08:00 30 марта 2021 г.
А тундра, в красе первозданной, чиста —
Не может не вызвать восторг красота,
Коротких Николай
Народный художник России Валерьян Алексеевич Сергин хорошо известен ценителям прекрасного не только в России, но и во многих уголках мира (Австралия, Германия, США и другие страны). Успех его выставки в Японии(1991 г.), где зритель весьма искушен в изобразительном искусстве и взыскателен, весьма показателен и о многом говорит. В первую очередь о том, что художник научился тонко и точно передавать не только эмоциональный настрой, возникающий при визуальном восприятии пейзажа, но и тончайшие оттенки состояний природы.
Валерьян Сергин — коренной красноярец, родился 16 марта 1936 года. Мать художника хорошо пела и рисовала. На выбор будущей профессии это безусловно повлияло. В 1950 — 1953 гг. он учился в художественной школе им. В.И. Сурикова. После окончания школы по рекомендации своих педагогов Валерьян Алексеевич поступил в Иркутское художественное училище, которое успешно закончил в 1958 году. По возвращению в родной город с 1958 по 1962 год был главным хранителем Красноярской художественной галереи (ныне Государственный художественный музей им. В. И. Сурикова), то есть был одним из первых, кто начинал комплектование богатейшего собрания художественных произведений для этого учреждения культуры. С 1962 года перешел на преподавательскую работу в художественное училище. В последнее десятилетие, продолжая преподавать, является художественным руководителем училища.
Работы Валерьяна Сергина на выставках разного уровня всегда привлекают внимание. И это не случайно. Его работы внутренне значимы, ярки, своеобразны. В них присутствуют мудрость восприятия природы и профессиональное мастерство, которое достигается многолетним каждодневным упорным трудом, а не только счастливым сочетанием природных достоинств, таких, как острота восприятия природы, четкая визуальная реакция на мельчайшие колористические и эмоциональные изменения состояний окружающей природы. Художник предпочитает разрабатывать сибирскую тему.
Работа «Над Таймыром» является частью основного фонда Художественного музея. Она написана мастером в 1976 году на широкомасштабном холсте - 97х166,5 см. Интересен ракурс с которого художник обозревает дали – вид сверху. Краски приглушены, но при этом палитра притягивает взгляд своим многообразием. Деревья на переднем плане имеют угнетённый вид – перед нами «криволесье», многие как бы жмутся к земле. Узнаваемы белые стволы берез, темная хвоя елей. Среди деревьев голубоватые кустарники, земля плотно покрыта травами. Меж озер петляет река с высокими берегами. Холмистая лесотундра удивляет обилием цветов пастельных оттенков. На горизонте серо-голубые горы. Небо хмурое. Тяжелые тучи рассыпаются дождем. Чем дальше взор, тем оно светлее – это добавляет света и надежды. Летит вертолет с привязанным грузом. Воздух – это единственный способ добраться к поселениям. Художник мастерски передает в пейзаже переходное состояние природы – возможно, это осенний период. Ощущается, что, как климат, так и жизнь на полуострове суровы и холодны. И в этом своя прелесть и манящая красота.
Для Валерьяна Сергина природа — храм, в котором он много лет верно ей служит и в летний зной, и в 30-градусный мороз (для своих полотен художник делает этюды и при такой температуре). Он умеет «подстеречь» нужное состояние окружающего мира и, казалось бы, в редко встречающемся природном состоянии найти особую качественную характеристику и сделать ее средством познания мира. Природные состояния, воспроизведенные им на холстах, приобретают особую глубину и значимость.
Муниципальное бюджетное учреждение "Историко-художественный музейный комплекс" г. Новочебоксарск, Чувашская Республика