Яльчикский муниципальный округЧăваш Республикин Елчĕк муниципаллă округĕ

В МБОУ "Большеяльчикская СОШ им. Г.Н. Волкова" состоялся выездной "Круглый стол", посвященный 90-летию Геннадия Никандровича Волкова

В МБОУ "Большеяльчикская СОШ им. Г.Н. Волкова" состоялся выездной "Круглый стол", посвященный 90-летию Геннадия Никандровича Волкова

Без памяти (исторической) – нет традиций,               

 без традиций – нет культуры,

 без культуры – нет воспитания,

 без воспитания – нет духовности,

 без духовности – нет личности,

без личности – нет народа, исторической личности».

Г.Н. Волков

     Геннадий Никандрович Волков родился 31 октября 1927г. в селе Большие Яльчики Чувашской АССР в семье учителя математики и физики.

      Геннадий Никандрович Волков, основатель нового направления в педагогической науке – этнопедагогики, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Академии педагогических наук СССР (ныне РАО), почетный доктор Эрфуртского университета (Германия), действительный член Академии педагогических и социальных наук, Международной педагогической академии, заслуженный деятель науки РФ, заслуженный деятель науки Республики Калмыкия и Тыва, лауреат премии АПН СССР им. К. Д. Ушинского, отличник народного просвещения Киргизской ССР, заслуженный работник народного образования Республики Саха (Якутия), заслуженный учитель Чувашской Республики, почетный гражданин Чувашской Республики и Республики Калмыкия, член Союза писателей СССР, директор Научно-исследовательского института этнопедагогики ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева.

     Он впервые в педагогической литературе применил термин "этнопедагогика". Его научные труды послужили основой для создания концепции этнопедагогики. Сегодня Геннадий Никандрович -- наиболее авторитетный ученый в этой области знаний.

     О родоначальнике основополагающих идей национального образования Г.Н. Волкова опубликовано более 500 работ. По оценкам ученых, он - «настоящий человек» (В.А. Сухомлинский), «Ушинский наших дней» (Ю. Глушенко), «гуманист, национальный герой» (В.А. Иванов). Н.И. Целищева отмечает в нем «мощный ум», Ш.И. Джанзанова считает, что «встреча с ним стоит целой жизни».

     По инициативе академика Г.Н. Волкова за последние годы проведено более 30 региональных, всероссийских, международных конференций по этнопедагогике. Увидевшие свет за 2002-2003 гг. двухтомник «Педагогика любви», избранные этнопедагогические сочинения «Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки», «Педагогика национального спасения», «Чувашская этнопедагогика» и другие получили признание не только в России, но и далеко за ее пределами.

      В рамках Международной научно-практической конференции  «Волковские чтения», посвящённый 90-летию академика Российской академии образования Геннадия Никандровича Волкова, 23 июня 2017 года в МБОУ «Большеяльчикская СОШ имени Г.Н. Волкова» состоялся выездной круглый стол.

      На родину академика съехались ученики Геннадия Никандровича из многих регионов России и стран ближнего Зарубежья: Калмыкии, Якутии, Удмуртии, Ханты-Мансийска,    Тюменьской области, г. Чебоксары и Красноармейского района. Гостей праздника по традиции хлебосольно и радушно принимали педагоги и ученический коллектив школы.

      От имени всех участников круглого стола в дань уважения, гости возложили цветы к памятнику Геннадию Никандровичу Волкову.

      Работу круглого стола с приветственным словом открыл директор МБОУ «Большеяльчикская СОШ имени Г.Н. Волкова» Николай Малышкин.

       В своём выступлении он отметил значимость наследия учёного этнопедагога, остановился на истории чувашского народа, уделил особое внимание вопросам воспитания подрастающего поколения на принципах этнопедагогики Г.Н. Волкова.

      Никитин Анатолий Павлович, кандидат педагоческих наук, доцент, старший научный сотрудник НИИ этнопедагогики академика РАО Г.Н. Волкова в своём докладе отметил, что система образования и воспитания народов СНГ основывается на  этнопедагогических поступках: знании особенностей этноса, его традиций, обычаев, неиссякаемой мудрости народа скрытой в пословицах, поговорках, афоризмах.

       Винокурова Ульяна Алексеевна, доктор социологических наук, руководитель научно-исследовательского центра циркумполярной цивилизации Арктического государственного института культуры и искусств,  выступила с обоснованием принципа человекосообразности и отметила, что современное образование должно развиваться  в данном направлении, ибо это путь к самореализации и самопознанию личности, что лежит в основе новых требований к образованию.  У народов Севера особые отношения с Г.Н.Волковым. Они относятся к нему как к спасителю. Благодаря ему в образовании Республики Саха удалось сохранить национальный компонент и выстроить особую систему воспитания и обучения. Именно об этом говорили представители делегации из Якутии.

       Шаймарданов Рафис Хасанович, Сургутский государственный педагогический университет, главный научный сотрудник, доктор педагогических наук выступил по теме «Духовно-нравственное воспитание народов». Он отметил: « Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры.  Не случайно во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями».

       Прокопенко Виктор Иванович, Сургутский государственный педагогический университет, главный научный сотрудник, директор педагогических наук, профессор говорил о этнопедагоческих аспектах традиционного воспитания: -«У каждого народа есть своя история, свои народно-педагогические традиции. Педагогические традиции любого народа имеют  свою национальную форму.  «Этнопедагогика» - это народная педагогика определенной этнической общности. Идеи этнопедагогики несут в себе художественно-образные, нравственно-этические понятия и нормы, в которых заложен тысячелетний опыт народа. Каждая этническая группа, развиваясь веками в определенных  географических, природно-климатических, социально-экономических условиях, имеет свой быт, свое миропонимание и мышление. Дети и молодежь должны везде и всюду проявлять свое уважение к старшим и послушание, что являлось укреплением преемственной связи поколений, на которой основывается духовно-нравственная связь младших и старших. У родителей и детей соблюдалось взаимное доверие, любовь, уважение, почтительное доброжелательное  отношение друг к другу.

       В истории многовекового развития народ умел по-своему воспитывать и обучать детей, прививая им качества, умения и навыки, необходимые в жизни. Один из основополагающих принципов народной педагогики – воспитание реальной жизнью – естественное, природосообразное воспитание».

       Фёдорова Любовь Петровна, Удмурдский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент, отметила, что основы духовности, нравственности закладываются именно в детстве. Поэтому еще с малых лет родители объясняют ребенку такие понятия как «грех», знакомят с культовыми, жертвенными местами, святынями, знакомят с правилами поведения.  Осознанное понимание каждым школьником и взрослым сущности и значимости «черных и белых дел» помогает совершать поступки и действия на основе общечеловеческих ценностей».

   На встречу  с участниками пришли близкие родственники, друзья, одноклассник- Леонид Петрович Бобин. Он  помнит академика ещё ребёнком, ведь они вместе росли, играли на улице, занимались разными делами, поэтому особенно важны эти воспоминания: «Главным качеством моего друга была способность объединять нас и воодушевлять. Всем ученикам, всем его последователям я желаю больших успехов, здоровья и дальнейшего претворения в жизнь идей Геннадия Никандровича».

    Представители конференции побывали в музее ПРОСТОГО И ВЕЛИКОГО ЧЕЛОВЕКА.

  «Все его дело, все его педагогическое и литературное творчество - это гимн ребенку, гимн любви к человечеству. Человек для него - мерило всех ценностей. Об этом говорится во всех его книгах. Они написаны с неповторимой интонацией раздумья, радости и горечи, мудрости и мечты, и в то же время с чувством великой ответственности перед людьми. В них теснятся образы-символы живых и уже ушедших людей, друзей и коллег, родных и знакомых, в них - трагические судьбы, которые автор пропустил через свои переживания. Честность перед самим собой, нравственная гигиена могут возникнуть только у таланта. Только человеку высокого духовного богатства доступно постижение тех глубин души, которые трудно поддаются словесному определению» - отметили посетители школьного музея.

     В селе Большие Яльчики находится родительский дом нашего академика, здесь он родился и вырос. Гости посетили его родной  дом.

   Вот как искренно написал учёный о родной колыбели: «Родина – в образе родного дома с отцовскими ветлами у крыльца, в образе родной улицы, родной деревни – путешествует с каждым из нас, и с ней мы не расстаемся никогда, ни на одну минуту. И в сердце, и в мозгу, в каждой клетке, в каждом дыхании она, заветная золотая колыбель».

   Вниманию гостей  и участников конференции были представлены традиционные ремесла, народные предметы рукоделия и национальные блюда чувашского народа. С концертной программой выступили учащиеся школы под руководством Хушкиной Н.З. и Патшина Татьяна, воспитанник детского сада «Шевле», удивила приглашённых гостей своим выступлением.



23 июня 2017
19:14
Поделиться