14:10 26 января 2021 г.
Указом главы Чувашии Олега Николаева 2021 год в Чувашии объявлен Годом трудовой доблести строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей. Так республика отметит юбилейную дату – 80-летие с начала строительства всечувашского объекта обороны.
Сурский и Казанский рубежи для обороны от фашистских захватчиков строились в Чувашии с 28 октября 1941-го по 21 января 1942 года.
Работы на берегу Суры начались 28 октября, мобилизации подлежали жители ЧАССР «не моложе 17 лет, физически здоровые». По факту же привлекались 15 и 16-тилетние. Всех трудоспособных (преимущественно женщин) практически со всех районов Чувашии свозили на рытье окопов и противотанковых рвов. Работали по 10 часов в день без выходных, было очень тяжело. А еще голод и холод – пришли 40-градусные морозы. Не хватало питания, жилья, приспособленных помещений, где можно было бы обогреть людей.
Производительность труда на земляных работах составляла 1,42 кубометра на человека в день. Более 70 % занятых на строительстве составляли женщины, в том числе и жители деревни Старое Янашево Яльчикского района. Это Евдокимова Анисия Антоновна и Карсакова Валентина Трофимовна. Около 200 тысяч человек трудились на строительстве рубежей – треть трудоспособного населения республики (по состоянию на 01.10.1941г.). Около 380 км составила общая протяженность Сурского рубежа, 1600 огневых точек (дзоты и площадки), 1500 землянок и 80 км окопов с ходами сообщений.
Строительство Сурского и Казанского оборонительных рубежей – героическая страница Великой Отечественной войны, пример трудового героизма чувашского народа. Это надо помнить. Помнить – чтобы знать. Работники Староянашевского СДК и члены театрального кружка «Нарспи» постарались воссоздать действия, которые происходили при строительстве Сурского рубежа в далеком 1941 году.
Да разве об этом расскажешь –
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!...
М. Исаковский «Русской женщине»
Малотаябинский территориальный отдел управления по благоустройству и развитию территорий администрации Яльчикского муниципального округа