Познание окружающего мира для ребенка это важно!
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе), связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
В БУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Чебоксары» Минтруда Чувашии учитель - дефектолог Дрыкина Л.В. в рамках педагогической программы сенсомоторной коррекции и развития «Радуга» проводит работу, направленную на развитие и совершенствование у детей всех видов восприятия, обогащение их чувственного опыта, развитие осязательного восприятия, а именно тактильных и кинестетических ощущений, микромоторики воспитанников.
Для развития всех органов чувств подобран материал, который создала сама природа. Дошкольники играют и экспериментируют с представленными природными экспонатами и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. В постоянной смене деятельности, при активном взаимодействии ребенка и природы происходит познание окружающего мира. Дети выкладывают узоры по образцу из различных видов круп, шишек, небольших веточек, ракушек, камушков. Составляют композиции из природного материала. Естественно, что работа предваряется разговором, связанным с растениями, семенами. Одновременно дети знакомятся со свойствами многих материалов, развивают тактильные и пальцевые ощущения. Дети учатся замечать повторяемость форм и линий в природной и искусственной среде: прожилки на листьях похожи на крону деревьев, чешуя рыбы – на черепицу крыши. С помощью специальных упражнений детям предоставляется возможность взглянуть на окружающую природу с точки зрения тактильного изучения форм, “рождения” образов и как следствие - развитие творческих способностей и проявлений.
В результате проводимой работы у детей повышается любознательность, пытливость, развиваются тактильные и кинестетические ощущения, формируются знания об определенных сенсорных эталонах, дети овладевают рациональными приемами обследования.