г. Алатырь Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Улатăр хула администрацийе

_К 125-летию Алатырского механического завода

 Ровно через месяц свой 125-летний юбилей отметит одно из старейших предприятий города и Чувашской Республики -  Алатырский механический завод.

 Вторая половина ХIХ века ознаменовались в истории России бурным развитием строительства железных дорог, которые позволили тесно увязать между собой важные экономические районы страны. В 1891 году было получено разрешение на строительство железнодорожной ветки на участке Рязань-Сасово и Сасово-Свияжск, проходившей через город Алатырь. Для ремонта паровозов и вагонов 22 декабря 1893 года открылись Алатырские железнодорожные мастерские, принадлежавшие семье фон Мекков, выходцев из лифляндского дворянского рода.

 Семья фон Мекков состояла из 4 братьев и 5 сестер. Один из братьев Николай Карлович связал свою жизнь со строительством железных дорог, работая с 1894 года председателем правления Московско-Рязанской железной дороги, в организационную структуру которой входили и Алатырские железнодорожные мастерские. Мастерские сыграли в тот период значительную роль в развитии промышленности.

Первым начальником железнодорожных мастерских был назначен воспитанник Санкт-Петербургского технологического института Карл Леопольдович Брунзель, человек высокой образованности и знающий свое дело инженер.

 В начале ХХ столетия рабочие Алатырских железнодорожных мастерских были активными строителями новой жизни. Когда молодая советская республика оказалось в тяжелом положении, в окружении врагов передовые рабочие Я.М. Аверкиев, М.Ф. Рузанов с оружием в руках отстаивали завоевания Октября, боролись против банд, скрывавшихся в лесах Алатырского края.

 В годы гражданской войны рабочие мастерских проводили субботники по ремонту паровозов. Итоги субботников горячо обсуждались в коллективе, и как результат в начале 1920 года в Алатыре проведение субботников приняло широкий размах. Они уже вышли за рамки случайных событий, и носили организованный и целенаправленный характер. В те годы алатырцы принимали активное участие в проведении Всероссийских мероприятий, таких как «Неделя трудового фронта», «Неделя фронта и транспорта» и других.

 Тридцатые годы ХХ столетия - годы начала бурного развития страны, ознаменовавшиеся трудовым героизмом. Стахановское движение приняло всенародный характер. Инициаторами стахановского движения на заводе явились передовые рабочие, перевыполнявшие дневные нормы в 2 - 3 раза. Среди них: Федор и Александр Макшановы, Алексей и Виктор Кабаевские, Иосиф Гаврисюк, Александр Мохов, Виктор Максимов, Николай Канов, Иван Андреев и многие другие.

 Мирный труд граждан Советского Союза был прерван вероломным нападением фашисткой Германии. С первых дней войны 500 мужчин – работников завода ушли на фронт. Смертью героя пал Леонид Скляр при защите города Сталинграда. Более 120 человек награждены орденами и медалями, 18 из них посмертно. Среди них - Виктор Серенков, Дмитрий Артошин, Николай Воробьев. Михаил Правдин- секретарь комитета ВЛКСМ после возвращения с фронта работал в молодежных организациях Чувашии.

 Великая победа народа ковалась и в тылу. На заводе, теперь уже паровозоремонтном, под руководством Алексея Кабаевского был создан специальный цех по выпуску головки снаряда.   Плечом к плечу с рабочими Алатырсого ПРЗ трудились рабочие Смелянского паровозоремонтного завода. Долгие годы эти предприятия были заводами – побратимами, радовались успехам и удачам друг друга.

 В годы военного лихолетья раскрылся талант руководителя Тамары Алексеевны Моисеевой – выпускницы техникума путей сообщения. Она была знатной стахановкой, руководила токарно-механическим цехом, награждена орденом Знак Почета, значком «Ударник Сталинского призыва». Т.А.Моисеева, успешно справляясь с плановыми заданиями, принимала активное участие в общественной жизни завода, была избрана депутатом Верховного Совета СССР.

 Алатырский паровозоремонтный, с 1982 года механический, завод работал во все времена в полную мощь, являлся кузницей кадров для предприятий города.

 В 2003 году ГУП «Алатырский механический завод» становится филиалом вновь созданного ОАО «Российские железные дороги», с 2007 года открытым акционерным обществом. Ныне АО «Алатырский механический завод» продолжает удовлетворять потребности железных дорог не только России, но и стран СНГ. Здесь выпускаются различные модели замедлителей вагонных, управляющей аппаратуры, кипятильников типа КВ-1М, запасные части вагонов пассажирских и другие изделия.

 За 9 месяцев 2018 г акционерным обществом отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по фактическим видам деятельности на 260,9 млн рублей, или 110,5 % к аналогичному периоду прошлого года. Инвестиции в основной капитал составили 961 тыс. рублей

 Коллективом АО «АМЗ» ведется постоянная работа по механизации действующих производственных процессов, благодаря приобретаемому оборудованию, разработке своими силами штампов, пресс- форм, различных приспособлений,   снижению материалоемкости и трудоемкости продукции. Работники технического отдела предлагают новые разработки для решения вопросов на сортировочных горках железных дорог. Ведется работа по разработке и освоению замедлителей вагонных гидравлических, воздухосборника с электронным блоком управления клапанами и другие. Большинство покупных деталей и полуфабрикатов изготавливается в цехах завода.

 В порядке добровольной сертификации Обществом получены сертификаты на изделия «Кипятильник вагонный КВ-1М (типа I и II)» и «Замедлитель вагонный парковый типа КНЗ-5пк» и его исполнений. Качество выпускаемой продукции, охрана и безопасность труда - это составляющие производственного процесса, которые всегда находятся на особом контроле у генерального директора Григория Паравина.

 На заводе успешно работает профсоюзный комитет под председательством Л.Н. Буторовой. Работники предприятия принимают активное участие в спортивных мероприятиях, заводская команда неоднократно занимала призовые места. При заводе действует совет ветеранов и комитет по делам молодежи.

 Коллективным договором АО «Алатырский механический завод» предусмотрены социальные гарантии работникам. В частности, согласно индивидуальному социальному пакету работники завода обеспечиваются медицинской помощью. Осуществляется частичное возмещение затрат работников за занятия физической культурой в платных секциях.

 Члены профсоюза ежегодно направляются на реабилитационно-восстановительное лечение в города Нижний Новгород и Канаш. Обеспечивается организованный отдых и оздоровление детей работников завода. Неработающим пенсионерам выплачивается материальная помощь и многое другое.

 Вся удивительная история завода отражена на стендах заводского музея, с которыми знакомятся не только работники и ветераны завода, но и учащиеся учебных заведений города.

 Встречая знаменательную дату - 125-летие со дня основания завода, трудовой коллектив бережно хранит традиции прошлых поколений, добивается определенных успехов в настоящем, надеется и верит в будущее предприятия.



22 ноября 2018
08:00
Поделиться