Чувашское региональное отделение Академии информатизации образованияОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Публикации » РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО АКТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ

18 июля 2006 г.

Результаты опытно-экспериментального исследования применения технологий проектного обучения информатике для формирования социально активной личности

Анисимов М.В.

Чувашский республиканский институт образования,

Центр дистанционного обучения,

e-mail: m_anisimov@mail.ru

 

  Для конца двадцатого – начала двадцать первого века характерны глубокие изменения в сфере образования – его направленности, целях и содержании. Эти изменения нашли отражение в программных документах по развитию образования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года определены цели общего образования на современном этапе. Особо подчеркивается необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования». В Концепции определены также важнейшие задачи воспитания: «формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

Из вышесказанного следует, что основной задачей школы становится подготовка ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. Одним из подходов для решения данной проблемы является использование технологий проектного обучения. Под технологией проектного обучения мы будем понимать технологию обучения, основанную на организации проектной деятельности учащихся.

Нами была проведена опытно-экспериментальная работа с целью проверки эффективности применения технологий проектного обучения информатике в школе для формирования социально активной личности. Для этого мы провели тестирование на определение мотивационно-ценностной структуры личности («Морфологический тест жизненных ценностей» В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушкина) и  на определение предрасположенности к конфликтности (тест Томаса) Эксперимент был проведен на базе МОУ «Кугеский лицей» и МОУ «Общеобразовательная школа №27 г. Чебоксары» в течение 2003-2005 гг.

Морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) определяет следующие терминальные ценности (отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, и признание его как важного, имеющего жизненную важность):

1. Развитие себя. т.е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.

2. Духовное удовлетворение, т.е. руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.

3. Креативность, т.е. реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность.

4. Активные социальные контакты, т.е. установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.

5. Собственный престиж, т. е. завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям.

6. Высокое материальное положение, т.е. обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования.

7. Достижение, т. е. постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов.

8. Сохранение собственной индивидуальности, т.е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.

Так же мы рассматривали степень реализации терминальных ценностей  в различных жизненных сферах. Под жизненной сферой понимается социальная сфера, где осуществляется деятельность человека. Значимость той или иной жизненной сферы для разных людей неодинакова.

Перечень рассмотренных жизненных сфер:

1. Сфера профессиональной жизни.

2. Сфера образования.

3. Сфера семейной жизни.

4. Сфера общественной активности.

5. Сфера увлечений.

6. Сфера физической активности.

Результаты ТМЖЦ (%)

Терминальные  ценности

экспериментальный класс

контрольный класс

Саморазвитие

95%

67%

Духовное удовлетворение

95%

81%

Креативность

100%

67%

Активные социальные контакты

100%

81%

Собственный престиж

95%

86%

Достижения

100%

62%

Высокое материальное положение

100%

81%

Сохранение собственной индивидуальности

100%

81%

степень реализации терминальных ценностей  в различных жизненных сферах

экспериментальный класс

контрольный класс

Профессиональная жизнь

100%

81%

Обучение и образование

95%

81%

Семейная жизнь

89%

67%

Общественная жизнь

84%

86%

Увлечения

95%

86%

Физическая активность

100%

100%

Анализ результатов показывает, что при применении технологии проектного обучения у учащихся формируются общие ценности, направленные на их социализацию.

Определение стиля поведения, изучения личностного предрасположения к конфликтному поведению в экспериментальной и контрольной группах было проведено по тесту Томаса.

Анализ проведенного тестирования позволил получить следующие выводы:

Экспериментальная группа

Соперничество

Высокий уровень -23,3%

Средний уровень- 50%

Низкий уровень-26,6%

Средний уровень соперничества

Сотрудничество

Высокий уровень -53,3%

Средний уровень-40,0%

Низкий уровень-6,6%

Высокий уровень сотрудничества

Компромисс

Высокий уровень -56,6%

Средний уровень-36,6%

Низкий уровень-6,6%

Высокий уровень компромисса

Избежание

Высокий уровень -6,6%

Средний уровень-70,0%

Низкий уровень-23,3%

Средний уровень избежания

Приспособление

Высокий уровень -26,6%

Средний уровень-46,6%

Низкий уровень-26,6%

Средний уровень приспособления

Экспериментальная группа характеризуется высоким уровнем сотрудничества и высоким уровнем компромисса, а также средним уровнем соперничества, приспособления и избежания, что свидетельствует о том, что коллектив учащихся является  низкоконфликтным, готовым к сотрудничеству и компромиссам, который однако в случае необходимости умеет приспособиться и избежать острый ситуаций.

Контрольная группа

Соперничество

Высокий уровень-20%

Средний уровень-33%

Низкий уровень-46,60%

Низкий уровень соперничества

Сотрудничество

Высокий уровень-23,30%

Средний уровень-53%

Низкий уровень-23,30%

Средний уровень

Компромисс

Высокий уровень-33,30%

Средний уровень-56,60%

Низкий уровень-10%

Средний уровень

Избежание

Высокий уровень-13,30%

Средний уровень-83,30%

Низкий уровень-3,30%

Средний уровень

Приспособление

Высокий уровень-36,60%

Средний уровень-46,60%

Низкий уровень-16,60%

Средний уровень с тенденцией к высокому уровну

 

Контрольную группу характеризует низкий уровень соперничества, средний уровень приспособления с тенденцией к приспособлению, а также средний уровень сотрудничества, компромисса и избежания.

Построим модель конфликтности по сумме высшего и среднего показателей для контрольных и экспериментальных классов

Рис 1. Модель конфликтности в экспериментальном и контрольном классах.

 

Сопоставление моделей конфликтности на одном графике лепестковой диаграммы позволяет сделать вывод о том, что экспериментальный класс в большей степени, чем контрольный, ориентирован на сотрудничество и избежание конфликтности. Мы считаем это следствием применения технологий проектного обучения. Следовательно, можно сделать вывод – технологии проектного обучения  развивает такие черты личности, как готовность к сотрудничеству, избежание конфликтности и развитию духа здорового соперничества. Эти черты личности необходимы для ее социализации.

На основе проведенного эксперимента можно утверждать, что технологии проектного обучения информатике являются наиболее социально-ориентированными технологиями обучения.

 

 

Мой МирFacebookВКонтактеTwitterLiveJournalОдноклассники
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика