Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Чувашской РеспубликеОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Новости » Борис Титов предложил видоизменить систему учета контрольно-надзорной деятельности

11:51 23 мая 2022 г.

Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов представил четвертый по счету ежегодный Индекс административного давления.

Оценке в очередной раз подверглась контрольно-надзорная деятельность (КНД) территориальных органов нескольких ведомств: Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Россельхознадзора, Росприроднадзора, Роструда, МЧС, Росздравнадзора и Ространснадзора. На их долю приходится наибольшее количество проверок в рамках федеральных законов от 26.12.2008 № 294-ФЗ и от 31.07.2020 № 248-ФЗ. Помимо этого, при анализе, охватывающем временные рамки 2021 года, использованы данные Минэкономразвития России, Росстата, судебной статистики, а также Единого реестра контрольно-надзорных мероприятий.

Общие выводы таковы.

Суммарное число проверок в стране снова увеличилось – сказалась временная отмена моратория на внеплановые проверки. Общее количество проверок в 2021 году – 973,37 тыс. (из них 726,39 тыс. проведены федеральными контрольными органами, 223,24 тыс. – региональными, 25,74 тыс. – муниципальными). В 2020 году показатели составляли 534,19 тыс. (401,88 тыс., 118,03 тыс. и 14,28 тыс. соответственно).

Три четверти проверок по-прежнему приходятся на долю федеральных органов. В 2021 году лишь два из восьми исследованных ведомств – Россздравнадзор и Ространснадзор – продемонстрировали уменьшение показателя. У остальных проверок за год стало существенно больше. У Роструда – на 23% (85 954 мероприятия), у Ростехнадзора – на 38% (76 325), у Роспотребнадзора – на 59% (137 524), у Россельхознадзора – на 90% (29 129), у МЧС – на 130% (212 869), у Росприроднадзора – на 200% (13 044).

Существенного качественного смягчения реакции контролеров пока что тоже не наблюдается. Доля предупреждений среди всех видов наказаний (показатель, традиционно используемый для оценки «либеральности» контролеров) уменьшилась у всех, кроме Россельхознадзора (31,4%, плюс 7,1% за год) и Роструда (31%, плюс 5,9%). Роспотребнадзор стал ограничиваться предупреждениями на 2,2% реже, Росздравнадзор – на 2,3%, Росприроднадзор – на 4,9%, Ростехнадзор – на 8,1%, МЧС – на 8,3%, Ространснадзор – на 9,2%.

Как и в прошлые годы, территориальные подразделения одного и того же ведомства демонстрируют совершенно разную политику контроля, отчего один и тот же показатель в зависимости от региона может различаться в несколько раз.

«Прошлогодний всплеск контрольно-надзорной деятельности после окончания «ковидного» моратория был избыточным, – заявил Титов. – По некоторым направлениям контроля даже наблюдается парадокс: проверок больше, а количество зафиксированных случаев вреда – меньше чем было.

С одной стороны, штрафы стали более «легкими». При росте числа наложенных штрафов (за год их количество увеличилось на 9% и составило 1,056 млн.) их общая сумма сократилась с 42,3 млрд руб. до 30 млрд. Таким образом средний штраф стал меньше на 34%.

Но с другой стороны, решительной динамики к переходу на преимущественное использование предупреждений (по крайней мере, в качестве первоначальной меры воздействия на бизнес) пока что не наблюдается. Зато к самим чиновникам, которые допустили нарушения в ходе проверок, применяются почти исключительно предупреждения: 89% их нарушений по статье 19.6.1 КоАП заканчиваются именно так».

Борис Титов предложил улучшить качество анализа КНД, объединив все разрозненные формы ее учета на базе существующего Единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий. По замыслу, в единую информационную систему должны быть интегрированы данные Росстата, судебной статистики, региональных и муниципальных органов контроля. В результате должна появиться возможность исследования не только частоты проверок, но и их экономических последствий (штрафов, приостановки деятельности и т.д.).

Методика расчета Индекса административного давления по регионам базируется на трех показателях деятельности каждого из 8 охваченных органов контроля и надзора: доля организаций и ИП, подвергнутых контролю и надзору, от общего числа подконтрольных субъектов (чем меньше, тем лучше); доля предупреждений от общего числа наказаний (чем больше, тем лучше); доля профилактических мероприятий от общего числа мероприятий (чем больше, тем лучше). Суммарное значение этих параметров определяет место субъекта Федерации в общем индексе.

Первые два показателя будут учитываться при расчете инвестиционного рейтинга Агентства стратегических инициатив.

Первая десятка регионов в Индексе выглядит так: Смоленская область, Удмуртия, Адыгея, Татарстан, Ульяновская область, Республика Алтай, Курганская область, Москва, Севастополь, Челябинская область. Причем трое из участников десятки совершили очень резкий рывок: Республика Татарстан – с 60-го на 4-е (Ростехнадзор, Роспотребнадзор, МЧС); Севастополь поднялся с 51 на 9 место (благодаря показателям Росприроднадзора, Росздравнадзора и МЧС); Смоленская область – с 45-го на 1-е (Россельхознадзор, Роструд, Росздравнадзор).

 

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике

Мой МирВКонтактеОдноклассники
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика