Совет муниципальных образований Чувашской РеспубликиОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Новости » Доклад президента Конгресса Виктора Кидяева

08:37 18 февраля 2019 г.

Пленарное заседание. Доклад президента Конгресса Виктора Кидяева
Дата публикации: 14 февраля 2019
Сегод­ня мес­тное са­мо­уп­равле­ние на­ходит­ся на по­роге важ­ных со­бытий. Как вы пом­ни­те, 7 мая 2018 го­да Пре­зидент Рос­сии Вла­димир Вла­дими­рович Путин под­пи­сал Указ«О на­ци­ональ­ных це­лях и стра­теги­чес­ких за­дачах раз­ви­тия Рос­сий­ской Феде­рации на пе­ри­од до 2024 го­да».Нац­про­ек­ты, ко­торые раз­ра­бота­ны во ис­полне­ние это­го Ука­за, зат­ро­нут все нап­равле­ния де­ятель­нос­ти ор­га­нов мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния.
Безус­ловно, ве­дущая роль в ре­али­зации нац­про­ек­тов при­над­ле­жит ре­ги­онам. Но са­ма жизнь на мес­тах ус­тро­ена так, что ре­зуль­тат всей ра­боты за­висит от вза­имо­дей­ствия меж­ду влас­тя­ми ре­ги­она и му­ници­пали­тета­ми. Имен­но ор­га­нам ре­ги­ональ­ной и мес­тной влас­ти пред­сто­ит в сво­ей де­ятель­нос­ти сог­ла­совать при­ори­тет­ные про­ек­ты со Стра­теги­ей прос­транс­твен­но­го раз­ви­тия и дру­гими мас­штаб­ны­ми прог­рамма­ми.

Сог­ласно про­ек­ту Стра­тегии, ос­новны­ми драй­ве­рами эко­номи­ки дол­жны стать силь­ные му­ници­пали­теты, а так­же аг­ло­мера­ции – боль­шие го­рода и их при­горо­ды – сво­его ро­да ис­точни­ки рос­та и раз­ви­тия тер­ри­торий. Думаю, кол­ле­ги, вы со мной сог­ла­ситесь. И се­год­ня с учас­ти­ем Кон­грес­са, про­филь­но­го ко­мите­та Госу­дарс­твен­ной Думы, на­уч­но­го и эк­спертно­го со­об­щес­тва идет до­работ­ка нор­ма­тив­ной ба­зы по со­вер­шенс­тво­ванию не толь­ко тер­ри­тори­аль­ной ор­га­низа­ции мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния, но и меж­му­ници­паль­но­го сот­рудни­чес­тва в го­род­ских аг­ло­мера­ци­ях.

Доля го­род­ско­го на­селе­ния во всем ми­ре рас­тет. Как от­ме­тил мэр Мос­квы Сер­гей Семе­нович Собя­нин на Мос­ков­ском фи­нан­со­вом фо­руме «уже се­год­ня 600 го­родов ми­ра про­из­во­дят по­лови­ну ва­лово­го ми­рово­го про­дук­та». В Рос­сии сред­ний по­каза­тель ур­ба­низа­ции на­селе­ния субъ­ек­тов Феде­рации уже дав­но пре­высил 70%. Пос­ле стро­итель­ства вы­сокос­ко­рос­тных ма­гис­тра­лей нам пред­сто­ит под­го­товить те­оре­тичес­кую и за­коно­датель­ную ба­зу для уп­равле­ния в ме­гапо­лисах и ме­гало­поли­сах. Нам с ва­ми пред­сто­ит, по из­вес­тно­му вы­раже­нию, мыс­лить гло­баль­но, но дей­ство­вать ло­каль­но.
Урба­низа­ция ле­жит в ос­но­ве фе­дераль­но­го про­ек­та по фор­ми­рова­нию ком­фор­тной го­род­ской сре­ды, ко­торый ре­али­зу­ет­ся уже тре­тий год. Если в 2017 го­ду из фе­дераль­но­го бюд­же­та бы­ло вы­деле­но 25 млрд руб­лей, то в 2019эта сум­ма сос­та­вит уже 46 млрд. В прог­рамме так­же учас­тву­ют ма­лые го­рода и ис­то­ричес­кие по­селе­ния. В ре­зуль­та­те ре­али­зации на­ци­ональ­но­го про­ек­та мно­гие го­рода Рос­сии, как боль­шие, так и ма­лые, по­лучи­ли, бук­валь­но, вто­рое рож­де­ние. 

Мы с ва­ми, кол­ле­ги, вы­рос­ли в дру­гом об­щес­тве. Мно­гие до сих пор вос­при­нима­ют го­рода как на­бор ма­тери­аль­ных объ­ек­тов – зда­ний и со­ору­жений, про­мыш­ленных, тран­спортных и тор­го­вых пло­щадок. Сегод­ня спе­ци­алис­ты толь­ко на­чина­ют ос­ва­ивать ог­ромное нас­ле­дие ми­ровой ур­ба­нис­ти­ки и учат­ся го­ворить о го­род­ской сре­де и вы­делять в ней мес­та для жиз­ни лю­дей. Одна­ко ма­ло пос­тро­ить кра­сивый объ­ект и наз­вать его об­щес­твен­ным прос­транс­твом. Глав­ное - что­бы это прос­транс­тво нра­вилось лю­дям, бы­ло удоб­ным имен­но для жи­телей. Заме­чу, что ее ве­дущие спе­ци­алис­ты нас­та­ива­ют на том, что го­род дол­жен быть не толь­ко эко­номи­чес­ки ус­пешным, но и удоб­ным для всех ка­тего­рий жи­телей.
К со­жале­нию, в сфе­ре го­род­ско­го уп­равле­ния у нас еще мно­го бе­лых пя­тен. В этой свя­зи пред­ла­гаю соз­дать при Кон­грес­се эк­спертный со­вет по воп­ро­сам сов­ре­мен­ной ур­ба­нис­ти­ки, фор­ми­рова­ния ком­фор­тной го­род­ской сре­ды и сов­ре­мен­ных под­хо­дов к раз­ви­тию го­родов.

Малые го­рода и сель­ские тер­ри­тории, на­рав­не с круп­ней­ши­ми и круп­ны­ми аг­ло­мера­ци­ями, так­же нуж­да­ют­ся в яс­ной кон­цепции ус­той­чи­вого раз­ви­тия и сбе­реже­ния на­селе­ния. Обще­рос­сий­ский Кон­гресс му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний обя­зан учас­тво­вать в раз­ра­бот­ке этой кон­цепции. 
Сей­час Гос­ду­ма рас­смат­ри­ва­ет очень важ­ный за­коноп­ро­ект о соз­да­нии му­ници­паль­ных ок­ру­гов на тех сель­ских и сель­ско-го­род­ских тер­ри­тори­ях ,где дву­хуров­не­вое мес­тное са­мо­уп­равле­ние не­воз­можно по объ­ек­тивным при­чинам. Не­об­хо­димо оп­ре­делить эти при­чины – чет­ко и од­нознач­но – с учас­ти­ем глав сель­ских по­селе­ний и со­ветов му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний. Пото­му что, кол­ле­ги, тер­ри­тори­аль­ные, а как следс­твие и ор­га­низа­ци­он­ные пре­об­ра­зова­ния му­ници­пали­тетов – это очень неп­ростой шаг, и он дол­жен быть тща­тель­но об­ду­ман, взве­шен, прос­чи­тан, со все­ми об­сужден.Кар­та Рос­сии – это не лос­кутное оде­яло, ее нель­зя пе­рек­ра­ивать как за­хочет­ся!

Напом­ню, что глав­ная цель ре­али­зации май­ско­го Ука­за – обес­пе­чение эко­номи­чес­ко­го рос­та и по­выше­ние ка­чес­тва жиз­ни граж­дан Рос­сии. На пе­ри­од до 2024 го­да бу­дет вы­деле­но око­ло 14 трлн руб­лей. В бли­жай­шие три го­да на ре­али­зацию нац­про­ек­тов бу­дет нап­равле­но свы­ше 5,5 трлн руб­лей. Эта гран­ди­оз­ная за­дача мо­жет быть вы­пол­не­на толь­ко при учас­тии всех уров­ней влас­ти и все­го рос­сий­ско­го об­щес­тва. На фе­дераль­ном уров­не за дос­ти­жения по­каза­телей нац­про­ек­тов от­ве­ча­ют Пра­витель­ство и от­расле­вые ми­нис­терс­тва, на ре­ги­ональ­ном уров­не – это гла­вы субъ­ек­тов и от­расле­вые ре­ги­ональ­ные ми­нис­терс­тва. Мы счи­та­ем, что ор­га­ны мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния так­же дол­жны быть вов­ле­чены в эти про­цес­сы.
Одна­ко есть проб­ле­ма, кол­ле­ги. Сегод­ня от­сутс­тву­ет яс­ность: как и ка­кими ре­сур­са­ми му­ници­пали­теты смо­гут учас­тво­вать в ре­али­зации нац­про­ек­тов. При этом оче­вид­но, что ос­новные со­бытия и ме­роп­ри­ятия в рам­ках нац­про­ек­тов бу­дут про­ис­хо­дить на мес­тах. А ус­пешная ре­али­зация уси­лит та­кие по­зитив­ные трен­ды, как: 
- тех­но­логи­чес­кая и циф­ро­вая мо­дер­ни­зация му­ници­паль­но­го уп­равле­ния;
- поз­во­лит ак­тивно вов­лечь граж­дан, в раз­ви­тие тер­ри­торий;
- обес­пе­чит стра­теги­чес­кое и тер­ри­тори­аль­ное пла­ниро­вание;
- меж­му­ници­паль­ное хо­зяй­ствен­ное сот­рудни­чес­тво по ре­шению воп­ро­сов мес­тно­го зна­чения.
Этим Съ­ез­дом Кон­гресс от­кры­ва­ет боль­шую дис­куссию о фор­мах и ме­ханиз­мах учас­тия мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния по вы­пол­не­нию май­ско­го Ука­за Пре­зиден­та. 
Муни­ципа­лите­ты дол­жны стать пол­но­цен­ны­ми учас­тни­ками на­ци­ональ­ных про­ек­тов!

В пре­дыду­щие го­ды уч­ре­дите­ли Кон­грес­са на­лади­ли ус­пешное сот­рудни­чес­тво с ор­га­нами ре­ги­ональ­ной влас­ти. Неко­торые со­веты ак­тивно поль­зу­ют­ся пра­вом за­коно­датель­ной ини­ци­ати­вы, сов­мес­тно с ре­ги­ональ­ны­ми влас­тя­ми го­товят му­ници­паль­ные кад­ры, про­водят кон­курсы, вы­пус­ка­ют ме­тоди­чес­кие по­собия. Дру­гими сло­вами, со­веты му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний субъ­ек­тов Рос­сий­ской Феде­рации мо­гут быть эф­фектив­ны­ми мо­дера­тора­ми мно­гих про­цес­сов раз­ви­тия на му­ници­паль­ном и ре­ги­ональ­ном уров­нях. 
Теперь, на наш взгляд, му­ници­пали­теты и со­веты му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний мо­гут стать, (при вза­имо­дей­ствии с ре­ги­ональ­ны­ми влас­тя­ми), точ­ка­ми сбор­ки для ре­али­зации на­ци­ональ­ных про­ек­тов. Для ре­шения этой за­дачи Кон­гресс раз­ра­ботал «Ком­плексную прог­рамму сис­темно­го раз­ви­тия му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний Рос­сии» че­рез со­ци­аль­но-эко­номи­чес­кое про­ек­ти­рова­ние и об­ра­зова­тель­ную сос­тавля­ющую. Прог­рамма рас­счи­тана на два бли­жай­ших го­да.

Кол­ле­ги! В рам­ках это­го съ­ез­да мы про­вели две стра­теги­чес­кие сес­сии и че­тыре те­мати­чес­кие дис­куссии о ро­ли му­ници­пали­тетов в ре­али­зации нац­про­ек­тов. Для дис­куссий выб­ра­ны нап­равле­ния: эко­номи­ка, со­ци­аль­ная сфе­ра, ЖКХ, а так­же мо­лодеж­ная по­лити­ка и во­лон­терс­тво. Чет­вертая те­ма не офор­мле­на в ви­де от­дель­но­го нац­про­ек­та, но мы счи­та­ем ее важ­ной и сквоз­ной для ре­али­зации всех за­дач май­ско­го ука­за. Такой же сквоз­ной и клю­чевой те­мой яв­ля­ет­ся циф­ро­вая эко­номи­ка, в раз­ви­тии ко­торой Кон­гресс учас­тву­ет по сво­ей ини­ци­ати­ве. 
Как вы зна­ете, кол­ле­ги, по сво­ему за­мыс­лу прог­рамма «Циф­ро­вая эко­номи­ка» дол­жна зат­ро­нуть все от­расли на­род­но­го хо­зяй­ства и все уров­ни уп­равле­ния.Мы го­ворим уже не толь­ко о ко­личес­тве компь­юте­ров, ка­налов циф­ро­вого те­леви­дения и уров­не про­ник­но­вения ин­терне­та, но, преж­де все­го, об из­ме­нении рег­ла­мен­тов, циф­ро­вой тран­сфор­ма­ции про­цес­сов уп­равле­ния, при­нятии ре­шений на ос­но­ве объ­ек­тивных дан­ных. 
В рам­ках на­ци­ональ­ной прог­раммы «Циф­ро­вая эко­номи­ка» пре­дус­мотрен фе­дераль­ный про­ект «Циф­ро­вая тран­сфор­ма­ция го­сударс­твен­но­го уп­равле­ния». К со­жале­нию, проб­ле­мы му­ници­паль­но­го уров­ня в этом про­ек­те рас­кры­ты не­дос­та­точ­но, а ведь имен­но на уров­не му­ници­пали­тета при­нима­ют­ся ре­шения, ре­зуль­та­ты ко­торых сла­га­ют­ся в то, что мы на­зыва­ем ка­чес­твом жиз­ни. При­ходит­ся приз­нать, что на дан­ный мо­мент от­сутс­тву­ет сис­темный под­ход к ре­шению воп­ро­са циф­ро­виза­ции му­ници­паль­но­го уп­равле­ния. 
Кол­ле­ги, ин­форми­рую вас, что Кон­гресс сов­мес­тно с пи­лот­ны­ми ре­ги­она­ми прис­ту­пил к ре­шению этой за­дачи. Одна­ко ре­шить ее на ло­каль­ном му­ници­паль­ном и ре­ги­ональ­ном уров­нях край­не слож­но. Про­цесс пе­рехо­да от су­щес­тву­ющих сис­тем уп­равле­ния к пер­спек­тивным тре­бу­ет объ­еди­нения уси­лий всех му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний для вы­работ­ки ти­повых ре­шений и всес­то­рон­не­го вни­мания и под­дер­жки на фе­дераль­ном уров­не. 
Теперь, кол­ле­ги, о том, что де­ла­ет Кон­гресс сов­мес­тно с пи­лот­ны­ми ре­ги­она­ми для циф­ро­виза­ции мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния. Во-пер­вых, мы про­вели ана­лиз ин­форма­ци­он­ных по­токов в му­ници­паль­ном об­ра­зова­нии. Было сис­те­мати­зиро­вано поч­ти 1,5 тыс. по­каза­телей. Во-вто­рых, соз­дан про­тотип ин­форма­ци­он­ной сис­те­мы, 63 пи­лот­ных му­ници­паль­ных об­ра­зова­ния про­вели ра­боту по пер­вично­му на­пол­не­нию дан­ны­ми этой сис­те­мы. В-треть­их, под­го­тов­ле­ны пе­реч­ни ин­ди­като­ров оцен­ки и прог­но­зиро­вания де­ятель­нос­ти пи­лот­ных му­ници­пали­тетов по раз­личным нап­равле­ни­ям. В-чет­вертых, под­го­тов­ле­ны пред­ло­жения по ор­га­низа­ции ав­то­мати­зиро­ван­но­го пла­ниро­вания до­ход­ной и рас­ходной час­тей бюд­же­та му­ници­паль­но­го об­ра­зова­ния. 
Кон­гресс в бли­жай­шее вре­мя пре­дос­та­вит вам всю ин­форма­цию по ре­зуль­та­там ра­боты пи­лот­ных ре­ги­онов в дан­ном нап­равле­нии. И ес­ли вы под­держи­те на­ши пред­ло­жения, мы го­товы ор­га­низо­вать ра­боту над этим важ­ней­шим про­ек­том на сис­темной ос­но­ве. 

Кол­ле­ги, во гла­ве циф­ро­вой тран­сфор­ма­ции му­ници­паль­но­го уп­равле­ния дол­жно сто­ять му­ници­паль­ное со­об­щес­тво, оп­ре­деля­ющее нап­равле­ния и ос­новные прин­ци­пы всех из­ме­нений. 
В этой свя­зи для ус­пешно­го ре­шения за­дач Ука­за № 204 от 7 мая 2018 го­да пред­ла­гаю на ба­зе Кон­грес­са соз­дать ра­бочую груп­пу, ко­торой по­ручить:
- офор­мить, сог­ла­совать и ут­вердить дан­ную кон­цепцию;
- раз­ра­ботать сис­те­му ин­ди­като­ров и по­каза­телей оцен­ки эф­фектив­ности де­ятель­нос­ти му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний.
- сфор­ми­ровать фун­кци­ональ­ные тре­бова­ния с уче­том осо­бен­ностей и ин­те­ресов субъ­ек­тов Рос­сий­ской Феде­рации для соз­да­ния ав­то­мати­зиро­ван­ной сис­те­мы уп­равле­ния му­ници­паль­ным об­ра­зова­ни­ем.
- а так­же сфор­ми­ровать пред­ло­жения по вне­сению из­ме­нений в пе­речень ме­роп­ри­ятий фе­дераль­но­го про­ек­та «Циф­ро­вое го­сударс­твен­ное уп­равле­ние» в рам­ках на­ци­ональ­ной прог­раммы «Циф­ро­вая эко­номи­ка».
Ре­али­зация дан­но­го про­ек­та поз­во­лит соз­дать инс­тру­мент для всес­то­рон­не­го ана­лиза про­цес­сов му­ници­паль­ной ра­боты и оп­ре­деле­ния то­чек рос­та эко­номи­ки и со­ци­аль­ной сфе­ры на мес­тах. Даст воз­можность мо­дели­рова­ния и прог­но­зиро­вания на му­ници­паль­ном уров­не, вы­работ­ки уп­равлен­ческих ре­шений на ос­но­ве точ­ных дан­ных и оп­ре­деле­ния нап­равле­ний дол­госроч­но­го эф­фектив­но­го раз­ви­тия му­ници­паль­ных об­ра­зова­ний. 

Вы ви­дите, что все про­ек­ты Кон­грес­са и все ме­роп­ри­ятия на­шего съ­ез­да пос­вя­щены вклю­чению ор­га­нов мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния в вы­пол­не­ние май­ско­го Ука­за Пре­зиден­та Рос­сии. Ито­ги на­шего съ­ез­да вой­дут в ре­золю­цию, и мы про­дол­жим свою ра­боту уже в со­от­ветс­твии с этим до­кумен­том. 
Счи­таю не­об­хо­димым про­вес­ти вто­рую часть на­шего съ­ез­да осенью, уже пос­ле окон­ча­тель­но­го ут­вер­жде­ния на­ци­ональ­ных про­ек­тов и встра­ива­ния их в гос­прог­раммы.

Кон­гресс сов­мес­тно с Минис­терс­твом эко­номи­чес­ко­го раз­ви­тия, Коми­тетом Госу­дарс­твен­ной Думы по фе­дера­тив­но­му ус­трой­ству и воп­ро­сам мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния и че­тыр­надцатью пи­лот­ны­ми ре­ги­она­ми про­водит мас­штаб­ный ана­лиз му­ници­паль­ных пол­но­мочий. В этой ра­боте мы стре­мим­ся до­бить­ся соб­лю­дения прин­ци­па суб­си­ди­ар­ности, сба­лан­си­ровать воп­ро­сы мес­тно­го зна­чения, пол­но­мочия и фи­нан­сы, ввес­ти чет­кие кри­терии для пе­рерас­пре­деле­ния пол­но­мочий, обес­пе­чить учет мне­ний и пред­ло­жений му­ници­пали­тетов при при­нятии лю­бых ре­шений по воп­ро­сам мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния. Вес­ной это­го го­да пред­ло­жения по со­вер­шенс­тво­ванию му­ници­паль­ных пол­но­мочий пос­ту­пят в Пра­витель­ство Рос­сий­ской Феде­рации.

В за­вер­ше­ние хо­телось бы ска­зать, что се­год­ня го­сударс­твен­ные ре­шения в сфе­ре мес­тно­го са­мо­уп­равле­ния не­об­хо­димо сог­ла­совы­вать с це­лями и за­дача­ми Ука­за Пре­зиден­та № 204 от 7 мая 2018 го­да. Этот прин­цип очень важ­но ре­али­зовать, ес­ли мы хо­тим обес­пе­чить эко­номи­чес­кий рост, дос­той­ное ка­чес­тво жиз­ни и по­выше­ние бла­госос­то­яния для на­ших граж­дан в каж­дом му­ници­пали­тете и каж­дом ре­ги­оне.
Бла­года­рю вас за вни­мание!


Пол­ностью ма­тери­алы съ­ез­да ОКМО чи­тай­те в жур­на­ле ОКМО "Муни­ципаль­ная Рос­сия" № 1 2019.

Все но­вос­ти Кон­грес­са чи­тай­те по ссыл­ке:
http://okmo.news/news.php
Или в раз­де­ле Пресс-центр ввер­ху эк­ра­на наж­ми­те кноп­ку Новос­ти

Совет муниципальных образований Чувашской Республики

Мой МирВКонтактеОдноклассники
Система управления контентом
428004, г. Чебоксары, пл.Республики,2
Телефон: (8352) 62-50-36, 62-12-85
Факс: (8352) 62-50-36
E-Mail: smo21@cap.ru
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика