Чувашское региональное отделение Академии информатизации образованияОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Публикации » ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ

29 апреля 2005 г.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ

Одним  из обязательных компонентов процесса обучения является  мониторинг деятельности учеников. Для его ведения необходимы соответствующие технологии и инструменты, а учебный процесс должен быть организован таким образом, чтобы органично вплетался в систему образовательного процесса.

Цель контроля – выявление уровня знаний учащихся, оценка результатов деятельности в их динамике, всесторонний анализ.

К моменту окончания обучения в среднем общеобразовательном учреждении выпускник должен обладать знаниями и умениями, соответствующими государственному стандарту, добиться этого возможно, если обеспечить мониторинг на промежуточных этапах обучения.

Оценка результатов деятельности учащихся определяет степень соответствия полученных результатов поставленным ранее целям, наличие отклонений от этих целей, что дает возможность наметить пути ликвидации пробелов в знаниях ученика и планировать дальнейшую деятельность преподавателя. Именно на этом этапе оценки и анализа динамики развития ученика возможно корректирование стратегии и тактики педагогической деятельности.

Существует множество методов мониторинга, но одно из приоритетных направлений – это использование методик, основанных на технологии тестирования. Технология тестового контроля не так молода, как это может показаться. Еще в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводились разного рода испытания при обучении определенным профессиям или искусствам. Но первая попытка научно измерить интеллектуальные способности детей была сделана в начале XX века во Франции. В России, в связи с реформой образования, встала задача исключить субъективность оценки знаний ученика, т.к. педагогический контроль не всегда был объективным, научным, всесторонним. В этих условиях естественным образом возникла тенденция к развитию технологии тестового контроля, которая в отличие от традиционных способов оценки качества образования, обладает рядом преимуществ:

·        влияние учителя на результаты измерения сводится к минимуму, что обеспечивает объективность;

·        информация об объеме усвоенного материала и уровне его усвоения достоверна;

·        процесс проверки автоматизируется, а, следовательно, уменьшается время, необходимое для проверки результата, что обеспечивает эффективность;

·        тестирование позволяет обеспечить массовость, т.к. делает возможным одновременно проверять знания сколько угодно большого количества учащихся;

·        тестовая оценка надежна, однозначна и воспроизводима;

·        тесты, содержащие задания разного уровня сложности, способны дифференцировать знания учащихся и полученные ими оценки;

·        использование большого количества тестов сходной структуры дает возможность проверки и самопроверки знаний учащихся;

·        тесты обеспечивают сравнимость результатов тестирования у учащихся, обучающихся по разным программам с использованием самых разных методик и организационных форм обучения.

При подготовке к государственному тестированию учащиеся последовательно выполняют задания четырех уровней сложности, каждый из которых демонстрирует владение определенными знаниями или качествами, причем, последующий уровень не может быть достигнут, если ученик не освоил предыдущий уровень.

Уровень 1: знакомство с тем или иным явлением в ряду подобных; для достижения этого уровня необходимо опираться на конкретное явление действительности, информация о котором была предоставлена в процессе обучения.

Уровень 2: знания и умения, позволяющие воспроизводить учебную информацию по памяти; учащийся излагает усвоенный материал, не видя предмет обсуждения;

Уровень 3: способность учащихся решать типовые задачи, применяя для этого способы решения, усвоенные им в процессе обучения;

Уровень 4: способность трансформировать полученные знания, выполнять творческие задания; на этом этапе учащиеся творчески используют полученные знания, умения и навыки в нетипичных ситуациях.

Разноуровневые задания, применяемые в тестировании, позволяют всесторонне оценить качество усвоения учебного материала.

Выделяются два основных вида тестирования: компьютерное и бланочное (на специальных бланках). У каждого из них есть свои преимущества. Остановимся на преимуществах компьютерного тестирования:

·        графическая, звуковая и видеоинформация интегрируются в тестовые задания;

·        процесс проверки результатов проведения контрольного измерения автоматизирован;

·        существует возможность проводить адаптивные тесты, в которых сложность задания повышается или понижается в зависимости от получаемых ответов;

·        компьютерное тестирование в локальной сети или сети Интернет дает возможность централизованно обработать результаты тестирования и хранить тестовые задания и аналитические данные результатов тестирования.

