Министерство здравоохранения Чувашской Республики

Территория игры

«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», — преподаватель рассказывает детям, как легче запомнить цвета радуги. Перед ребятами интересная задача — сначала кисточкой нанести краску на кленовый листок, а затем отпечатать его на бумаге. И так раз за разом, пока нарисованное дерево не покроется разноцветными листочками. Журналисты побывали на мастер-классе, который прошел в Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями. Именно здесь уже второй год успешно реализуется проект «Лекотека — территория игры».

Изначально этот проект, реализованный при поддержке Мин­здравсоцразвития ЧР и Чувашского отделения Российского детского фонда, был рассчитан на три месяца. А после сразу же замеченной положительной динамики в развитии детей его продолжили на постоянной основе. С тех пор в нем были задействованы более 800 детей-инвалидов и свыше 700 семей.

«Лекотека — территория игры» направлена на то, чтобы подготовить детей с ограниченными возможностями к самостоятельной жизни, к социализации в обществе. Игра для малышей — самый естественный вид деятельности, именно через нее они приобретают новый опыт, навыки и информацию. Методы применяются самые разнообразные. Одним из универсальных является сказкотерапия. Действует здесь и пальчиковый театр. Дети совместно с педагогами проигрывают сказочные ситуации, где пробуют себя в самых разных ролях, принимают участие в постановках, которые проходят на сцене центра. Воспитатели уверяют, что сказкотерапия помогает решать самые различные проблемы — раскрыть замкнутого ребенка, перебороть существующие страхи. Активно используется в рамках «Лекотеки» и арт-терапия. Дети знакомятся с пальчиковой живописью (недаром существует очень точное выражение «Ум ребенка — на кончиках пальцев»), работают с пластилином, делают аппликации.

Для более старших детей задания посложнее — оригами, бисероплетение, вышивание на бумаге и многое другое. Успешны и групповые занятия — именно они позволяют ребятам учиться взаимодействовать друг с другом. «Такой ребенок зачастую изолирован от общества, многие даже не посещают детсады и школы. Здесь есть возможность общаться друг с другом», — говорит заместитель директора по социально-педагогической реабилитации Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями Ольга Елахова. Детишки занимаются не только творческой деятельностью. Здесь есть и просторный зал для активного времяпрепровождения, где мальчишки и девчонки могут эмоционально разгрузиться, попрыгать, побегать.

Важное место в проекте отводится родителям. Ведь и они нуждаются в квалифицированной психологической помощи, в консультациях педагогов. «Пройдя курс реабилитации в условиях центра, ребенок остается с родителями, которые продолжат этот проект уже в условиях семьи. Развитие должно быть непрерывным, — объясняет директор реабилитационного центра Елена Шафейкина. — Но не все папы и мамы умеют правильно играть с детьми. Наши специалисты обучают их правилам игры». Также набираются группы, где родителей учат правильно ухаживать за детьми в домашних условиях.

Проект «Лекотека — территория игры» направлен и на то, чтобы привлечь социальных партнеров и волонтеров. К примеру, свои мастер-классы в центре проводят преподаватели детских художественных школ. Активно сотрудничают с ним волонтеры педагогического отряда «Росинка», благотворительная организация «Чуткое сердце», студенты РГСУ, Центр молодежных инициатив. Положительный опыт, полученный за время существования проекта, используется в работе учреждений социального обслуживания республики, оказывающих услуги детям с ограниченными возможностями.



"Чебоксарские новости"
25 сентября 2014
15:21
Поделиться