16:13 21 октября 2020 г.
26 октября исполнится 95-лет пожарной охране г. Канаш. За всю историю у 15 пожарно – спасательной части не раз менялось название и структура, но неизменными остались основные задачи - всегда быть на боевом посту, быть готовыми по первому тревожному звонку выехать на борьбу с огненной стихией, вести профилактическую работу, убеждая людей в том, что противопожарные мероприятия спасут их имущество и жизнь. Пожарная часть имеет своих отличников пожарной охраны; есть в части и трудовые династии. Коллектив канашских огнеборцев части стремится к совершенствованию боевого мастерства, добросовестно выполняет служебные обязанности, повышает свой образовательный и профессиональный уровень.
Пожарная команда в Канаше была создана в 1924 году в связи с ростом и превращением поселка в город. В то время поселок и станция являлись перевалочным пунктом в Чувашии, и в примитивных складах хранилось немало материальных ценностей. С учетом этого и была организована пожарная команда, состоящая из одного работника при одной лошади, хотя имелись три конных хода на выезд. На вооружении были два конных хода с ручными пожарными насосами и один конный ход с баграми. Команда содержалась за счет городского добровольного пожарного общества, работники которого участвовали в тушении пожаров. Вначале пожарная команда находилась в неотапливаемом сарае по улице Кооперативной. В конце 1925 года к этому сараю пристроили жилую избушку для несения службы и проживания пожарных, конюшню. В штат был принят еще один работник. С 26 октября 1925 года установили круглосуточное дежурство работников пожарной команды. И вот эта дата стала днем организации в Канаше постоянной, самостоятельной пожарной охраны.
Дежурство личного состава команды было бессменным, спецодежды и обмундирования не имели, пользовались только очередным отпуском. Пожарные сами без всякой оплаты заготавливали на отведенных участках сено для лошадей, ухаживали за ними.
В 1927 году штат личного состава увеличили до шести человек при четырех лошадях. Саму команду перевели в ведение коммунального хозяйства исполкома горсовета. В первые два года службы пожарные получали заплату в размере 19 рублей в месяц, а в последующие годы - 27 рублей. Вскоре появилась должность брандмейстера с окладом в 30 рублей.
В 1930-31 годах по инициативе республиканского управления пожарной охраны при НКВД ЧАССР за счет средств Госстраха на улице Свободы построили новое деревянное одноэтажное здание пожарного депо на 3 пары выездных ворот с каланчой. К этому времени штат личного состава довели до 18 человек при шести лошадях. Из Казани получили два конных бочковых хода с ручным насосом и один бочковый ход. В 1933 году со стороны двора к зданию пожарного депо пристроили жилое помещение и отдельный дом. В помещении устроили общежитие для личного состава, а в доме - квартиры для начсостава. В 1935 году во дворе у пруда был построен еще один дом для личного состава и тесовый сарай с небольшим складом для хранения имущества. Все строительные работы велись бесплатно самими пожарными.
В 1933 году штат личного состава увеличен до 44 человек при восьми лошадях. В 1934 году пожарным выделили мотопомпу на двухколесном ходу, которую затем по инициативе М.И. Ковшова приспособили на четырехколесный ход, а в штате появилась должность моториста. Первая автоцистерна ПМЗ-2 поступила в 1936 году. Ее обслуживал сначала лишь водитель, затем у него появились помощники. В 1948 году поступила еще одна пожарная машина ПМГ-1.
С появлением автотехники отпала надобность в конном обозе и в 1949 году его ликвидировали. Произошли структурные изменения и в штате команды. В 1949 году личный состав команды состоял из 34 человек, в штате появилась должность пожарного инспектора и политрука.
1950-1960 г.г. были годами полного технического перевооружения команды. Взамен устаревшей техники поступили автоцистерны нового образца закрытого типа. Первая такая машина с облегченным центробежным насосом ПН-25А была получена в 1956 году. В 1957 году поступила автоцистерна повышенной проходимости ПМГ-19 и автонасос с прицепом на шасси ГАЗ-69. В 1959 году в команде организовали газодымозащитную службу с применением кислородно-изолирующих противогазов (КИП-5). В этом же году технический парк команды пополнился новой машиной ПМЗ-13 и мотоциклом с коляской (К-750), а в 1962 году еще одной пожарной машиной с мощным насосом ПН-ЗОК.
По мере поступления современной техники старые машины передавали в колхозы и во вновь организуемые пожарные команды. Те автомашины, которые по своему назначению не подлежали дальнейшей технической эксплуатации, переделывали под грузовые и использовали у себя в команде. Оснащение команды новейшей техникой, укомплектование командного состава технически грамотными кадрами увеличили его значение в жизни города.
В марте 1964 года был заложен фундамент под здание нового пожарного депо по улице Пушкина на четыре выездные машины. СУ-102 треста "Казтранстроя" в сжатые сроки завершило строительство депо и 1 июня 1965 года пожарные справили новоселье. Это позволило создать все необходимые условия для нормальной работы и отдыха дежурных караулов, размещения техники.
В 1964 году в боевой расчет команды ввели автоцистерну АЛГ-17. Штат шоферов был увеличен на 4 человека и доведен до 13 человек. К ноябрю 1967 года Канашская профессиональная пожарная часть (команда получила новый свой статус) имела на вооружении три пожарные машины, способные решать любые тактические задачи по тушению огня, одну автолестницу с 17-метровой выдвижной стрелой, оперативную машину ГАЗ-69, два мотоцикла с коляской, а для хозяйственных нужд за счет средств, сэкономленных при строительстве нового депо, приобрели грузовую автомашину ГАЗ-51.
В 1967 году штат личного состава части состоял из 51 человека. Дежурство велось круглосуточно, караульно по 24 часа в четыре смены. Помимо дежурства в круг обязанностей рядового и шоферского состава входила и профилактическая работа в жилом секторе города. Кроме того, водители осуществляли надзор за городскими водоисточниками. Начальствующий состав имел ненормированный рабочий день. За ним были закреплены предприятия и организации, приходилось дежурить в караулах, выезжать на пожары.
В 1983 году городская профессиональная пожарная часть была военизирована и укомплектована молодыми сотрудниками. В 1992 году был организован отряд Государственной противопожарной службы № 9, куда вошли две пожарные части - ПЧ-15 и ПЧ-56. В отряде служат сотрудники, прошедшие суровые испытания в «афганской войне», в других «горячих точках» и награжденные правительственными наградами. Они являются примером выполнения своих служебных обязанностей.
По основным показателям оперативно-служебной деятельности 9 пожарно-спасательный отряд в числе лучших подразделений Государственной противопожарной службы МЧС Чувашской Республики.
15 ПСЧ создана для охраны г. Канаша и Канашского района от пожаров. На базе части организован опорный пункт тушения крупных пожаров, где сосредоточены основная и специальная техника: пожарная насосная станция ПНС-110, автомобиль порошкового тушения АП-5, автомобиль пенного тушения АПТ-20, рукавный автомобиль и т.д. В настоящее время опорный пункт обслуживает восемь районов нашей республики.
9 пожарно-спасательный отряд федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы Главного управления МЧС России по Чувашской Республике - Чувашии