Сайт первого Президента Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Новости » То лягушка одолеет рыбу, то рыба — лягушку. Новый пост в блоге сенатора Николая Федорова

10:07 12 апреля 2021 г.

В годы обучения в аспирантуре Института государства и права Академии наук СССР соседнюю комнату в общежитии занимал молодой ученый из Социалистической Республики Бирманский Союз. Мы частенько дискутировали с ним за чашкой чая и шахматной доской на различные исторические, философские да и политические темы. Его страна тогда строила свою модель социализма. Помню, он рассказывал, что за время его учебы в Советском Союзе на родине произошло три революции и пять переворотов. «То лягушка одолеет рыбу, то рыба — лягушку», - невесело шутил мой сосед.

Прошло время, государство, о котором очень немногие мои сограждане и сейчас знают, где оно находится, сменило название и ориентиры развития. До недавнего времени на вопрос о том, что может связывать Россию и Мьянму, жители нашей страны в ответ только пожимали плечами. Но все изменилось вдруг, когда пришли сообщения о военном перевороте, массовых гражданских протестах, многочисленных жертвах и присутствии высокопоставленной российской военной делегации на параде по случаю годовщины вооруженных сил.

Зазвучали знакомые слова о защите суверенитета и территориальной целостности, стратегическом партнерстве…И парадоксальным образом протест против насильственного свержения законной власти стал представляться бунтом и чуть ли не цветной революцией. Хотя обычно было наоборот: каким бы своеобразным ни был режим, его священное право на власть не подвергалось сомнению. Все, кто в этом сомневался, и были наймитами внешних сил, на которых наклеивались соответствующие ярлыки.

Что же случилось? Мне кажется, почти ничего. Сработали условные и безусловные рефлексы. А нам теперь просто нужно подумать еще раз.

По сути военного переворота не было. Военные контролировали режим имитационной, бутафорской демократии так же, как и строительство социализма в свое время, а 1 февраля решили сменить декорации. Лидера Национальной Демократической Лиги Аун Сан Су Чжи отправили под домашний арест, под которым она провела половину своей жизни в разные периоды. Объявили чрезвычайное положение для наведения порядка в избирательном процессе (на последних выборах, по мнению военных, было более 10 миллионов фальсификаций). И стрельба по людям на поражение не есть что-то новое: такое уже неоднократно случалось, и показатели 1988 года, когда погибли многие тысячи человек, еще не достигнуты. Так что идет, можно сказать, нормальная для этой страны ротация, такова там модель развития государственности.

У России и Мьянмы не было и нет исторических, логических или идеологических пересечений. Шли поставки военной техники. На вооружение Тамадо (так называется одна из крупнейших армий мира численностью полмиллиона человек) есть российские танки, самолеты, вертолеты, ракеты и стрелковое оружие. Создается ядерный центр. Есть торговля. Заглядывают российские туристы. Это, конечно, вещи важные, но вряд ли они дают основания для разговоров о стратегическом партнерстве, вечной дружбе, особой близости и т.п. Зато создается благоприятная почва для появления еще одного государства-клиента, на которого могут отвлекаться материальные и политические ресурсы, далеко не безграничные.

Реальные стратегические интересы в отношении Мьянмы есть у окружающих ее стран, прежде всего, Китая и Индии. Например, для Китая принципиально важно обеспечить надежный альтернативный выход в Индийский океан помимо уязвимого Малаккского пролива. Для этого он активно инвестирует в строительство и модернизацию портов и трубопроводов на территории Мьянмы, прилегающей к Бенгальскому заливу. Индия модернизировала порт Ситуэ для облегчения доступа к своим северо-восточным провинциям. Крупными инвесторами и торговыми партнерами являются также Япония, Сингапур, Таиланд, Южная Корея. России в этом перечне нет. В стратегическом смысле.

Как ни удивительно, но некоторым экспертам кажется, что стратегические параллели существуют в политических конструкциях наших стран. Это, конечно, очень вольное допущение, но, думаю, стоит обратить на него внимание.

Мьянма – это большая страна: население составляет около 60 миллионов человек. В ней проживают представители более 100 народностей, которые, несмотря на абсолютное преобладание буддизма, исповедуют также ислам, христианство, индуизм и другие религии. Многие этнические общины имеют вооруженные формирования. Тамадо не замечена в отражении внешней агрессии, но постоянно ведет боевые действия против «внутренних врагов». Может быть, кто-то помнит проходившие при Рамзане Кадырове многотысячные митинги в защиту народа рохинджа? Армия Аракана, выступающая от имени этого народа, насчитывает тысячи вооруженных, мотивированных и подготовленных бойцов.

Генерал Мин Аун Хлайн, фактический правитель Мьянмы, говорит, что история страны – это история ее вооруженных сил. Можем добавить, что армия – это руководящая и направляющая сила страны, ядро ее политической системы. В том или ином виде она находится у власти начиная с 1948 года, когда страна получила независимость. По сути, сложилась политическая дихотомия: Тамадо и все остальные. Это уникальный социально-политический феномен, который практически не соприкасается с остальным населением. Военные живут в своих городках, у них свой интернет, своя сотовая связь, свое снабжение товарами и услугами, специфическая образовательная сеть. Даже вдовы погибших военнослужащих (их немало, хотя данные о количестве являются строго охраняемой государственной тайной) выходят замуж за сослуживцев, не имея возможности выйти за пределы этой военно-государственной организации. Солдатам и офицерам внушают, что они – лучшие, только они и их командиры знают, что правильно и что соответствует интересам страны и народа, что все остальные – люди в лучшем случае подозрительные, а часто – просто предатели. Эта система работает уже много лет и, похоже, далека от исчерпания запаса прочности. В то же время политическая и социальная трансформация в обществе идет, и идет помимо воли и сознания находящегося в самоизоляции генералитета, который все больше и больше лишает себя возможности реального влияния на общественные процессы. Так что и в этом отношении не просматривается стратегического единения и даже полезного обмена опытом…

Первый Президент Чувашской Республики

Мой МирВКонтактеОдноклассники
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика