Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Новости » Отдел методики народного творчества РЦНТ «ДК тракторостроителей» продолжает онлайн-занятия декоративно-прикладного искусства по направлению − керамика

14:53 20 мая 2020 г.

    Изделия на основе глины занимают одно из ведущих мест в культуре предков чувашского народа, о чем свидетельствуют археологические находки на территории Чувашии. В разные временные периоды здесь существовали очаги изготовления гончарных изделий, глиняной культовой скульптуры и игрушки, кирпича и черепицы.

    При археологических раскопках, проводившихся на территории Республики, были найдены сосуды и черепки, принадлежащие к Балановской культуре (названной так по могильнику близ д. Баланово Цивильского района), начало которой датируется серединой или первой половиной второго тысячелетия до н.э. Черепок изделий достаточно тонкий, что говорит о хорошем качестве глиняного сырья, из которого они изготавливались, и высоком уровне мастерства гончаров.

   До пришествия монгольского ига, период Волжской Болгарии характеризуется высоким уровнем развития культуры. Керамические сосуды имеют классические пропорции, разнообразные по форме и назначению. Гончары использовали ручной и ножной гончарный круг, горны для обжига различной конструкции. Во времена Золотой Орды город Болгар был уничтожен, всех мастеров увели в рабство, за несколько лет территория Волжской Болгарии превратилась в дикую степь. Деградируют и почти исчезают все ремесла, их возрождение начнется только в XIII веке. 

    По материалам экспедиции 1969 – 1973 гг., на территории Чебоксарского района большинство найденных обломков принадлежат сосудам, изготовленным на гончарном круге. Керамика различается по цвету и составу черепка, качеству обжига. На смену желтой, красной, серой и черной керамике XIV - XV вв. с мелкозернистым черепком, хорошим обжигом, украшенной врезным, штампованным орнаментом, в конце XV – начале XVI вв. приходят сосуды с более грубым черепком, плохого и среднего обжига. 

    Сосуды XVIII в. по форме аналогичны русской посуде средних веков, но в орнаменте сохраняют традиции болгарской керамики. Горшки, кувшины различных форм и размеров, кубышки, банки, миски, умывальники, цветочницы, корчаги - все это пользовалось на ярмарках большим спросом, и можно было встретить практически в каждом доме.

   Техника изготовления чернолощеной керамики была известна на территории Чувашии раньше, чем в Москве, и, скорее всего была завезена на Русь из Среднего Поволжья. Здесь чернолощеные сосуды бытовали до XIX в., в Москве же они выходят из употребления еще в начале XVIII в. 

    По данным на 1895 г. в Чебоксарском уезде было 28 кирпичных заводов, из них 19 – в Чебоксарах. В городе проживало три горшечника, и один из переулков, примыкавших к нынешней улице Композиторов Воробьевых, носил название Горшечный.

    Отдельную главу составляет самобытная чувашская народная культовая скульптура из глины XVIII в., хранящиеся в Государственном музее этнографии в Санкт-Петербурге. Терракотовые фигурки богов - йĕрĕх, несмотря на небольшие размеры, выглядят монументально.

    У чувашского народа бытовала традиция каждый год весной изготовлять новых богов, а старых топить в реке. Позднее стали уничтожать только те фигурки, которые, как чувствовалось, утратили свою магическую силу. Красивые, одухотворенные или выполненные из ценного материала произведения истреблению не подвергались, именно поэтому они сохранились до наших дней. Многие скульптуры покрашены бронзовой краской, вероятно, мастера имитировали золото, т.к. в древности существовали подобные изваяния из золота.

    Игрушки-свистульки издавна пользовались большой популярностью. У многих народностей считалось, что свист обладает магической силой и способен отпугивать злых духов, болезни. Многие праздники сопровождались разноголосым свистом, да и сейчас на ярмарках родители любят покупать детям свистульки. Игрушку лепили почти повсеместно, занимались в основном этим женщины и дети долгими зимними вечерами, в свободное от полевой страды время. Мастеров по изготовлению свистулек в Чувашии всегда было много, немало их и в современное время.

    Наиболее известными артелями в Чувашской Республике, где было развито гончарство, это с. Семеновское Порецкого района и поселок Ибреси.

    В селе Семеновском издавна делали посуду из глины. Мастера поливу для нее варили из свинца; обжигали в земляных двухметровой глубины горнах и возили продавать на ярмарки в с. Талызино и с. Порецкое. Промыслом занимались целыми семьями. Так в семье Александра Ивановича все пятеро братьев обучились гончарному ремеслу. В юношеские годы его с родными и двоюродным братьями посылали в Саранск совершенствовать мастерство. Советская власть была заинтересована в сохранении и развитии промысла.        

    В школьном музее хранятся несколько сосудов, сделанных семеновскими умельцами в быту. У местного батюшки отца Андрея уцелел подаренный Александром Ивановичем кувшин высотой около 65 см, глядя на который можно судить о былом мастерстве гончара. Подобные кувшины искусствоведы называют «амфорами», на которых строго выдержаны пропорции и, пластика линий силуэта позволяет отнести этот сосуд к прекрасным образцам народного гончарного искусства.

    В 30 – 40-е гг. п. Ибреси славилась своими гончарными изделиями, созданная артелью «Красный строитель» при кирпичном заводе. Кувшины, жаровни, чашки, тарелки, миски, крынки, кружки, блюда, квасники, чернильницы – все это пользовалось спросом у населения и было признано искусствоведами (27 предметов хранятся в фондах Государственного музея этнографии народов России в Санкт-Петербурге, много образцов в Чувашском национальном музее). Ибресинцы отличались творческим подходом к работе. Пробовали в росписи сосудов соединить элементы: цветовую палитру хохломы и орнаменты чувашской вышивки; украшали свои изделия лепным рельефом и скульптурами.

   Ибресинская артель просуществовала до 1960-х гг. Но после войны так и не вернулась к уровню 30 – 40-х гг., так как снизилось качество продукции и производство стало убыточным.

   Подобные центры производства глиняной утвари были и в других районах республики, но к сожалению их постигла та же участь.

    Современные народные мастера и художники − Попова Валентина, Федорова Ирина, Аникина Юлия, Садовниковы Михаил и Ольга, Михайлова Маргарита, студенты и выпускники Чебоксарского художественного училища постоянно творчески работают с керамикой и принимают участие в региональных, всероссийских конкурсах и выставках. Почти во всех домах детского творчества и художественных школах республики ведутся занятия по керамике, где ребята знакомятся с азами лепки из глины и приемами ее декорирования.

Электронный ресурс: http://nhp.cap.ru/SiteMap.aspx?id=276173

Подготовка глины для изготовления керамических изделий

Обработка глины очень сложный и трудоемкий процесс. Ознакомиться с приготовлением глины можно по ссылке: http://glina.teploruk.ru/article/article_8.html   (Авторский сайт Валентины Петровой).

 Мастер-класс по изготовлению народных свистулек

В Чувашской Республике на ярмарках большой популярностью пользуются простые традиционные свистульки из местной красной или белой глины, расписанные яркими разноцветными красками. Ознакомиться с изготовлением одной из свистулек можно по видео в Яндексе (найти: Мастер-класс по керамике "Птичка-свистулька").

 Мастер-класс по изготовлению черепашки

Предлагаем изучить и освоить основы лепки в домашних условиях − пошаговое изготовление черепахи из глины по ссылке: http://glina.teploruk.ru/master-klass/cherepashka.html   (Авторский сайт Валентины Петровой).

Автономное учреждение «Централизованная клубная система» Аликовского муниципального округа Чувашской Республики

Мой МирВКонтактеОдноклассники
Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика