Свадебные обычаи «На перекрестке национальных культур» во время Тихвинской ярмарки
На нашей большой, голубой планете Земля есть много стран и городов, в которых живут люди разных национальностей. И хотя они все очень разные и говорят на разных языках - у них один общий дом – планета Земля. Во второй день Ярмарки прошел Открытый фестиваль «На перекрестке национальных культур». В нем приняли участие представители разных народов и государств, которые познакомили со своей культурой, угостили национальными блюдами и просто порадовали своими талантами.
Зрители от души радовались каждому музыкальному и танцевальному номеру, представленному на фестивале. МБУК "РЦРК и БО" выразил большую благодарность творческим коллективам "Лясан"из г. Буинск Республики Татарстан (рук. Люция Зиннатулова), "Ялкын" г. Чебоксары (рук. Гузель Федорова), "Русская душа" Кировской области (рук. Ольга Сатюкова-Шихмина), "Ушанлык" Мари Эл (рук. Надежда Мишина), ансамбль мордовской песни "Лэйнэ" (рук. Надежда Автаева), молдавская солистка Виктория Гренчук, армянская танцовщица Анаит Гамбарян и юный музыкант Сунатуло Бурхонов из Таджикистана, который представил виртуозную игру на доуле (барабан у таджиков, рук. Эсве и Сады Васиевич Бурхоновы). Завершил программу фестиваля чувашский ансамбль "Тевет" Богатыревского СДК (рук. Лиана Яковлева).
Акатуй – это праздник труда, песни и спорта. Для работников клубных учреждений это, прежде всего, связь времен и народов с их традициями и обрядами. Гостей Акатуя встретили представители разных национальностей, проживающих на территории Цивильского района - чуваши, татары и русские. Затем Туй Пусе пригласил гостей в Национальную деревню, где познакомил со всеми национальностями, которые проживают в Цивильском районе.
В середине деревни проводился обряд чувашской свадьбы. В центре деревни у столба Акатуй коллективы пели чувашские свадебные песни. Так начался обряд старинной чувашской свадьбы. Молодую пару сопровождали 6 фольклорных коллективов КДУ района.
Новшеством Акатуя-2017 стало то, что в каждом этноподворье сельского поселения были представлены фрагменты национальных свадебных обрядов и традиций. Вот как они прошли:
Богатыревское с/п |
Чуваши |
Чувашская свадьба. |
Булдеевское с/п |
Марийцы |
Дружка, который хорошо танцует, поет, держит в руках палку с лентами и колокольчиками (онгыр). Он постоянно трясет ею, чтобы колокольчики звенели. Таким образом он отгоняет от молодых нечистую силу. Женщины хлопают и поют песни. |
Второвурманкасинское с/п |
Немцы |
Старейшины благословляют молодых и затем разбивают посуду вдребезги на счастье молодых. Молодые собирают осколки. |
Игорварское с/п |
Молдаване |
Прощание с фатой. Мать снимает платок с головы невесты, благословляет и завязывает розовый шарф на голову. Так произошло прощание с фатой. Она уже жена. |
Конарское с/п |
Мордва |
Отец жениха приходит за невестой и на сундук кладет деньги, хлеб, пустую посуду на счастье молодых. |
Малоянгорчинское с/п |
Башкиры |
Жених с невестой танцуют на ковре. Родители благословляют их, затем угощают медом, завязывают руки и потом танцуют |
Медикаиснкое с/п |
Азербайджане |
Сватовство. Отец парня приходит в компании с тремя мужчинами. Он говорит о том, что его сын хочет взять замуж их дочь. Принято, чтобы отец девушки отказал ему и сказал, что нужно узнать мнение самой девушки. Дочь должна молчать – тогда этого будет значить, что она согласилась стать невестой. После этого сваты уходят.
|
Михайловское с/п |
Таджики |
Подготовка свадьбы в доме невесты. |
Опытное с/п |
Русские |
Русская свадьба. |
Первостепановское с/п |
Евреи |
Объявление жениха о свадьбе. Он собирает всю родню и говорит, что женится. И старейшины начинают его обсыпать конфетами. |
Поваркасинское с/п |
Дагестанцы |
Родители благословляют молодых. Затем молодым вручают зеркало и свечу для того, чтобы брак был счастливым. |
Рындинское с/п |
Казаки |
Встреча жениха и невесты. Мать завязывает руки молодым, и они потом проходят к дому через коридорчик из шашек (сабли). Их перед домом родители встречают хлебом-солью. Их обсыпают хмелем, зерном, монетами. |
Таушкаинское с/п |
Армяне |
Встреча молодых после венчания в доме жениха. Мать жениха кладет на плечи молодых лаваш, угощает медом, посыпает их конфетами. На землю у дома кладут две тарелки и жених с невестой разбивают их. |
Тувсинское с/п |
Узбеки |
Наряженная невеста в сопровождении близких подруг выходит к жениху. Над головой нареченной держат специальное полотно. Это полотно является символом покровительства в браке. Невеста и жених становятся на курпаче — это цветное одеяло, сшитое из цветных лоскутов специально для свадебной церемонии. После этого пожилые женщины, держа в руках зажженные свечи, обходят три раза свадебный шалаш. Этот обычай отгоняет злых духов. |
Чиричкасинское с/п |
Белорусы |
Невесте заплетают косу, перевязывают красным поясом, украшают голову фатой. После того, как невеста полностью готова, начинается выкуп. |
Чурачикское с/п |
Татары |
Встреча невесты - родители встречают невесту. Мать выносит подушку, на нее встает невеста. Ее угощают медом и хлебом. Отец затем дает благословление и сажает за стол. |
Г. Цивильск (МБУК «РЦРК и БО») |
Казахи |
Открытие лица невесты. До этого невесту вводили в дом жениха и усаживали за ширму. При этом лицо ее закрывала шаль. После того, как собирались все приглашенные, торжественно выводили нарядную невесту и проводили обряд беташар. Затем гости дают свои наставления, пожелания, советы. |
Обойдя все домики, приглашенные гости у центрального столба «Акатуй» завязали молодоженам руки на счастье большой красной лентой, чтобы брак был долгим и прочным, любовь крепкой и нерушимой.