Булдеевское сельское поселение Цивильского районаОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
 
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Новости » Помню суровую зиму 1941 года…

15:48 02 октября 2021 г.

 Мало осталось живых свидетелей, которые могут рассказать сегодня о тяжелых военных годах, событиях 80 – летней давности. Одна из них, Игнатьева Любовь Игнатьевна, 1929 года рождения, ветеран труда, проживает в деревне Урезекасы Цивильского района.

 Несмотря на свой преклонный возраст, Любовь Игнатьевна бодра, в хорошей памяти и пошутить мастерица.

Она поделилась  воспоминаниями о своем военном детстве и юности.

  «Мне исполнилось 12 лет, когда началась война. Перед войной у нас сгорел дом и жили мы бедно. А тут еще такая беда нагрянула. Нас в семье было четверо детей. Отца призвали на фронт. Старшую сестру Раису мама устроила конюхом и всю войну она работала и ухаживала за лошадьми. После меня еще два младших брата. Самый младший, Вениамин, только народился летом 1941 года. Мама с утра до ночи находилась на колхозной работе. Помню, она очень рано, в 3 утра уходила на молотьбу. Потом прибежит покормить Веню, а я вместо нее бегу на работу. Всю войну мы жили в очень большой нужде. Не было дров, еды, одежды. С ранней весны до поздней осени я ходила босиком. Голодали сильно. Мама варила суп с клецками, каждому доставалось по 3 маленьких кусочка. Один раз, к весне у нас закончились все запасы, и мы целых три недели питались одной травой. В годы войны и урожаи были плохие. В один год за трудодни на всю семью мы получили всего 5 пудов муки. Это получается 2 мешка на целый год. У нас была корова, но чаще всего нам доставалась только пахта. Мама делала масло, творог и продавала их на базаре в с. Октябрьское. На вырученные деньги покупала самое необходимое. Деньги были нужны и для оплаты налогов, подписки на заем. В год нужно было сдавать 40 кг мяса. Один раз не хватило 8 кг и у нас увели овцу.

  Мы, дети и подростки, в годы войны выполняли всю посильную работу. Вместе с взрослыми жали, помогали на молотьбе, сортировали семена. Много было и других заданий. Например, колхоз выдавал каждой семье овощи – картошку, немного лука и моркови. Мы их нарезали тонкими колечками и сушили. Их отправляли на фронт для солдат. На мне еще была забота о доме, хозяйстве и младшем брате Вениамине.

  Взрослых очень часто отправляли по нарядам на различные работы. Хорошо помню суровую осень и зиму 1941 года, когда наши односельчане ходили работать «на окопы». В список включили и нашу маму. А у нее грудной ребенок, Вене всего 3 месяца. В тот день в колхозе было собрание, приехал уполномоченный с района. Вот мама и обратилась к нему с вопросом, как ей оставить дома такого младенца. Он разъяснил, что матери с маленькими детьми должны оставаться дома. Маму не отправили копать землю. А вот нашей соседке Герасимовой Екатерине пришлось взять трехлетнего сына Валентина вместе с собой на рытье окопов. Не с кем было его оставить дома. Родители умерли до войны. Старшую сестру Анисию еще в сентябре месяце отправили в г. Свердловск на военный завод. «На окопах» из нашего села работали совсем юные Лидия Романова и Фекла Егорова. Были и постарше женщины: Меланья Иванова, Степанида Алексеева. Трагически сложилась судьба Татьяны Максимовой. Она в чем-то провинилась, говорили, что самовольно ушла с работы, ее засудили, из тюрьмы она уже не вернулась. Мужчины из нашей деревни тоже работали на строительстве окопов. Это Михаил Егоров, Роман Максимов, Николай Михайлов и наш дядя Тимофей Архипов. В один из декабрьских дней на имя дяди пришла повестка из военкомата. Мы дома очень переживали, что он не успеет приехать с «окопов». Во время войны было очень строго с дисциплиной. Но все обошлось. Мы его проводили на фронт. А осенью 1942 года на него пришла похоронка, что он убит. Михаил Егоров и Роман Максимов во время земляных работ работали рядом, и попали под завал. Они остались живы, но получили тяжелые увечья. У Романа Максимова были перебиты обе ноги, он долго не мог ходить. Осталось в памяти, как он по улице медленно передвигается.

  Но, несмотря на все трудности военных лет, голод, тяжелый физический труд, мы никогда не унывали. Вместе с ровесниками и шутили, и веселились, устраивали праздники.

   В послевоенные годы нашему поколению тоже досталось немало. С 1946 года, в течение 8 лет я выезжала по наряду из колхоза на торфоразработки во Владимирскую область. Работали с ранней весны до осени. Только приедем домой с односельчанкой Феклой Егоровой, нас тут же отправляли на лесозаготовки в Ибресинский район. Всю зиму рубили, пилили лес.

 С 1963 года я устроилась на работу в СУ №31 в Чебоксарах и до выхода на заслуженный отдых трудилась на стройке. Вспоминая свое детство и юность, я могу сказать только одно – мы сейчас живем в раю… Так и запиши».

Игнатьева Любовь Игнатьевна награждена медалями "За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина", "За трудовое отличие".

 Надежда Титова, заведующий Булдеевской с/б.

Булдеевское сельское поселение Цивильского района

Первоисточник: Булдеевская сельская библиотека

Мой МирВКонтактеОдноклассники


Охрана труда в Чувашской Республике     Фонд поддержки социальных и культурных программ Чувашии

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика