Чувашское региональное отделение Академии информатизации образованияОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

Публикации » АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

29 апреля 2005 г.

Современное развитие средств вычислительной техники, средств связи и программных технологий, в совокупности с их постепенным удешевлением, позволяет массово применять их не только в образовательном процессе, но и в управлении этим процессом. Особенно хороших результатов можно достичь при создании единой информационно-образовательной среды.

Безусловно, структура этой среды должна быть иерархической (см. схему.), где на нижнем, нулевом, уровне находятся образовательные учреждения (ОУ), а на более высоких — учреждения управления.

Такая система должна базироваться на Интернет сетях. Тем более что для крупных организаций со сложной, рассредоточенной по большой территории структурой, которыми, по сути, и являются региональные системы образования, использование сетевой инфраструктуры Интернет является практически единственным решением для построения сложной, распределенной информационной системы.

При реализации такой схемы можно получить довольно полную систему автоматизации управления образования.

Причем на всех уровнях управления, выше нулевого, должны существовать возможности:

§  получения отчетов по Интернету (в случае, если ОУ имеют доступ к Интернет);

§  импорта отчетов с внешнего носителя - дискеты, CD-ROM (в случае, если у ОУ нет доступа в Интернет);

§  ввода данных вручную с бумажного отчета (в том, все более редком случае, если ОУ не имеют компьютеров).

 

 

N-й уровень управления

 

Департамент образования и науки

 

 

,,,

 

 

 

 

2-й уровень управления

 

Учреждение управления 2-го уровня

 

 

1-й уровень управления

 

Учреждение управления 1-го уровня

 

 

0-й уровень управления

 

Школа с Интернет

Школа без Интернет

Некомпьютеризированная школа

 

 

Предусмотрев все виды ввода отчетов в базы данных соответствующих уровней, можно подготовить относительно безболезненный переход на полностью компьютеризированный сбор статистики и отчетности в дальнейшем, т.к. в настоящее время оснащение ОУ в РФ компьютерной техникой, а точнее телекоммуникационные возможности ОУ, недостаточны.

С другой стороны, для более эффективной работы на нулевом уровне управления указанной схемы должна существовать детально проработанная система автоматизации процесса создания отчетности.

Наиболее эффективно этого можно достичь, фиксируя результаты учебно-воспитательного процесса в базе данных ОУ. Этим же решается и задача эффективного использования компьютеров, поступивших и поступающих в настоящее время в образовательные учреждения РФ в рамках федеральных и региональных,  программ.

Таким образом, основу единой информационно-образовательной среды региона составят системы накопления и хранения данных по конкретному образовательному учреждению, причем можно частично компьютеризировать и собственно процесс обучения. Внедрив такие системы, управления образования смогут оперативно собирать интересующую их информацию непосредственно из ОУ, т.е. оттуда, где собственно и происходит накопление первичной информации, для дальнейшей статистической обработки и принятия управленческих решений.

Внедрение подобной системы (или ее отдельных модулей) в каждое ОУ позволит, по сути дела, получить обширную распределенную базу данных, состоящую из следующих частей:

§  наиболее востребованная информация в виде статистических и аналитических отчетов хранится непосредственно на серверах управления образования;

§  менее востребованная информация доставляется по запросу в электронной форме (если ОУ имеет выход в Интернет);

§  отчеты формируются с помощью компьютера непосредственно в ОУ и пересылаются в управление образования традиционным способом (если ОУ не имеет выход в Интернет).

Таким образом, основополагающим элементом представленной структуры является система нулевого уровня. Основные требования к подобной системе:

§  база данных системы должна содержать как можно более полную информацию обо всех элементах учебного процесса (сведения об учениках и учителях, компьютеризированный классный журнал и т.д.);

§  система должна иметь механизм разграничения прав доступа к данным и функциям системы;

§  система должна иметь возможность создания различных статистических отчетов как внутренних, так и по запросу от учреждения управления;

§  в системе должна существовать возможность интегрирования электронных учебных материалов.

В настоящее время существует множество программных продуктов для автоматизации рабочих мест (АРМ) в образовательных учреждениях. Причем  имеются локальные и сетевые версии программ.

Сравнение характеристик программных изделий:

АРМ «Директор» версия 3.2 (ИВЦ «Аверс» г. Москва) и «ХроноГраф Школа» («1С» г. Москва)

Функциональные возможности:

Название сравниваемой возможности

АРМ ‘Директор’

ХроноГраф Школа

1. Содержательная емкость баз данных программных изделий

1.2

Учет успеваемости:

 

 

 

- в виде оценок по периодам обучения и срезам знаний

+

+

 

- в виде качественных (обобщенных) показателей

+

+

1.3

Учет данных о состоянии здоровья учащихся. Учет результатов диспансеризации

+

+

1.4

Наличие средств архивации и оперативного доступа к данным предыдущих отчетных периодов

+

+/-

2. Способ формирования стандартных статистических отчетов школы

2.1

Отчет по форме ОШ – 1

Автоматический

Ручной

2.2

Отчет по форме ОШ – 5

Автоматический

Ручной

2.3

Отчет по форме ОШ –9

Автоматический

Ручной

2.4

Паспорт образовательного учреждения

Автоматический

Ручной

2.5

Отчеты об успеваемости в образовательном учреждении

Автоматический

Ручной

3. Наличие, способ формирования документов регламентирующих повседневную деятельность школы

3.1

Учебный план

Автоматический

Ручной

3.2

Сетка часов

Автоматический

Ручной

3.3

Базисный план

Автоматический

Ручной

3.4

Тарифная сетка

+

+

3.5

Задание основной нагрузки преподавателей

+

+

3.6

Задание дополнительной нагрузки преподавателей

+

+

3.7

Штатное расписание

+

+/-

3.8

Адресная книга сотрудников

Автоматический

Автоматический

3.9

Алфавитная книга учащихся

Автоматический

Автоматический

3.10

Циклограмма приказов

Автоматический

Не формируется

3.11

Проект приказа

Автоматический

Автоматический

3.12

Книга приказов

Автоматический

Автоматический

3.13

Книга движения учащихся

Автоматический

Не формируется

3.14

Тарификационный список

Автоматический

Автоматический

3.15

Классный журнал

-

+

3.16

Подготовка к урокам

-

+

4. Наличие возможностей мониторинга состояния образовательного процесса в школе, управления аттестацией и переподготовкой педагогических кадров

4.1

Учет успеваемости учащихся по предметам

+

+

4.2

Учет успеваемости учащихся по периодам обучения (срезам знаний)

+

+

4.3

Анализ и диагностика успеваемости учащихся по учебным периодам

Автоматически

Ручной

4.4

Расчет оценки степени обученности учащихся

Автоматически

Ручной

4.5

Расчет оценки качества знаний

Автоматически

Ручной

4.6

Расчет процента успеваемости

Автоматически

Ручной

4.7

Расчет среднего балла учащихся

Автоматически

Ручной

4.8

Диагностика успеваемости учащихся по Симонову

Автоматически

Ручной

5. Дополнительные возможности

5.1

Подсистема построения графиков и диаграмм

+

-/+

5.2

Формирование отчетов произвольной формы в интерактивном режиме

+

-

5.3

Реализация интерактивных поисковых запросов по произвольному набору атрибутов, характеризующих сотрудника (учащегося) школы

+

+/-

 

5.4

Информационное взаимодействие со стандартными офисными приложениями. Экспорт (импорт) отчетов

+

В «1С»

5.5

Наличие средств защиты информации и разграничения доступа к данным

+

+

Для каждого учителя

5.6

Расчет бюджета (фонда заработной платы) образовательного учреждения

+

+

5.7

Формирования сводных статистических отчетов в территориальном органе управления образованием

+

+/-

5.8

Справочник «Плановые мероприятия»

-

+

5.9

Монитор пользователей

-

+

5.10

Составление расписания

Поставляется отдельно

+

5.11

Учет библиотечного фонда

Поставляется отдельно

+

 

Опробовав  в работе оба продукта в лицее № 3 г.Чебоксары, могу сказать следующее:

1)     АРМ компании «Аверс» более ориентировано для административной работы и ему достаточно сети компьютеров администрации, одного методического кабинета и библиотеки, а «ХроноГрафШкола» объединяет работу всей школы, поэтому  чтобы эффект от его использования был максимальным требуется наличие ПК еще и во всех классных кабинетах (желательно несколько) объединенных в единую сеть, т.к. в этом продукте предусмотрено подготовка учителя-предметника к урокам и автоматическое оценивание выполнения заданий учащимися.

2)     АРМ «Директор» более удобная система для подготовки различных отчетов.

Получить демонстрационные версии продуктов и более подробную информацию  можно на сайтах разработчиков www.iicavers.ru, www.chronobus.ru, www.1c.ru.

Итак, Вы приобрели АРМ, что дальше?

Первое, убедить всех, что данная система необходима: для администрации – автоматизация составления всевозможных отчетов, для делопроизводителя – ведение всевозможных книг учета, для классных руководителей и учителей-предметников – уменьшение отчетов со сведениями об учащихся.

Второе,  первоначальное заполнение структуры учебного заведения и базы данных о сотрудниках и учениках, которое можно поручить делопроизводителю и классным руководителям (последние, скорее всего, подключат учеников). На данном этапе потребуется достаточное количество компьютеров объединенных в локальную единую сеть.

Следующий этап -  ложится на плечи или заместителей по методической работе, или делопроизводителя. Необходимо заполнить базисный, учебный планы и сетку часов, определить учебные предметы, преподаваемые в Вашей школе, назначить преподавателей на предметы, назначить классных руководителей в классах.

Ну а дальше просто распределить обязанности по заполнению  АРМ новыми данными.

Мой МирFacebookВКонтактеTwitterLiveJournalОдноклассники
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика