Чувашское региональное отделение Академии информатизации образованияОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Публикации » ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕЛЕКОНФЕРЕНЦИИ НА БАЗЕ СРЕДЫ УЧЕБНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИНТЕРНЕТ/ИНТРАНЕТ

29 апреля 2005 г.

ОПЫТ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕЛЕКОНФЕРЕНЦИИ НА БАЗЕ СРЕДЫ УЧЕБНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ИНТЕРНЕТ/ИНТРАНЕТ

Под ресурсом Интернет образовательного назначения (РИОН) будем понимать совокупность научно-педагогической, учебно-методической, хрестоматийной, нормативно-инструктивной, технической, организационной информации, программных средств и систем образовательного назначения, представленных в формате, обеспечивающем их технико-технологическую поддержку в глобальных сетях и хранящихся на различных серверах.

Под учебным информационным взаимодействием (УИВ), реализованным на базе РИОН будем понимать информационное взаимодействие, направленное на обеспечение деятельности учащегося по: освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков в условиях осуществления информационной коммуникации; самостимулированию к поиску учебной информации; решению учебных задач на базе использования информационного ресурса Интернет; самооценке учебных достижений; осознанию социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений, рассматриваемых в условиях использования информационного ресурса Интернет.

Под средой УИВ будем понимать совокупность условий, обеспечивающих осуществление учебной деятельности с информационным ресурсом какой-либо предметной области на базе интерактивных средств информационных и коммуникационных технологий, а также информационное взаимодействие между обучающимся и средствами ИКТ, взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью. Данная среда характеризуется наличием:

-   набора средств сбора, накопления, хранения, обработки, представления и продуцирования учебной информации, составляющей содержание предметной области;

-   средств управления учебной деятельностью: возможность регистрации участников, наличие средств отбора поступающих данных, возможность динамического отображения текущего состояния образовательных достижений и т. п.;

-   средств ведения интерактивного диалога с участниками и организаторами учебного процесса.

Под телеконференцией образовательного назначения (ТКОН) будем понимать организованный тематический обмен учебной информацией (функционирующей в компьютерной сети), характеризуемый наличием осознанно-формируемых учебных задач, определяющих все принимаемые технические, технологические и организационно-методические решения.

Автором совместно с В.А. Касторновой была разработана программная реализация среды УИВ в ТКОН Интернет/Интранет. Представим опыт проведения ТКОН в среде УИВ.

Телеконференция была посвящена организации УИВ на базе РИОН. В ней обсуждались вопросы, связанные с организацией УИВ. Участникам предлагалось обсудить:

-   основные понятия Интернет;

-   основные научно-методические понятия УИВ на базе РИОН;

-   типологию и средства разработки РИОН;

-   виды и условия осуществления УИВ;

-   проблемы Единого информационного образовательного пространства (ЕИОП);

-   некоторые методические аспекты изучения Интернет.

Участниками телеконференции стали студенты института математики, физики и информатики Череповецкого государственного университета и студенты математического факультета Московского педагогического государственного университета. Ведущими (модераторами) выступили Ю.А. Прозорова и В.А. Касторнова. Во время проведения телеконференции в среде УИВ ее участники должны были придерживаться следующих правил:

-   принять участие в обсуждении вопросов конференции может любой желающий;

-   для регистрации в конференции необходимо указать имя, под которым будут инициироваться сообщения;

-   перед отправлением сообщения в телеконференцию необходимо ознакомиться с уже поступившими сообщениями по обсуждаемому вопросу, выбрав в левой части окна соответствующую ссылку;

-   все сообщения автоматически отображаются в правой части окна браузера;

-   модератор имеет право удалить приходящие в конференцию сообщения, а также написать комментарий;

-   запрещается посылать в конференцию сообщения, не связанные с обсуждаемыми вопросами, некорректно обращаться в своих сообщениях к кому-либо из участников конференции.

В основу содержательной части среды УИВ были положены следующие разработки:

-   программа дисциплины специализации "Организация учебного взаимодействия на базе распределенного информационного ресурса Интернет", входящая в перечень дисциплин специализации по специальности 030100 "Организация информатизации учебного заведения среднего уровня образования (Организация информатизации образования)", разработанная коллективом авторов: М.П. Лапчик, И.В. Роберт, С.А. Жданов, О.Н. Лучко, А.Ю. Кравцова [4];

-   основные дефиниции в области Единого информационного образовательного пространства, а также создания и использования РИОН, сформулированные И.В. Роберт, Ю.А. Прозоровой, В.А. Касторновой;

-   блочно-модульная структура и содержание спецкурса "Проблемы создания и функционирования Единого информационного образовательного пространства" для студентов специальности 030100 - "Информатика" педвуза, разработанные В.А. Касторновой;

-   блочно-модульная структура и содержание дисциплины для будущих учителей информатики "Учебное информационное взаимодействие на базе ресурса Интернет", разработанные Ю.А. Прозоровой.

Согласно этим разработкам в блочно-модульную структуру подготовительного компонента среды вошли следующие блоки.

