Министерство образования Чувашской Республики

Призвание быть лучшими

Доля школ Чувашии, вошедших в топ-­рейтинги, в 1,6 раза больше, чем в среднем по регионам России, а по сельским школам – в 3,5 раза. Фото Олега МАЛЬЦЕВАИ ТОП-ШКОЛАМ НУЖНА ПОДДЕРЖКА

Традиционным стало приглашение почетных гостей Дома правительства Чувашии на смотровую площадку, что находится на верхнем этаже. Вот и в этот раз директоров и учителей наших школ, вошедших в рейтинг лучших общеобразовательных школ России, перед встречей с Главой республики Михаилом Игнатьевым первым делом повели осматривать Чебоксары с высоты птичьего полета. Обстановка была самая непринужденная, педагоги смеялись, шутили, фотографировались на память. Ну а затем уже в зале заседаний прошел своеобразный педсовет, на котором учителя обсуждали серьезные вопросы, делились с Главой республики наболевшим.
Напомним, в этом году девять школ Чувашии вошли в ТОП-500 лучших школ страны. Восемь общеобразовательных учреждений региона оказались в числе двухсот лучших сельских школ. И еще три наши школы вошли в рейтинг лучших по результатам участия во всероссийской олимпиаде школьников. Причем многие удерживают лидирующие позиции уже несколько лет.
– Несмотря на то что в этом году в российских рейтингах наших школ оказалось меньше, чем в прошлом, результаты значимы для нас, ведь самое главное – это не количество лучших общеобразовательных учреждений, а качество образования в них и развитие способностей учащихся, – отметил Михаил Игнатьев. – О достойном уровне образования в республике говорят и результаты ЕГЭ, которые ежегодно выше среднероссийских показателей по всем учебным предметам. Стабильно высокой является и доля выпускников, поступивших в вузы. Приятно, что наши учителя работают как одна команда на общий результат.
Особым стимулом для педагогов стало учреждение в этом году дополнительных денежных поощрений учителям, подготовившим победителей и призеров всероссийских олимпиад. Из 48 педагогов, получивших престижную премию Главы Чувашской Республики, 27 учителей – из школ, которые вошли в рейтинг лучших по стране. Из лицея № 44 премию получили семь педагогов, из гимназии № 5 и лицея № 4 – по четыре. Но и одаренных детей у нас не забывают. По словам педагогов, поощрение молодежи стипендией Главы республики за особую творческую устремленность очень стимулирует ребят быть более активными в общественной жизни.
Лучшим педагогам уже привычно быть на высоте. Фото Олега МАЛЬЦЕВАГордится своими «олимпиадниками» чебоксарская гимназия № 5, которая вот уже три года подряд попадает в ТОП-500 лучших школ России. «Это заслуга прежде всего нашего коллектива, который создает в школе определенный уклад преемственности. Благодаря ему дети с удовольствием идут в школу и достигают больших результатов, – поделилась руководитель гимназии Инна Исаева и обратила внимание на то, что именно директор как грамотный стратег ведет школу к успеху.
С тем, что именно на директора сегодня возложена определяющая роль в повышении эффективности работы школ, согласен исполняющий обязанности ректора Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева Владимир Иванов. «На личностях, на конкретных примерах строится вся система воспитания и образования, – сказал он. – И по большому счету от директора школы зависит будущее педагогического коллектива, ведь он направляет к нам своих выпускников, в которых горит талант педагога».
Вопрос нехватки профессиональных кадров и в городских, и в сельских школах тоже звучал на встрече. По словам «топ-директоров», опытные педагоги со временем уходят на пенсию, а притока свежих сил маловато. В особом дефиците сейчас – учителя начальных классов и английского языка.
– К нам приходят выпускники педвуза, набираются опыта, а потом их переманивают в Чебоксары, – посетовала учитель информатики вошедшего в ТОП-200 лучших сельских школ Кугесьского лицея Чебоксарского района Лариса Егорова.
Понятно, за что болит душа учителя. Поселок Кугеси в последнее время растет, активно развивается, многие чебоксарцы покупают здесь жилье, школьников становится больше. Сейчас в лицее учатся 1127 детей, а это уже уровень крупной городской школы, поэтому и приходится работать и учиться в две смены.
– Мы готовы и хотим работать, – возразила представитель молодого поколения педагогов учитель русского языка и литературы Моргаушской средней школы, также вошедшей в ТОП-200, Алина Паладьева, которая на днях вернулась со Всероссийского конкурса «Учитель года-2016». – Конечно, рады, что молодых специалистов правительство республики поддерживает. Но в каких условиях порой приходится работать? Количество начальных классов, как известно, растет. А вот средние – страдают из-за отсутствия кабинетов. Некоторые уроки проводим и в библиотеке, и в актовом зале, где нет ни доски, ни учительского стола. Как при всем этом обеспечить желаемое качество образования? Нам просто необходимо строительство начальной школы.
Конечно, Алина Георгиевна из того поколения молодых и инициативных учителей, которые справятся с любой поставленной задачей. Да и строительство школы не за горами. Но вот как быть малокомплектным школам, где уровень образования оставляет желать лучшего?
Министр образования республики Юрий Исаев предложил «топовым» общеобразовательным учреждениям взять под свое шефство две-три школы с низкими результатами – делиться своим опытом, совместно решать проблемные вопросы. Кстати, примеры такого образовательного сотрудничества уже есть в Аликовском районе республики. Один раз в неделю младшие ученики из малокомплектных школ на желтеньких автобусах отправляются в школу райцентра и сидят на уроках за партами вместе с ее учениками. Кроме того, учителя из крупных школ и сами проводят уроки в «малокомплектках». «Глядишь, так и подтянем маленькие школы, да и автобусы наши не будут простаивать, – заметил директор Аликовской средней школы Владислав Волков.
Таким образом, ведущие общеобразовательные учреждения республики станут локомотивом, который потянет за собой все остальные школы, пришли к общей мысли участники встречи. Но не окажется ли это очередной тяжкой ношей для педагогов? Директор гимназии № 5, которая к тому же и депутат Госсовета Чувашии, от лица директоров предложила создать фонд поддержки «топовых» школ, что поможет стимулировать их желание работать с отстающими школами. К всеобщему одобрению учителей, Глава республики поддержал инициативу.

ДОСЛОВНО
Андрей АЛЕКСАНДРОВ, ректор Чувашского госуниверситета имени И.Н. Ульянова, депутат Госсовета ЧР:
– Лучшие учителя республики и России – это и наши выпускники. С ними мы надеемся выстроить крепкую цепочку взаимодействия «школа – вуз – производство», чтобы готовить для республики высококлассных специалистов во всех отраслях. Мы сотрудничаем с электроаппаратным заводом и научно-­производственным предприятием «ЭКРА». И уже второй год будем проводить совместную олимпиаду «Надежда электротехники Чувашии» по таким предметам, как математика и физика. Кстати, из 24 победителей и призеров последней олимпиады 16 поступили в наш вуз на профильные направления. Результаты олимпиад дают абитуриентам дополнительные бонусы при поступлении, надбавки при получении стипендии.
А для учителей физики и математики второй год во время осенних каникул в университете проводятся бесплатные курсы повышения квалификации по двум направлениям – подготовка к ЕГЭ и олимпиадные задачи. Также с начала учебного года стартовал проект «Университетские субботы», в рамках которых профессора университета читают открытые лекции для старшеклассников.
***

Ольга ФИЗЕР, учитель английского языка Вурнарской средней школы, третий раз вошедшей в рейтинг ТОП­200 лучших сельских общеобразовательных учреждений:
– Школа будет успешной тогда, когда учителям в ней будет работать комфортно и ученикам интересно учиться. А молодым учителям, начинающим работать в школе, возможно, просто не хватает моральной поддержки. Не менее важна и помощь на уровне государства. Благодаря программе поддержки молодых специалистов я смогла получить собственное жилье. Теперь есть много сил и энергии, чтобы творить, учить детей и добиваться больших результатов.

 
10.10.2016 |  


"Советская Чувашия"
11 октября 2016
11:26
Поделиться