17:59 25 июня 2019 г.
Первый заместитель Председателя Совета Федерации Николай Федоров принял участие в совещании со статс-секретарями – заместителями руководителей федеральных органов исполнительной власти, которое провел в Государственной Думе первый вице-спикер палаты Дмитрий Жуков.
В совещании также приняли участие заместитель Председателя Правительства – руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации Константин Чуйченко, первый заместитель Председателя Государственной Думы Иван Мельников, вице-спикеры и председатели комитетов Госдумы.
Рассмотрены вопросы взаимодействия Федерального Собрания с органами исполнительной власти и реализации Послания Президента России 2019 года.
В своем выступлении первый вице-спикер СФ отметил: «Для Совета Федерации совещание со статс-секретарями стало уже доброй традицией. Много лет ежегодно, в декабре, мы совместно с руководителями Правительства, министерств и ведомств подводим итоги уходящего года и намечаем перспективы на будущее. Наша палата предлагала проводить такие встречи чаще, поскольку они весьма полезны, что и реализуется теперь Государственной Думой на практике.
Но добавлю и дёгтя – ложку, может быть, две… К сожалению, в организации законодательного процесса уже не первый год остаются нерешённые проблемы. Прежде всего, речь идёт о соблюдении сроков разработки подзаконных актов. Несмотря на некоторые улучшения здесь, всё ещё фиксируются серьёзные нарушения сроков. Есть законы, которые вообще много лет не работают из-за отсутствия подзаконного обеспечения. Например, в течение длительного времени остается непринятым нормативный акт, определяющий порядок выплаты компенсаций физическим и юридическим лицам за проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, что предусмотрено ст. 14 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Из-за его отсутствия действие данной нормы регулярно приостанавливается. Этот вопрос поднимался в ходе ежегодного совещания Председателя Совета Федерации со статс-секретарями. Тем не менее, срок завершения работы над ним остается неопределенным. Видимо, в период осенней сессии текущего года вновь будет поставлен вопрос о приостановлении действия ст. 14 Федерального закона от 25 июня 2002 г.
Есть претензии к информации, которую мы получаем из Правительства о сроках принятия подзаконных актов. Она очень быстро утрачивает актуальность, с ней крайне сложно работать. Будь у нас электронная база, позволяющая отслеживать ход подготовки подзаконных актов, было бы меньше таких упущений со стороны коллег из министерств. Пора создать такой информационный ресурс. Это существенно повысило бы эффективность и системность парламентского контроля подготовки подзаконных актов.
Вопросы возникают и по другим случаям. Например, в марте 2017 года членами Совета Федерации был внесён в Государственную Думу проект федерального закона, целью которого является введение правового регулирования сферы обращения электронных сигарет. Однако официальный отзыв Правительства на законопроект до сих пор отсутствует. Почему?
И еще один – относительно новый проблемный сюжет. Масштаб и сложность задач по реализации национальных проектов требуют системных и слаженных действий по совершенствованию межбюджетных отношений. Зачастую федеральная финансовая составляющая оказывается существенно меньше, чем это прописано в соглашении. Случается это и потому, что реализация проектов оказывается выше по затратам. Изначальный подход, по которому основным источником финансирования будут федеральные средства, не соблюдается. К примеру, Счетная палата Красноярского края сообщает: в 2019 г. финансовое обеспечение реализации в Красноярском крае национальных проектов составит 20 млрд. рублей, из них 10,4 млрд. рублей из федерального бюджета (52%), 9,7 млрд. рублей из краевого бюджета (48%). (официальный сайт Счетной палаты Красноярского края). Красноярский край в 2019 г. является получателем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Предельный уровень софинансирования из федерального бюджета на реализацию нацпроектов должен устанавливаться в размере от 95% до 99% (распоряжение Правительства РФ от 1 декабря 2018 г. № 2648-р). Как отмечает Счетная палата Красноярского края, увеличение доли средств краевого бюджета в общем объеме расходов на реализацию национальных проектов не согласуется с условиями финансирования, в соответствии с которыми основным источником финансирования нацпроектов должны выступать федеральные средства (заключение Счетной палаты Красноярского по результатам финансово-экономической экспертизы проекта закона Красноярского края «О внесении изменений в закон края «О краевом бюджете на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов»). Более того, многие субъекты Федерации информируют Совет Федерации о том, что не обладают достоверной информацией о стоимости реализации национальных проектов в субъектах Федерации. Как палату регионов нас, безусловно, тревожит такая неопределённость. Необходимо объективно оценить ресурсы, которые потребуются для выполнения национальных проектов. Об этой проблеме нам на заседании Совета Федерации докладывал Председатель Счетной палаты РФ. Цитирую Кудрина: «Оценка тех ресурсов, которые потребуются для выполнения национальных проектов и которые должны быть мобилизованы самими субъектами РФ, еще не проведена. Эти цифры еще до конца не известны. И они, в том числе налагают серьезные обязательства на субъекты Российской Федерации. И нельзя просто оставить субъекты один на один с этим, нужно вместе определить те ресурсы, которые потребуются для достижения национальных целей».
Очевидно: без донастройки финансовых механизмов реализации национальных проектов не обойтись. Важно также уже сейчас решить вопрос о том, кто, как и за счёт каких источников будет обеспечивать функционирование объектов, созданных в ходе реализации национальных проектов (наверняка немало субъектов Федерации, у которых средства на это ни в какой стратегии не учитываются…)»
Фотографии Пресс-службы Государственной Думы
Первый Президент Чувашской Республики