Понятийный аппарат

Основные понятия Интернет. В этом модуле необходимо закрепить со студентами такие базовые понятия, как Интернет, Сервисы Интернет, Web-сервер, Web-сайт, Протоколы Интернет, Язык HTML.

Научно-методические понятия. После обсуждения данного модуля студенты должны овладеть такими понятиями, как учебное информационное взаимодействие (УИВ), ресурс Интернет образовательного назначения (РИОН), единое информационное образовательное пространство (ЕИОП).

Основы УИВ на базе РИОН

РИОН. Вопросы для обсуждения: типология РИОН в зависимости от видов образовательных web-сайтов; средства разработки РИОН, типизированные по технологическому предназначению (на основе языка HTML).

УИВ в Интернет. Вопросы для обсуждения: виды УИВ на основе существующих режимов использования ресурсов телекоммуникационных сетей; условия осуществления УИВ: психолого-педагогические, организационно-методические; проблемы ЕИОП: цели создания и использования ЕИОП, методические основы создания и использования РИОН, технологические основы ЕИОП, методологические основы, содержание РИОН, управление ЕИОП, функции ЕИОП.

Методические аспекты изучения Интернет

Изучение Интернет. Вопросы для обсуждения: анализ учебников и анализ образовательных web-сайтов.

Каждый блок состоит из модулей, отражающих тематику соответствующего блока. Каждый модуль содержит вопросы с РИОН и может быть использован как независимо друг от друга в отдельных телеконференциях, так и в сочетании с другими модулями в рамках одной ТКОН.

В ходе взаимодействия ведущего и участников ТКОН на базе среды УИВ были реализованы следующие способы оценки развития и результатов телеконференции: оценка образовательных достижений участников в виде отправки комментария на сообщение и выставление балла, построение динамической диаграммы активности участников и сохранение ее на диске для последующей обработки ведущим.

На этапе проведения, управление ходом ТКОН частично осуществлялось самой средой УИВ (развитие по заранее выработанной схеме в блочно-модульной структуре телеконференции, организация обратной связи с помощью возможности отправки сообщения модератору, с помощью различных диалоговых кнопок, диаграмм активности участников и пр.) и ведущим (отсечение нежелательных направлений развития ТКОН, активизация участников с помощью системы самостоятельных заданий, методов поощрения, наказания и т.п.).

На этапе подведения итогов ведущий ТКОН самостоятельно формировал итоговую страницу (см. рис. 2) с отчетом по телеконференции на основе промежуточных результатов динамических диаграмм активности участников (см. рис. 1) по различным вопросам.


Рис. 1. Динамическая диаграмма активности участников,
отображающая промежуточный результат ТКОН


Рис. 2. Динамическая диаграмма активности участников,
отображающая итоговый результат ТКОН

 

Отсутствие жестких временных и пространственных рамок в среде УИВ позволил выступать всем участникам в любой момент проведения ТКОН. Участники имели возможность подготовить взвешенное, продуманное сообщение по конкретному вопросу, аргументировано обосновать свое мнение и оформить его в наиболее лаконичном виде, в результате чего осуществлялось развитие их самосознания, творчества, рефлексивной культуры и критического мышления.

В заключении хочется отметить, что практическая реализация работы в среде УИВ студентов показала, что организация УИВ в ТКОН позволяет существенно повысить познавательную активность студентов, способствует развитию мотивации самостоятельно извлекать знания как из РИОН (по указанным в конференции web-адресам), так и из других источников (печатных, электронных и т.п.). Успешное проведение телеконференции позволяет говорить о возможности применения созданной среды УИВ в ТКОН и в других предметных областях.

Литература

1.                      Касторнова В. А., Прозорова Ю. А. Критерии построения среды учебного информационного взаимодействия в телеконференции ИНТЕРНЕТ. Тезисы докладов III региональной научно-практической конференции “Профессиональная ориентация и методика преподавания в системе школа-вуз”. Том 1. Москва: Изд-во Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики (технический университет), 2002. 199с.

2.                      Перечень специализированных программ для проведения телеконференций по адресу http://de.unicor.ru/Tehn/Program/instr/teleconf/teleconf.html.

3.                      Прозорова Ю. А. Организация учебного информационного взаимодействия с распределенным информационным образовательным ресурсом Интернет./ ИИО РАО. Ученые записки, выпуск 5. Информационные и коммуникационные технологии в системе непрерывного образования. Сборник статей. М., 2001. С. 232-243.

4.                      Роберт И. В., Лапчик М. П., Жданов С. А., Лучко О. Н., Кравцова А. Ю. Специализация 030109 – Организация информатизации образования// Информатика и образование, № 4, 2002. С. 5-11.

5.                      Роберт И. В. Информационное взаимодействие в информационно-коммуникационной предметной среде/ Ученые записки ИИО РАО, № 5. - М.: ИИО РАО, 2001. – С. 3-30.

6.                      Роберт И. В. Технология "Телекоммуникации" в образовании/ ИИО РАО. Ученые записки, выпуск 3. Информационные и коммуникационные технологии в системе непрерывного образования. Сборник статей. М., 1999. С. 111-125.

Мой МирFacebookВКонтактеTwitterLiveJournalОдноклассники
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика