Ядринский муниципальный округ Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Етĕрне муниципаллă округĕ

Изучаем историю родного края: к 90 - летию со дня образования Ядринского района

Изучаем историю родного края: к 90 - летию со дня образования Ядринского района

В современном обществе растет интерес к историческому и культурному прошлому нашей Родины. Этот интерес закономерен и понятен. Он является одним из проявлений всестороннего развития личности.

Активной и творческой формой приобщения человека к истории и культуре России является изучение им истории своей малой родины. Прежде всего, это краеведение, которому в настоящее время придаеся большое значение. Оно способствует воспитанию у подрастающего поколения чувства патриотизма, духовности и гражданственности.

С документами личного происхождения Ю.Н.Никитина Заслуженного учителя Чувашской Республики, Почетного работника общего образования Российской Федерации, кандидата философских наук в Ядринский районный архив поступили его труды. Среди них - «Славное имя «Чорпай». Его работа представляет собой часть исследований по истории возникновения наименования деревни Чербаи Ядринского района.
Материал, несомненно, заинтересует историков, культурологов, музейных работников, архивистов и всех интересующихся краеведением. Он написан на основе исследований, собранных автором за многие годы. Освещает исторические истоки возникновения населенного пункта. С согласия автора представляем его труд для ознакомления.

 Основание: Ядринский районный архив, фонд № 496 «Дичный фонд Ю.Н.Никитина», опись № 1, дело № 22.

 

Главный специалист – эксперт Ядринской районной администрации М.В.Ильина

 

Славное имя «Чорпай»

Когда народ обратится к своей

истории, его величие оживет.

Петрарка

Отнимите у человека имя, историю и культуру его народа - и у него пропадут национальное самосознание, его национальное чувство, патриотизм, и он станет совершенно слепым и подвергнется быстрому растворению среди других народов. Произойдет утрата накопленных веками духовных ценностей.

Без всякого сомнения, имена, фамилии, наименования местностей, населенных пунктов являются достоянием истории, народным богатством. Названия сел и деревень едва ли не самые древние памятники, созданные человеком. В них отражены история языков, процесс освоения человеком новых пространств, социальные отношения, духовная жизнь народов. Словно путеводная нить, древние и новые названия связывают прошлое и настоящее.

Современная топонимика – наука, изучающая происхождение названий, позволяет побывать в царстве имен, по сложности своего устройства, не уступающего легендарным лабиринтам Минотавра. Промелькнули столетия, неузнаваемо изменились ландшафты, а названия населенных пунктов живут.

Безусловно, большой интерес представляют наименования деревень моей Малой родины – Сугутской стороны: Балдаево, Чербай, Персирланы, Большой Югуть…

Прежде всего, выясним истоки названия Чербай - по-чувашски пишется Чурпай, а произносится Чорпай.

В «Списке населенных мест по сведениям 1859 года», изданном в Санкт-Петербурге в 1866 году, деревня носит имя Чербай при реке Поченарка, имеет дворов 70: 194 человека мужского и 205 женского пола. В «Списках инородческих селений Казанского учебного округа», изданного в 1870 году, она названа Чербаево, где проживало 415 человек: 215 мужчин, 200 женщин.

Поэтому для любого жителя данной деревни закономерны вопросы: "Как ее именовали при основании населенного пункта? Откуда к нам пришло это название, каковы исторические истоки этого слова? Существует ли возможность все выяснить?" Ответить на все вопросы возможно при тщательном изучении исторических данных, сопоставлении, сравнении древнетюркского и чувашского языков. Этой проблеме посвящено данное изыскание. Статья написана на основе истории предков чувашского народа и других источников, опубликованных в китайских, монгольских, персидских летописях, фактов и свидетельств с использованием словарей для выяснения корней происхождения слов и имен тюрков.

Оказывается, в науке часть географического названия, имеющую отдельное значение, принято называть формантом. Так, в наименовании Чурпай «чур» и «пай» являются формантами. Представьте себе, географические названия с формантом «чур» широко распространены в Чувашии. В Ядринском районе Чурпай, Мăн Чураш, Уйкас Чураш, Чурпай – в Красночетайском, Чурачăк, Вăрманкас Чурачăк, Ҫĕн Акчура, Ҫĕн Чурачăк - в Цивильском, Чурикасси – в Моргушском, Аслă Чурачăк – в Комсомольском, Карачуры, Кивял Чурачăк, Ҫĕньял Чурачăк в -Чебоксарском, Пĕчĕк Карачура - в Аликовском районах.

По сообщениям ученых многие деревни и села названы в честь их основателей именами людей. Название Чурпай имеет древнетюркское происхождение о чем свидетельствуют языческие имена чуваш имеющие общий корень чур-: Чура Чурай Чурак Чураккай Чурал Чурантай Чурапай Чура-паттăр Чурап Чурапай Чураппан Чуратай Чурач Чурачăк Чураш Чурик Чурмалей Чурман Чурнай Чурпаш Чуртай и Чурпай.

По сведениям историков предки чуваш являются выходцами из Алтая - прародины тюрков. Примечательно то, что до недавнего времени среди алтайцев встречались созвучные имена: Чоро, Чур, Чорбон, Чуркан. Специалист тюрколог Н.В. Екеев дает объяснение происхождению чур- от древнетюркского политического термина «чор/чур» (титула, звания главы племени). Чоры (чуры) стояли во главе племен, занимавших территории южного Алтая и северной Джунгарии. В рунических эпитафиях VIII-IX вв. имеются имена некоторых тюркутских и уйгурских аристократов - чуров (чоров): Ынанчи-чур, Кюль-чур, Моюн-чур (Баян-чор), Кутлуг-чор-тегин, Чор, Кунар-Чор и т. д.

Обращаясь к происхождению термина чор(чур) следует сказать, что он означал «выдающийся, возвышающийся». Подтверждение тому находим в словах, встречающихся в фольклоре и современных тюркских и монгольских языках. В их числе киргизское слово чоро означавшее «витязь, гвардеец; алтайское чорон – возвышающаяся в округе гора. Наконец, в алтайском и монгольском языках имеются глагольные формы чоройып и цоройх, означающие «возвышаться», «подниматься» (о струе дыма очага в юрте), «вздыбиться» (о лошади) и т. п.

Крупные феодалы в дружине хана древних тюрков назывались джурами/чурами. В Волжской Булгарии чуры являлись рыцарями царя.

В древних надписях Алтая встречается титул или звание чора/чура «господин, начальник», присваивавшийся высшим полководцам. Титул «чор» употреблялся на всей территории Тюркского каганата, а со времен Чабыш-чора Сулука он присутствовал в царском звании.

Согласно древнетюркской легенде, найденышу под деревом дали имя Чорос потому, что возле него стояла чашка (вероятно, чара/чоро – большая деревянная чашка). Найденыша вырастили и воспитали, он стал полководцем – чуром и царем древнего народа.

Между прочим из личных имен у тюрков на первом месте были воинственные имена. Это послужило причиной появления таких имен, как "Клыч" - меч, сабля, "Джарбаш" - рубящий головы, "Санжар" - пронзающий, "Ельбуз" - разрушитель, "Токмак" - булава, "Кутуз" - бешеный и д.р. Поэтому нет ничего удивительного в том, что формант Чур/Чор стал присутствовать в личных именах и он означал высший офицерский чин. Титул вождя племени дулу назывался «чур»/ «чор» и означал командующего войском.

По мнению некоторых исследователей название Чурпай берет начало от слова «чура» - раб, в связи с этим хочется напомнить читателям, что имя населенного пункта состоит из форманта чор, а не чура, и никакого отношения к рабству не имеет. Более того, разве древние тюрки и предки чуваш стали бы именовать своих детей, правителей, полководцев именами, напоминающими рабское состояние.

Краевед П. Трифонов, изучив названия деревень Чебоксарского района в статье «Язык имен – язык времен» приводит следующие сведения «… наше поколение только по преданиям и песням знает, что чура (воин, водитель, предводитель армии): Чура батыр (Чура паттăр сăрчĕ), Кара чура «черный воин», Чура чик «младший воин», Шахчура «воин шаха», Чуракасы (Типнер) – «село чуры». Исторически достоверно, что Чурабатыр смертельно ранен в Моргаушском районе под деревней Актай (Белой горой), похоронен на горе с. Богатырева (Патăрьель) на слиянии рек Унги и Цивиля».

Таким образом, в результате наших изысканий нам удалось выяснить, что в названии деревни «чор»/«чур» означает правитель, высший военный чин. А что означает пай? Тюркское слово бай, так же, как и его вариант пай означают—«выдающийся, богатый, уважаемый, полный». Тогда, «Чор+пай» это выдающийся полководец. Воспроизводимое в документах названия деревни Чербай является искажением исторических данных и языковых свидетельств о происхождения имени деревни.

Наши предки бережно хранили в своей памяти славное имя Чорпай, как напоминание боевого прошлого предков чувашского народа и в честь него основали деревню. Не всякая деревня имеет такое героическое имя, поэтому сердца и разум жителей Чорпай должны наполниться гордостью и уважением к названию своей деревни.

 

Исследование происхождения наименования деревни проведено кандидатом философских наук Никитиным Ю.Н. 



31 октября 2017
11:28
Поделиться