов, владеющих ИКТ на элементарном уровне и готовых выступать в качестве волонтеров, поддерживающих освоение своими коллегами ИКТ в процессе повышения квалификации (профессиональное педагогическое сообщество сегодня  отличается от того, что было всего лишь 3-4 года назад – существуют «ИКТ-оспособленные» школы, территории и, как минимум, коллективы, где есть носители знаний, умений и опыта в области ИКТ). В качестве необходимого условия для осуществления сопутствующего обучения также выступает мотивация профессионального сообщества к освоению новых технологий, нового предметного содержания, новых компетентностей, в ходе чего ИКТ (соответственно, овладение ими) позволят быть педагогам более эффективными обучающимися. При этом сопутствующее обучение может происходить как в очном (контактном) режиме, так и дистанционно, что, в свою очередь, расширяет границы применимости сопутствующего обучения педагогов ИКТ в условиях открытого образования.

 

Мой МирFacebookВКонтактеTwitterLiveJournalОдноклассники
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика