12:32 02 июля 2019 г.
Первый заместитель Председателя СФ Николай Федоров провел заседание Совета по вопросам агропромышленного комплекса и природопользования при Совете Федерации на тему: «Экспортный потенциал агропромышленного комплекса Российской Федерации: проблемы и перспективы развития».
В своем выступлении председатель Совета по вопросам АПК и природопользования при СФ отметил:
«Уинстону Черчиллю приписывают такую фразу: «Я думал, что умру от старости. Но когда Россия, кормившая всю Европу хлебом, стала закупать зерно, я понял, что умру от смеха». Сегодня оснований для такого сарказма у британского политика не было бы. Наша страна прочно занимает лидирующие позиции по экспорту зерна. Стабильный рост производства и экспорта продукции российского АПК – устойчивая тенденция последних лет. Так, в минувшем году объем экспорта сельхозпродукции составил 25,7 млрд долл., что почти на 20% больше, чем в 2017 году. К концу 2024 года нужно выйти на новый рубеж - 45 млрд. долларов. Такая задача поставлена в майском Указе Президента.
В то же время недостаточность объемов производства,
прежде всего продукции с высокой добавленной стоимостью, неразвитость экспортной инфраструктуры, нехватка мощностей для хранения и перевозки, малоэффективная система продвижения российских товаров на внешние рынки сдерживают наращивание экспорта аграрной продукции.
Мировой рынок продовольствия – это высококонкурентный сегмент. А мы вывозим в основном сырье и продукцию с невысокой добавленной стоимостью. Следует позаботиться не только о качестве продукции, но и заметно облегчить нашим аграриям доступ на внешние рынки сбыта. Более системно отстаивать торгово-экономические интересы России, бороться за новые ниши на зарубежных рынках.
Важным механизмом решения задач, поставленных в Указе Президента, призван стать федеральный проект «Экспорт продукции АПК». Объем его финансового обеспечения в расчете на шесть лет составит 406 млрд. рублей. В первую очередь, средства будут направлены на стимулирование производства новой экспортно ориентированной товарной массы, организацию эффективных логистических цепочек, устранение торговых барьеров и помощь отечественным сельхозпроизводителям в продвижении на зарубежные рынки.
Для быстрого наращивания экспортных возможностей нужна как мобилизация всех ресурсов, так и решение многочисленных застарелых проблем российского АПК. В их числе – дальнейшее совершенствование механизмов господдержки сельхозпроизводителей, ускорение обновления парка машин и оборудования и преодоления технологической зависимости от импорта семенного, посадочного и племенного материалов. Развитию экспорта будет способствовать активное внедрение инноваций, цифровизация сельского хозяйства, использование прозрачных электронных биржевых механизмов. Предмет постоянного и парламентского контроля – эффективность использования земельных ресурсов и цены на материально-технические ресурсы, особенно горюче-смазочные материалы.
Особое внимание следует уделить изучению и применению разрешенных ВТО форм и механизмов поддержки и стимулирования экспорта, лучших международных практик, включая методологии и стандарты ОЭСР, инструментов кредитной и страховой поддержки экспорта. Тем более, что уже успешно действует Российский экспортный центр, где имеется аграрное направление.
Отрасль испытывает нехватку специалистов в области маркетинга, рыночной логистики и внешнеэкономической деятельности.
Благодаря Президенту недавно утверждена госпрограмма «Комплексное развитие сельских территорий», нацеленная на сокращение разрыва в уровне жизни между городом и селом. Но от цифр на бумаге до конкретных дел у нас, как правило, «дистанция огромного размера». И эту тему мы берем на парламентский контроль.
Рост экспорта благотворно сказывается на экономике страны. Но не нужно слишком увлекаться и перегибать палку. Задача властей – обеспечить соблюдение оптимального баланса между наращиванием экспортного потенциала и продовольственной безопасностью страны. Нельзя, чтобы в результате неконтролируемого экспорта был ущемлен российский потребитель.
Предмет особого внимания – развитие и государственной поддержки экспортных возможностей малого и среднего сельхозпроизводителя. Иначе весь объем господдержки проглотят крупные акулы российского агробизнеса. Крестьянским (фермерским) хозяйствам и небольшим коллективным предприятиям сложно выйти со своей продукцией на внешние рынки. Подспорьем может и должно стать и развитие сбытовой, в том числе экспортно ориентированной, кооперации.
На заседании Комиссии Правительства по законопроектной деятельности 24 июня текущего года нами одобрен призванный облегчить выход на внешние рынки законопроект о регулировании поддержки экспортной деятельности малого и среднего предпринимательства. Важно как можно быстрее принять его. Это первый шаг. А затем – создание современной эффективной товаропроводящей инфраструктуры, включающей оптово-логистические центры, мощности по хранению и переработке, модернизированные морские торговые порты и грузовые авиатерминалы.
В России традиционно вторым хлебом называют картофель. В наш век не менее важной, насущной пищей стали знания, актуальная информация. Поэтому важнейшая задача аграрных штабов всех уровней – постоянно, планомерно информировать сельхозтоваропроизводителей о мерах господдержки экспорта, обучать их основам внешнеэкономической деятельности, воспитывать «экспортную культуру».
Время потребовало актуализировать Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации, включив показатель самообеспеченности семенами основных сельскохозяйственных культур. В проекте, внесенном Минсельхозом в Правительство, пороговое значение составляет 75%. Это позволит уйти от имортозависимости в данной сфере и увеличить экспортный потенциал аграрного сектора. Но важно, чтобы данный показатель рассчитывался и контролировался по основным сельскохозяйственным культурам, а не по совокупности всех культур. Такая угроза в сегодняшних формулировках документа замечена…
Значительный потенциал увеличения объемов агроэкспорта заключен в развитии органического земледелия. Здесь дополнительным импульсом станет вступление в силу с 1 января 2020 года федерального закона об органической продукции. Минсельхозу необходимо обеспечить своевременное принятие соответствующих подзаконных актов. За этим также необходим наш парламентский контроль.
Еще один мощный резерв для роста – поддержка и развитие региональных брендов. В ходе недавней Прямой линии Президент особо отметил важность этой работы. Также в Послании Федеральному Собранию Владимир Путин поручил Правительству создать «защищенный бренд отечественной чистой, зеленой продукции», обеспечить утверждение «дорожной карты» по ее продвижению на внутренний и внешние рынки.
Уважаемые коллеги! Создание благоприятных условий для развития экспорта агропродукции требует совершенствования действующего законодательства. Нам очень важно услышать ваши предложения и рекомендации».
В заседании приняли участие члены Совета Федерации, заместитель министра сельского хозяйства РФ Оксана Лут, руководитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосинитарномй надзору Сергей Данкверт, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Цыганов, заместитель руководителя Федерального агентства по рыболовству Петр Савчук, представители органов государственной власти субъектов РФ, общественных организаций, научного и экспертного сообщества.
ФОТОРЕПОРТАЖ ПРЕСС-СЛУЖБЫ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
ВИДЕО (ВМЕСТЕ-РФ)
ВИДЕО 2 (ВМЕСТЕ-РФ)
Первый Президент Чувашской Республики