Чувашское региональное отделение Академии информатизации образованияОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Публикации » КОНКУРС «ИНФОЗНАЙКА» КАК СИСТЕМА ОТБОРА ТАЛАНТЛИВОЙ МОЛОДЕЖИ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

24 июля 2006 г.

Последние годы стали временем бурного развития компьютерной техники и компьютерных технологий. В этой области «человеческий фактор» является не просто решающим, а имеет доминирующее значение. Доля стоимости зданий, техники и т.д. в общей стоимости крупнейших компьютерных корпораций является ничтожно малой по сравнению со стоимостью работающих в них высококвалифицированных специалистов. Особую ценность представляют наиболее талантливые сотрудники, способными стать лидерами научно-технических работ.

В связи с этим в настоящее время во всех развитых странах огромное внимание стало уделяться построению целенаправленного процесса формирования научно-технической элиты в области высоких технологий, и все большее распространение стали получать имеющие мощную государственную и корпоративную поддержку многоуровневые системы подготовки. Соответственно требуются новые организационно-методические и технические подходы для реализации систем подобного рода, нацеленные на поиск и подготовку талантливой молодежи, начиная еще со школьной скамьи.

В этой ситуации одним из наиболее эффективных инструментов является система, опирающаяся на проведение широкого конкурса по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИиИКТ) среди учеников образовательных учреждений. Один из таких конкурсов проводится Чувашским республиканским отделением академии информатизации образования (ЧРО АИО). Ежегодно в апреле месяце с целью активизации познавательного интереса учащихся общеобразовательных учреждений в области ИиИКТ ЧРО АИО проводит конкурс «Инфознайка».

Отличие данного конкурса от традиционных олимпиад по информатике состоит в следующем. Олимпиады фактически сведены к отбору победителей по единственному виду "спорта": программирование на Паскале/Си усложненных алгоритмов, допускающих автоматическую проверку с помощью тестов на современной технике. Чрезмерная, превышающая школьные требования, сложность задач выводит из олимпийского движения школы, нерасполагающие подходящей техникой, а также обесценивает творческие и образовательные аспекты информатики, достижения педагогов, считающих своим долгом научить азам информатики всех своих учеников.

Тем не менее, олимпиадные успехи учащихся почему-то существенно влияют на оценку квалификации педагогов, учитываются при их аттестации и при лицензировании школ. Многие школьники и учителя бывают столь обескуражены участием в традиционно усложненных олимпиадах по информатике, что в дальнейшем их отвергают. Они не видят пути к успеху и не рискуют травмировать учащихся. Другие трудности связаны с нормированием представительства от школ, районов, областей при делегировании на более высокий уровень. Если выход на Российский уровень ограничен бюджетом и это всем понятно, то ограничения районного, городского и областного уровня не столь обоснованы.

Этих недостатков лишен  конкурс «Инфознайка». В настоящий момент конкурс проводится на трех уровнях:

подготовительный (1-7 классы);

основной (7-11 классы);

углубленный (10-11 классы).

Для каждого уровня предлагаются задачи, учитывающие обученность учащихся в области информатики. Задачи подготовительного уровня рассчитаны на учеников, не изучавших информатику, либо изучавших ее в безмашинном варианте (соответствует пропедевтическому уровню преподавания информатики). Задачи основного уровня рассчитаны на учащихся, изучающих информатику на базовом общеобразовательном уровне. Задания углубленного уровня – для учащихся из профильных классов.

Поскольку в разных школах число часов отводимых на предмет «Информатика и ИКТ» отличается друг от друга, допускается, что ученик сам выбирает уровень, по которому он хочет выполнять задания.

Учителя информатики (подготовительный, основной, углубленный уровень) и учителя начальных классов (подготовительный уровень) берут  на себя организацию игры  и разбор задач после ее проведения.

Задания для учеников конкретной школы получает учитель-организатор конкурса по одному из трех вариантов:

·        лично в руки в запечатанном конверте (аналогично конкурсам «Кенгуру» и «Русский Медвежонок»);

·        по электронной почте на адрес указанный в заявке.

·        скачивает их с сайта http://www.aio.cap.ru/

Получив задания, учитель-организатор раздает их участникам и инструктирует последних о порядке оформления работ. На выполнение заданий отводится один-два урока, затем учитель-организатор собирает бланки ответов и вносит результаты участников в форму «ИНФОЗНАЙКА-(БЛАНК 2006).xls» переименовывает файл-форму в соответствии с шаблоном:

Район_Школа_X.xls, где X номер партии, если участников оказалось больше 20 человек

Например, игра проводится в Чебоксарском районе, в лицее №2 п.Кугеси и в ней участвуют 35 человек, тогда получатся два файла:.

Чебоксарский_район_Лицей№2_1.xls

Чебоксарский_район_Лицей№2_2.xls

Затем полученные файлы архивируют WinZIP или WinRAR и пересылают членам жюри на проверку по e-mail aio@cap.ru 

Все участники игры получают сертификат участника с указанием набранных в игре очков и качественной оценкой своих достижений. Победители в каждом уровне получают диплом и  награждаются призами. Первые 10 учителей-организаторов, привлекших к игре максимальное число участников, награждаются грамотами за активное участие.

В 2005 году конкурсом  было охвачено 500 человек, а в 2006 свыше 2200 человек. В конкурсе приняло участие 25 районов и городов Чувашской Республики, также четыре региона Российской Федерации в том числе: Новосибирск, Оренбург, Петрозаводск, Йошкар-Ола.

Наибольшую активность по числу участников проявили школы, представленные в следующей таблице.

Город (район)

Число участников

Образовательное учреждение

ЧЕБОКСАРЫ

163

ЛИЦЕЙ N3

ЧЕБОКСАРЫ

127

ГИМНАЗИЯ 46

НОВОЧЕБОКСАРСК

116

СОШ №20

ЧЕБОКСАРЫ

101

СОШ №37

ЧЕБОКСАРЫ

79

СОШ №20

ЦИВИЛЬСК

73

СОШ №2

Ибресинский район

71

Ибресинская СОШ №1

НОВОЧЕБОКСАРСК

70

Лицей № 18

ЧЕБОКСАРСКИЙ

57

Кугесьский лицей

ЧЕБОКСАРЫ

54

ЛИЦЕЙ N2

Приведенные далее диаграммы характеризуют состав участников конкурса «Инфознайка» в 2006 году.

 

 

Соотношение юношей и девушек

 

 

Распределение по уровням

Результаты конкурса говорят об увеличении числа участников и почти одинаковом интересе к нему со стороны юношей и девушек, наличии технической возможности для проведения данного конкурса в дистанционной форме.

В следующем году будет осуществлена печать сборников с задачами  конкурса «ИНФОЗНАЙКА» по годам, а также импорт задач в тестовый комплекс для тренировки учащихся с использованием локальной сети. Кроме этого планируется охватить конкурсом дошкольников и студентов вузов.

Литература:

1.     Васильев В. Н. Разработка концепции и создание организационной структуры, учебно-методического и программного обеспечения инновационной системы подготовки высококвалифицированных кадров в области информационных технологий //Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики.

2.     Городняя Л.В. О КОHКУРСАХ ПО ИHФОРМАТИКЕ //ИСИ СО РАН им. А.П.Ершова, Hовосибиpск.

3.     Положение о фестивале компьютерного творчества учащихся и педагогов «Форт Диалог. User-2006».

 

 

Мой МирFacebookВКонтактеTwitterLiveJournalОдноклассники
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика