Цивильский муниципальный округ
Чувашской РеспубликиЧăваш Республикин Çĕрпÿ районĕ

Свадебные обычаи «На перекрестке национальных культур» во время Тихвинской ярмарки

Свадебные обычаи «На перекрестке национальных культур» во время Тихвинской ярмарки

На нашей большой, голубой планете Земля есть много стран и городов, в которых живут люди разных национальностей. И хотя они все очень разные и говорят на разных языках - у них один общий дом –  планета Земля. Во второй день Ярмарки прошел Открытый фестиваль «На перекрестке национальных культур». В нем приняли участие представители разных народов и государств, которые познакомили со своей культурой, угостили национальными блюдами и просто порадовали своими талантами. 

Зрители от души радовались каждому музыкальному и танцевальному номеру, представленному на фестивале. МБУК "РЦРК и БО" выразил большую благодарность творческим коллективам "Лясан"из г. Буинск Республики Татарстан (рук. Люция Зиннатулова), "Ялкын" г. Чебоксары (рук. Гузель Федорова), "Русская душа" Кировской области (рук. Ольга Сатюкова-Шихмина), "Ушанлык" Мари Эл (рук. Надежда Мишина), ансамбль мордовской песни "Лэйнэ" (рук. Надежда Автаева), молдавская солистка Виктория Гренчук, армянская танцовщица Анаит Гамбарян и юный музыкант Сунатуло Бурхонов из Таджикистана, который представил виртуозную игру на доуле (барабан у таджиков, рук. Эсве и Сады Васиевич Бурхоновы). Завершил программу фестиваля чувашский ансамбль "Тевет" Богатыревского СДК (рук. Лиана Яковлева).

Акатуй – это праздник труда, песни и спорта. Для работников клубных учреждений это, прежде всего, связь времен и народов с их традициями и обрядами.  Гостей Акатуя встретили представители разных национальностей, проживающих на территории Цивильского района - чуваши, татары и русские. Затем Туй Пусе пригласил гостей в Национальную деревню, где познакомил со всеми национальностями, которые проживают в Цивильском районе.

 В середине деревни проводился обряд чувашской свадьбы. В центре деревни у столба Акатуй коллективы пели чувашские свадебные песни. Так начался обряд старинной чувашской свадьбы. Молодую пару сопровождали 6 фольклорных коллективов КДУ района.

Новшеством Акатуя-2017 стало то, что  в каждом этноподворье сельского поселения были представлены фрагменты национальных свадебных обрядов и традиций. Вот как они прошли:

Богатыревское с/п

Чуваши

Чувашская свадьба.

Булдеевское с/п

Марийцы

Дружка, который хорошо танцует, поет, держит в руках палку с лентами и колокольчиками (онгыр). Он постоянно трясет ею, чтобы колокольчики звенели. Таким образом он отгоняет от молодых нечистую силу. Женщины хлопают и поют песни.

Второвурманкасинское с/п

Немцы

Старейшины благословляют молодых и затем разбивают посуду вдребезги на счастье молодых. Молодые собирают осколки.

Игорварское с/п

Молдаване

Прощание с фатой. Мать снимает платок с головы невесты, благословляет и завязывает розовый шарф на голову. Так произошло прощание с фатой. Она уже жена.

Конарское с/п

Мордва

Отец жениха приходит за невестой и на  сундук кладет деньги, хлеб, пустую посуду на счастье молодых.

Малоянгорчинское с/п

Башкиры

Жених с невестой танцуют на ковре. Родители благословляют их, затем угощают медом, завязывают руки и потом танцуют

Медикаиснкое с/п

Азербайджане

Сватовство. Отец парня приходит в компании с тремя мужчинами. Он говорит о том, что его сын хочет взять замуж их дочь. Принято, чтобы отец девушки отказал ему и сказал, что нужно узнать мнение самой девушки. Дочь должна молчать – тогда этого будет значить, что она согласилась стать невестой. После этого сваты уходят.

 

Михайловское с/п

Таджики

Подготовка свадьбы в доме невесты.

Опытное с/п

Русские

Русская свадьба.

Первостепановское с/п

Евреи

Объявление жениха о свадьбе. Он собирает всю родню и говорит, что женится. И старейшины начинают его обсыпать конфетами.

Поваркасинское с/п

Дагестанцы

Родители благословляют молодых. Затем молодым вручают зеркало и свечу для того, чтобы брак был счастливым.

Рындинское с/п

Казаки

Встреча жениха и невесты. Мать завязывает руки молодым, и они потом проходят к дому через коридорчик из шашек (сабли). Их перед домом родители встречают хлебом-солью. Их обсыпают хмелем, зерном, монетами.

Таушкаинское с/п

Армяне

Встреча молодых после венчания в доме жениха. Мать жениха кладет на плечи молодых лаваш, угощает медом, посыпает их конфетами. На землю у дома кладут две тарелки и жених с невестой разбивают их.

Тувсинское с/п

Узбеки

Наряженная невеста в сопровождении близких подруг выходит к жениху. Над головой нареченной держат специальное полотно. Это полотно является символом покровительства в браке. Невеста и жених становятся на курпаче — это цветное одеяло, сшитое из цветных лоскутов специально для свадебной церемонии. После этого пожилые женщины, держа в руках зажженные свечи, обходят три раза свадебный шалаш. Этот обычай отгоняет злых духов.

Чиричкасинское с/п

Белорусы

Невесте заплетают косу, перевязывают красным поясом, украшают голову фатой. После того, как невеста полностью готова, начинается выкуп.

Чурачикское с/п

Татары

Встреча невесты - родители встречают невесту. Мать выносит подушку, на нее встает невеста. Ее угощают медом и хлебом. Отец затем дает благословление и сажает за стол.

Г. Цивильск (МБУК «РЦРК и БО»)

Казахи

Открытие лица невесты. До этого невесту вводили в дом жениха и усаживали за ширму. При этом лицо ее закрывала шаль. После того, как собирались все приглашенные, торжественно выводили нарядную невесту и проводили обряд беташар. Затем гости дают свои  наставления, пожелания, советы.

Обойдя все домики, приглашенные гости  у центрального столба «Акатуй» завязали молодоженам руки на счастье большой красной лентой, чтобы брак был долгим и прочным, любовь крепкой и нерушимой.

 



10 июля 2017
16:28
Поделиться