В отличие от компьютерного, бланочное тестирование предоставляет меньше возможностей. Так, бланочный тест предлагает статистическую зрительную информацию, тогда как при компьютерном  тестировании испытуемый получает динамичное зрительное изображение. Кроме того, только при компьютерной форме работы возможно менять сложность задания в ходе выполнения работы (при бланочном тестировании сложность работы предопределена). И, что особенно важно, по окончании тестирования учащийся узнает результат, а преподаватель получает полный анализ выполненной работы (или работ всех учащихся по тесту) немедленно.

Для реализации компьютерного тестирования необходимо наличие компьютерного и программного обеспечения, специально разработанных тестов, информационно-педагогической модели тестирования.

В средней школе №11 г. Чебоксары тестовые технологии применялись с момента появления компьютеров в школе. На системной основе тестирование проходило в классе с сетью УКНЦ. Проводились тесты по математике, истории, информатике, географии. Учителями создавались и набирались базы тестовых заданий.

Такая работа принесла свои результаты. Эксплуатируя интерес школьников к компьютеру, учитель стимулирует интерес к своему предмету. Учащиеся, получив объективные результаты, осознают необходимость работы по ликвидации пробелов в знаниях. На подобных уроках в принципе не встает проблема дисциплины, даже у самых молодых и неопытных учителей. И, что также немаловажно, увеличивается накопляемость оценок, а компьютерный класс используется не несколько часов в неделю, а работает с максимальной нагрузкой.

С появлением современного компьютерного обеспечения в 11 школе работа вышла на принципиально новый уровень;

·        изменились тестирующие оболочки и сами тестовые задания;

·        систематически используются тесты из электронных учебников и мультимедийных энциклопедий;

Учителями  школы создаются тестовые задания по предметам или адаптируются уже готовые. Особенно активно используются тесты учителями информатики, географии, математики, русского языка и школьным психологом.

Первые попытки применения компьютеров на уроках и гуманитарных и естественнонаучных дисциплин в 11 школе относятся к 1993-1994 учебному году. Накоплен немалый опыт, сформулированы основные рекомендации для учителей, решивших:

1.     проанализировать годовое тематическое планирование и определить темы и примерные сроки тестирования;

2.     изучить уже имеющиеся в кабинете информатики и школьной библиотеке тесты по данному предмету;

3.     выполнить тест; оценить его правильность, корректность предложенных заданий, целесообразность использования данного теста;

4.     в случае, если необходимые тесты по данной теме отсутствуют, учитель может разрабатывать их самостоятельно с помощью преподавателя информатики, а учащиеся старших классов переведут их в компьютерную форму;

5.     если желающих провести тестирование много, необходимо договориться с заведующим кабинетом информатики и составить расписание уроков тестирования по предметам;

6.     провести контрольные работы в параллельных классах; в одном - традиционную, в другом – в форме компьютерного тестирования. Сравнить и проанализировать результаты проверки знаний и отношение учащихся к предмету и изучаемому материалу после проведенной работы.

Выводы, сделанные учителями-предметниками, использующими тестовые технологии для оценки знаний учащихся, приводят их к решению все более активнее использовать тесты в учебном процессе.

Подведем итоги:

 Применение тестирования на уроках дает возможность ученику показать  свои знания наилучшим образом и ликвидировать обнаруженные пробелы в освоении школьной программы. Контроль знаний с помощью тестов позволяет учителю получить объективную информацию о владении учащимися определенным набором знаний, умений и навыков, а также об уровне этих знаний. Использование новых тестовых технологий в учебном  процессе приводит к развитию новых педагогических методов и приемов, а следовательно изменению стиля работы учителей.

Таким образом, применение новых тестовых технологий должно рассматриваться как стратегическое решение, направленное на повышение качества образования.

Рекомендуемая литература:

1.     Воробейчикова О. В. Структурированные тесты как средство контроля знаний // Информатика и образование. - 2001. - №7. - С.14-17.

2.     Матушанский Г. У. Проектирование педагогических тестов для контроля знаний // Информатика и образование. — 2000. — № 6. — С. 7-10.

3.     Компьютерное тестирование в школе. — Директор школы, 2001, № 3.

4.     Полат Е.С. "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования", М., Academia, 2001

5.     Абакумова Н.Н. Комплексное компьютерное тестирование как личностно-ориентированный аспект в обучении школьников // Материалы конференции "Инновационные процессы в современном образовании: сущность, опыт, тенденции развития". - Волгоград, 1999.

Мой МирFacebookВКонтактеTwitterLiveJournalОдноклассники
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика