Карамышевское сельское поселение Козловского района Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ

 

 

 

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Новости » Решение Верховного Суда Чувашской Республики

08:11 17 марта 2023 г.

Дело №3а-68/2022

УИД 21OS0000-01-2021-000308-16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 января 2022 года город Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Кудряшовой Р.Г.,

с участием прокурора Михайловой Я.С.,

при секретаре судебного заседания Семенове Д.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства о признании недействующим в части решения Собрания депутатов Карамышевского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики,

установил:

решением Собрания депутатов Карамышевского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики от 4 декабря 2008 года № 81/3 утвержден генеральный план Карамышевского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики; установлены границы населенных пунктов, входящих в состав Карамышевского сельского поселения в соответствии с картографическим описанием и схематической картой согласно приложениям к настоящему решению: <данные изъяты> (приложения №1, №2), <данные изъяты> (приложения №3, №4); <данные изъяты> (приложения №5, №6); <данные изъяты> (приложения № 7, №8), <данные изъяты> (приложения №9, №10), <данные изъяты> (приложения №11, №12), <данные изъяты> (приложения №13, №14).

Федеральное агентство лесного хозяйства (далее также Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим в части названного решения в части включения земель лесного фонда в границы <адрес>, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности.

В обоснование заявленного требования административный истец указывает на то, что в границы муниципального образования Карамышевского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики (далее сельское поселение) включены вышеперечисленные лесные участки из земель лесного фонда, что установлено по результатам выполненного ФГБУ «Рослесинфорг» картографического наложения материалов лесоустройства, общая площадь пересечений составляет 2 799 кв.м. Между тем установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов является переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов. Названные лесные участки отнесены к категории земель населенного пункта. Однако такой перевод земель из категории земель лесного фонда в категорию земель населенного пункта осуществлен с нарушением Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Положения о согласовании проектов схем территориального планирования муниципальных образований, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года № 178, поскольку проект Генерального плана Карамышевского сельского поселения не согласован с Федеральным агентством лесного хозяйства.

В судебном заседании прокурор Михайлова Я.С. административный иск полагала подлежащим удовлетворению.

Представители административных истца Федерального агентства лесного хозяйства, ответчика Собрания депутатов Козловского городского поселения Козловского района Чувашской Республики, заинтересованных лиц Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Управления Росреестра по Чувашской Республике, БУ Чувашской Республики «Мариинско - Посадское лесничество» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, с учетом положений статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ), как указано в преамбуле к данному нормативному акту, в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.

Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ в редакции, действовавшей с 28 ноября 2008 года, к вопросам местного значения поселения было отнесено утверждение генеральных планов поселения.

Аналогичная по своему содержанию норма закреплена в пункте 21 части 1 статьи 8 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года №19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике», принятого Государственным Советом Чувашской Республики 5 октября 2004 года.

Градостроительный кодекс Российской Федерации в пункте 1 части 1 статьи 8 предусматривает в числе полномочий органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности подготовку и утверждение документов территориального планирования поселений.

Согласно статье 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты (часть 1).

Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (часть 4).

Частью 4 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

Таким образом, утверждение генерального плана поселения, являющегося документом территориального планирования муниципального образования, относится к вопросам местного значения поселения.

В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, статьи 30 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года №19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике» в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования.

Представительным органом Карамышевского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики является Собрание депутатов Карамышевского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики.

Согласно статье 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждается соответственно представительным органом местного самоуправления поселения.

Указанное решение Собрания депутатов, в том числе все последующие изменения и дополнения, размещено на официальном сайте сельского поселения на Портале органов власти Чувашской Республики в сети «Интернет» (www.cap.ru) включая его графическую часть, а также в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования Министерства экономического развития Российской Федерации в сети в сети «Интернет» (https://fgistp.economy.gov.ru).

Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят административным ответчиком в пределах предоставленных ему вышеупомянутыми правовыми актами полномочий в надлежащей форме, официально опубликован в установленном порядке и по этим основаниям административным истцом не оспаривается.

Обращаясь к доводам административного истца о несоблюдении порядка принятия оспариваемого в части нормативного правового акта, суд приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.

При установлении или изменении границ населенных пунктов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, осуществляется перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности (абз. четвертый пункт 4 часть 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).

Частью 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Пунктом 2 части 1 статьи 11 этого же Закона, в редакции на момент утверждения оспариваемого нормативного правового акта, допускался перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения черты поселения.

В соответствии с частями 4, 6 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого нормативного правового акта) генеральный план содержит положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы). На картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, отображаются границы поселения, границы земель лесного фонда.

Частью 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации было закреплено, что проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу частей 1, 7, 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, проект генерального плана подлежал согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, в случае, если предложения, содержащиеся в таком проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии со схемами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации.

Срок согласования проекта генерального плана составлял три месяца со дня направления на согласование проекта генерального плана в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.

В случае не поступления в установленный срок главе поселения заключения на проект генерального плана от указанного в части 7 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченного федерального органа исполнительной власти данный проект считался согласованным с таким органом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года №178 (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) утверждено Положение о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, и проектов документов территориального планирования муниципальных образований.

При этом пунктами 2 - 4, подпунктом «а» пункта 5, пунктами 6 - 10 Положения предусмотрено, что организацию согласования проекта документа территориального планирования обеспечивает орган местного самоуправления, являющийся заказчиком разработки проекта документа территориального планирования.

Установленный Градостроительным кодексом Российской Федерации трехмесячный срок для согласования проектов документов территориального планирования исчислялся с даты отправления заказчиком указанного проекта на согласование в соответствующие органы до даты получения заказчиком заключений этих органов. В случае неполучения заказчиком в указанный срок заключения согласующего органа проект документа территориального планирования считался согласованным с этим органом.

Результаты согласования проекта документа территориального планирования каждым согласующим органом оформляются в виде заключения. Заключение должно содержать положения о согласовании представленного проекта или об отказе в его согласовании с обоснованием причин такого отказа.

Без проведения соответствующих согласительных процедур проект документа территориального планирования не мог представляться на утверждение и утверждаться.

В случае, указанном в части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, заказчик направляет проект документа территориального планирования на согласование в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере градостроительства.

Уполномоченный орган в сфере градостроительства в течение трех рабочих дней с даты получения проекта документа территориального планирования направляет его копии в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующих сферах деятельности, для рассмотрения и представления заключений в части вопросов, входящих в компетенцию этих уполномоченных отраслевых органов.

Уполномоченный отраслевой орган рассматривает проект документа территориального планирования и готовит заключение в течение тридцати дней с даты получения проекта от уполномоченного органа в сфере градостроительства. Заключение о согласовании (об отказе в согласовании) проекта документа территориального планирования в части вопросов, относящихся к компетенции соответствующего уполномоченного отраслевого органа, направляется в уполномоченный орган в сфере градостроительства.

В случае не поступления в уполномоченный орган в сфере градостроительства в установленный в пункте 7 настоящего Положения срок заключения уполномоченного отраслевого органа проект документа территориального планирования считается согласованным с этим органом.

Уполномоченный орган в сфере градостроительства осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений уполномоченных отраслевых органов.

В соответствии с пунктом 1, подпунктами 5.2.7 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 года № 283, действовавшего в период подготовки оспариваемого нормативного правового акта, Рослесхоз являлся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений. Для этого осуществлял полномочия по рассмотрению в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда в земли других категорий.

Как следует из выписки из Государственного лесного реестра, земельные участки с кадастровым номером , условный номер  и с кадастровым номером , условный номер , местоположением: <адрес>, площадью 6,4 га, относятся к защитным лесам, имеют категории: леса, расположенные в водоохранных зонах; ценные леса - противоэрозионные леса.

Из схемы № 12 пересечения границ земель лесного фонда с границами населенных пунктов муниципального образования «Карамышевское сельское поселение», составленной филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Ульяновский» 25 апреля 2019 года, осуществившим графическое совмещение материалов лесоустройства с границами населенных пунктов, установленных генеральным планом Карамышевского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики, следует, что имеет место включение земель лесного фонда в квартале <адрес> в состав указанного муниципального образования.

Факт пересечения границ земель лесного фонда и земель Карамышевского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики подтверждается также Уведомлением филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от 9 июня 2018 года № 119 о невозможности внесения сведений в ЕГРН о границе Мариинско-Посадского лесничества Чувашской Республики по причине пересечения указанных границ с границами населенных пунктов.

Согласно абзацу третьему пункта 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» виды собственности на землю и ее недра, водные ресурсы, лесной фонд, растительный и животный мир определяются в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации также установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Таким образом, лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, административным истцом доказан факт пересечения границ земель лесного фонда с границами муниципального образования Карамышевского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики при утверждении Генерального плана поселения, указанные спорные лесные участки, находящиеся в составе земель лесного фонда, являющиеся собственностью Российской Федерации, могли быть включены в границы сельского поселения только при согласовании с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области лесных отношений, то есть с Федеральным агентством лесного хозяйства.

Доказательств согласования генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства в материалы дела не представлено.

Отсутствие положительного заключения Рослесхоза, подготовленного в рамках предусмотренного статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации согласования проекта Генерального плана, свидетельствует о существенном нарушении порядка его принятия.

Поскольку при подготовке генерального плана нарушена предусмотренная Градостроительным кодексом Российской Федерации процедура согласования, а также документально подтвержден факт наложения границ населенного пункта на участки лесного фонда, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного требования.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся, и на его основании были реализованы права граждан и организаций, суд полагает необходимым признать его недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу решение Собрания депутатов Карамышевского сельского поселения Козловского района Чувашской Республики от 4 декабря 2008 года № 81/3 «Об утверждении генерального плана Карамышевского сельского поселения и об установлении границ населенных пунктов входящих в состав Карамышевского сельского поселения» в части включения в границы: - <адрес> земель лесного фонда.

Сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу должно быть опубликовано в печатных изданиях, в которых нормативный правовой акт был официально опубликован, в ближайших планируемых изданиях после получения средствами массовой информации текста сообщения о принятом решении.

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (603022, Нижний Новгород, проспект Гагарина, дом 17 «А», пом. П1) в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Чувашской Республики.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики Р.Г. Кудряшова

Мотивированное решение изготовлено 01 февраля 2022 года

 

Карамышевское сельское поселение Козловского района Чувашской Республики

Мой МирВКонтактеОдноклассники

Охрана труда в Чувашской Республике     Фонд поддержки социальных и культурных программ Чувашии

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика