09:29 16 сентября 2020 г.
В Генпрокуратуре РФ раскрыли подробности нового документа, который меняет действия силовиков при расследовании преступных деяний в сфере бизнеса.
Речь идет о принятом совместном межведомственном Указании “Об усилении прокурорского надзора и ведомственного контроля за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности”. Документ был подписан руководством Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, Следственного комитета РФ, ФСБ России и ФТС России.
В Указании акцентировано внимание силовых ведомств на соблюдении прав предпринимателей при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. При этом документ был разработан на основе анализа складывающейся правоприменительной практики по уголовным делам о преступлениях в сфере предпринимательской деятельности. Кроме того, в нем была учтена позиция Пленума Верховного суда РФ “О практике применения судами законодательства и мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога”.
Новый межведомственный документ говорит о недопустимости необоснованного вмешательства в гражданско-правовые отношение хозяйствующих субъектов. А также расширения предмета оперативной проверки в случае ее проведения и изъятия имущества предприятия, которое необходимо для его работы.
Как отметили в Генпрокуратуре РФ, такие действия, как показывают результаты мониторинга, наиболее вредны для бизнеса и нередко частично или полностью приостанавливают деятельность коммерческой организации. Что в свою очередь может привести к банкротству со всеми вытекающими последствиями как для экономики государства, так и для конкретных работников.
Для этих целей руководителям МВД, СК, ФСБ и ФТС предписано организовать системный контроль за исполнением требований закона во время изъятия имущества предприятий. И по каждому факту отступления от предписанного порядка проводить служебную проверку в отношении виновных должностных лиц.
Для обеспечения надзорного сопровождения такой деятельности прокурорам поручено, помимо прочего, организовать системный надзор за законностью оперативно-разыскных мероприятий. Они также должны обеспечить сквозную оценку обоснованности и соразмерности привлекаемых сил и средств, а также в случаях нарушений требовать прекращения оперативно-разыскных мероприятий.
Кроме того, прокуроры ориентированы на выявление фактов личной, прямой или косвенной заинтересованности компетентных органов при проведении оперативно-разыскных действий. Для этого они будут проводить дополнительные проверки во время оценки законности решений о возбуждении уголовного дела.
Уделено внимание в документе и наиболее наболевшей проблеме – срокам уголовного судопроизводства и обоснованности применения мер процессуального принуждения.
Руководителям органов предварительного расследования предписано не допускать необоснованного продления сроков проверки сообщений о преступлениях, расследования уголовных дел и избрания мер пресечения и других мер процессуального принуждения. Все материалы и дела, по которым такие сроки нарушаются, теперь будут на личном контроле прокурора соответствующего уровня в зависимости от длительности уголовного преследования.
Значительно усилен институт работы с обращениями предпринимателей, от которых поступает основной массив жалоб. Надзирающим прокурорам поручено организовывать незамедлительное рассмотрения таких обращений с обязательным изучением как оперативных материалов, так и уголовных дел, а также незамедлительное принятие мер по восстановлению нарушенных прав и законных интересов.
Мнение бизнеса
Указание пяти силовых ведомств должно позволить сократить необоснованный ущерб для предпринимателей в рамках расследования уголовных дел, отмечает российский бизнес-омбудсмен Борис Титов. К тому же одними мерами контроля и надзора некоторые сложные вопросы, с которыми сталкивается бизнес, не решить.
Совместное указание дается в рамках действующего законодательства и является позитивным сигналом для формирования соответствующей правоприменительной практики, пояснила “РГ” заместитель руководителя экспертно-правовой службы аппарата Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей Наталья Рябова. Суть в том, что правоохранительные органы дают дополнительные ориентиры своим сотрудникам в работе при проведении оперативно-розыскных (ОРД) мероприятий, пояснила эксперт. При этом о каком-либо кардинальном прорыве с точки зрения нормативно-правовой базы говорить еще не приходится. “Мы говорим о формировании правоприменительной практики, которая бы позволила следователям, дознавателям, и тем, кто проводит ОРД принимать решения, которые бы позволяли разрешать не только стоящие перед ними задачи, но и делать это без особого ущерба для бизнеса”, – обратила внимание Рябова.
По ее словам, проверки не должны наносить непоправимого вреда бизнесу, который ведется законно. Для этого должны быть выверенные правила игры, когда проверяющий четко понимает свои служебные задачи, а в случае необходимости его действия (при проведении проверки) могут быть также проверены и оценены. Все это сделает работу контролеров более внятной. В частности, это касается изъятия имущества при проверках бизнеса – объемы изъятого должны быть обоснованы, отмечает юрист.
«Российская газета»
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Чувашской Республике