Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Устаревшая версия сайта. Новый информационный ресурс доступен по адресу: http://obrazov.cap.ru/

Публикации » Шахматы — в расписание?!

10 октября 2007 г.

После встречи двух президентов — России В. Путина и Международной федерации шахмат (ФИДЕ) К. Илюмжинова — министру образования А. Фурсенко было дано указание ознакомиться с опытом преподавания шахмат в разных странах с последующей возможностью применения его в нашей стране. Тем не менее споры вокруг введения шахматного всеобуча не утихают.



ШАХМАТЫ УЧАТ МЫСЛИТЬ — это утверждение сейчас практически никем не оспаривается. Но разве другие школьные дисциплины не добиваются этого же? Учебный процесс перегружен, дети переутомляются, им не хватает времени на подвижные игры и занятия спортом. Зачем же еще и шахматы?

Для того чтобы они стали школьным предметом и преподавались повсеместно наряду с математикой, языками и естест-вознанием, необходимо убедиться в том, что шахматы воспитывают в детях такие необходимые для жизни качества, каких традиционное обучение развить не может. Шахматы надолго обоснуются в школе только при том условии, если они докажут свою способность решать нерешенные проблемы школьного образования.

Основа современной концепции образования — идея развития личности ребенка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способ-ствует процесс обучения игре в шахматы. В начале 90-х годов прошлого века все это в должной мере было оценено Министерством образования России. Момент был благоприятный, ведь в школьном образовании свершилась подлинная революция — появились альтернативные учебники практически по каждой учебной дисциплине, а в сетке уроков — новые предметы. Появился шанс для официального введения шахмат в программные документы общеобразовательной школы. С 1994 года в начальной школе были выделены учебные часы для факультативов: 2 часа в первом классе, 3 — во втором и третьем классах. Учителям предложено на выбор ведение факультативных курсов «Введение в народоведение», «Твоя вселенная», «Шахматы в школе». В 2004 году появился специальный приказ Минобразования России №2211 «О развитии шахматного образования в системе образования РФ» и создан Координационный совет под председательством многократного чемпиона мира А. Карпова. Толчок был дан, но движения к шахматному всеобучу не получилось.

МОЖЕТ БЫТЬ, основным недостатком школьного (и не только школьного) образования было и остается то, что оно не дает умения применять полученные знания на практике? Как правило, они препод-носятся школьникам в готовом, хорошо «упакованном» виде. Как научить ребенка искать и устанавливать связь между словами и делами?

Для этого лучше всего вовлечь его в практическую деятельность, для успеха в которой требуются знания. Однако к «общественно-полезному» труду, где понадобились бы знания математики или химии, ребенка не привлечешь. Вот тут-то и пригодятся шахматы — посильная и интересная для детей практическая деятельность, имеющая развитую и неотрывную от практики теорию.

Шахматист имеет дело с предметным миром, с отношениями, опирающимися на реальные условия движения в реальном пространстве. Его противник является самым прекрасным учителем, какого только можно выдумать в создании навыков к реализму мышления, необходимости считаться со всеми объективно данными условиями действительности. Начинающий шахматист радуется полной свободе, которую он получает в игре: как хочу, так и хожу. Но очень скоро он проникается уважением к теории, ограничивающей эту свободу, по-тому что на опыте собственных поражений убеждается в том, что знания, полученные из учебников или на шахматных уроках в школе, полезны и нужны для того, чтобы побеждать. И можно надеяться, что это уважение к знаниям постепенно распространится и на все другое, чему учат в школе. Знания, истинность которых постоянно проверяют на деле, не становятся догмами.

Разнообразные правила ограничивают нашу свободу. И чтобы разумно подчиняться им, мы нуждаемся в практических доказательствах того, что эти ограничения действительно необходимы. Но если мы никогда не будем переходить границ, как мы узнаем, что делается по ту сторону? Можно сказать, что сами правила нуждаются в том, чтобы их время от времени нарушали. Однако опыт «переступания границ» лучше приобретать в игре — в реальной жизни это подчас обходится слишком дорого.

Кроме того, шахматы не просто учат мыслить — они учат мыслить диалектически! Далеко не каждый наделен умением взвешивать все «за» и «против», не дожидаясь, пока эти «против» предъявит противник. Культурно мыслящий человек прекрасно вооружен в спорах и заранее предвидит все «против», учитывает их вес, заготавливает контраргументы. Именно этому учат шахматы в первую очередь.

ДА, ШАХМАТЫ могут быть полезны в школе, однако при том непременном условии, что в школу придут учителя, способные передать детям свою увлеченность шахматами. Причем это должны быть не тренеры, нацеленные на подготовку чемпионов, а педагоги, которые научат школьников понимать и ценить мудрость и красоту шахмат.

С этой целью необходимо организовать курсы переподготовки при одном из вузов Чувашии (например, при кафедрах физвоспитания ЧГПУ и института образования). Тематика их должна быть посвящена простейшим правилам проведения шахматных соревнований в образовательном учреждении, истории шахмат, основным правилам игр и т. п. с обязательной выдачей методических пособий и учебников. Например, уже несколько изданий выдержала брошюра нашего земляка В. Сучкова «Шахматная азбука». Сейчас автор совместно с профессором М. Скворцовым работает над вариантом ее издания на чувашском языке.

Научить шахматам надо всех детей. И лучше всего это сделать в начальных классах или еще раньше, в возрасте 4-7 лет. А тем школьникам, кому шахматы придутся по душе, надо дать возможность продолжить занятия и в старших классах. По мнению опытного шахматного педагога и методиста, автора многих замечательных учебных книг И. Сухина, «одно из ценнейших умений, которое необходимо сформировать у детей как можно раньше, это умение действовать в уме, создавать так называемый «внутренний план действий». Шахматы являются идеальным инструментом для его формирования».

ОБУЧЕНИЕ ШАХМАТАМ в школе станет более полезным и результативным, если учителя научат детей (а прежде научатся сами, что само по себе непросто) видеть глубокую и отнюдь не лежащую на поверхности связь игры с жизнью.

Обычно подразумевают, что сами по себе шахматные знания для реальной жизни не нужны, и относятся к ним как к чему-то второстепенному. Такое отношение ошибочно, если, конечно, не сводить шахматные знания к одной лишь теории дебютов. Речь идет о стратегических идеях, одинаково применимых и к шахматам, и к жизни. Как справедливо заметил выдающийся шахматный педагог Я. Рохлин, «шахматная мысль подчеркивает характерное, устраняет случайное и побочное и дает возможность в короткий срок впитать в себя огромное количество образов, чувств, идей. Шахматы сквозь особую призму напоминают жизнь, хотя шахматные идеи в отдельных случаях доведены до такой степени совершенства, что поневоле опережают и дополняют идеи, существующие в нашей природе».

Мои тезисы в защиту шахматного все-обуча нисколько не отвергают возможности использования в учебном процессе других логических построений и игр. Шашки, нарды, «морской бой», домино, го, рэндзю и еще многие другие виды «гимнастики ума» способствуют всестороннему развитию личности. Но исторически сложилось так, что именно шахматы получили развитие во всех наиболее развитых странах мира, являя собой своеобразный язык межнационального общения.

 

 

Мой МирFacebookВКонтактеTwitterLiveJournalОдноклассники
        

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика