12:30 12 апреля 2018 г.
Первый заместитель Председателя Совета Федерации открыл семинар руководителей аналитических служб аппаратов органов государственной власти субъектов Федерации.
Сенатор приветствовал участников мероприятия от имени палаты регионов и выразил признательность давнему и авторитетному партнеру Совета Федерации – Российскому экономическому университету имени Г.В. Плеханова – за гостеприимство.
В своем вступительном слове первый вице-спикер СФ подчеркнул: «По традиции содержательный акцент на наших форумах делается на проблемах, особенно актуальных для регионов. Предметом сегодняшнего обсуждения станут первые результаты использования нового инструмента бюджетного планирования. Речь идет о модельных бюджетах. Но в контексте нашей темы стоит куда более фундаментальная задача.
Президент России в Послании Федеральному Собранию поставил амбициозную цель – совершить решительный прорыв в сбережении народа, повышении уровня жизни и социального самочувствия наших граждан. Для ее достижения необходимо внести актуальные коррективы в документы, определяющие социально-экономическую политику самого государства Российского и его субъектов.
Изменения должны коснуться и государственной региональной политики. Наша палата активно участвовала в подготовке Основ государственной региональной политики. Инициирован ряд мер по укреплению финансового положения субъектов Федерации. Правительством, другими органами исполнительной власти реализуются рекомендации подготовленного нами и представленного Президенту Отчета о совершенствовании законодательства в сфере региональной политики. Эта работа будет продолжена.
Субъекты Федерации должны иметь в своем распоряжении достаточный объем средств для выполнения всех (подчеркиваю – всех!) своих расходных обязательств. Это требует постоянного совершенствования системы межбюджетных отношений. Данная тема всегда в центре внимания Совета Федерации.
Первым шагом в совершенствовании межбюджетных отношений является оценка соответствия объема доходов региональных бюджетов и объема их расходных обязательств. Модельный бюджет (в принципе!) может быть достаточно эффективным инструментом решения данной задачи. И можно только приветствовать начало его использования.
Но в то же время опыт показывает, что предложенная методика расчета модельных бюджетов имеет ряд недостатков, в том числе и принципиальных.
Например, при расчете модельных бюджетов игнорируются расходы регионов на реализацию программ развития. Такой подход еще может быть был допустим, когда главной целью в экономике являлось достижение стабильности. Но для обеспечения форсированного развития экономики и социальной сферы он не годится абсолютно.
Отсутствие в модельных бюджетах должных расходов на развитие ставит большинство субъектов Федерации не просто в сложное положение, заставляет их не просто свертывать региональные программы поддержки экономики, но обрекает их на режим выживания.
Очевидно, что в модельные бюджеты надо включать расходы на развитие в должном объеме.
К примеру, Президентом России поставлена задача обеспечить доступ к Интернету во всех населенных пунктах. В большинстве субъектов решить ее можно только совместными усилиями центра и регионов. В бюджетах субъектов Федерации должны быть предусмотрены соответствующие средства. И эти расходы, которые очевидно относятся к расходам на развитие, безусловно должны учитываться при составлении модельных бюджетов.
Другой пример. Сегодня подавляющая часть модельных расходов определяется на основе среднероссийских показателей с использованием корректирующих коэффициентов. В результате возникают существенные расхождения между объемом расходов, рассчитанных для модельных бюджетов, и объемом утвержденных бюджетных обязательств.
Такой подход к определению расходов фактически консервирует сложившийся уровень затрат на развитие социальной сферы и, соответственно, сдерживает темпы ее развития. Это может стать серьезным препятствием на пути мобилизации усилий регионов по повышению уровня жизни граждан.
Мы считаем, что модельные бюджеты должны рассчитываться исходя из нормативов финансовых затрат, которые будут обеспечивать реализацию гарантированных государством стандартов оказания услуг. Естественно, при изменении стандартов должны меняться и нормативы. Так мы сможем оценить способность каждого субъекта Федерации обеспечить выполнение своих обязательств на уровне установленных стандартов.
В числе ключевых задач, поставленных Президентом в Послании, - обеспечение социального и экономического благополучия для каждого гражданина страны. Одной из важных мер для ее решения может стать внедрение нового механизма государственной региональной политики – стандарта благополучия. Эту идею настойчиво продвигает Совет Федерации. Элементами стандарта благополучия должны стать целевые показатели в сферах оплаты труда и занятости, здравоохранения, социальной защиты, образования, культуры, экологии, возможность доступа к сети Интернет, к современным цифровым технологиям. Его целью является обеспечение всем гражданам России вне зависимости от места проживания достойного уровня жизни.
Внедрение стандарта благополучия могло бы стать надежной основой улучшения качества жизни людей во всех субъектах Федерации. Для этого он должен использоваться в ходе бюджетного планирования. На первых порах при составлении модельных бюджетов. Научно-экспертный совет при Председателе Совета Федерации недавно рекомендовал Правительству формировать модельные бюджеты регионов с учетом показателей стандарта благополучия.
Уважаемые коллеги! У вас находится проект рекомендаций сегодняшнего семинара. Нам очень важно знать ваше мнение. Предложения по итогам обсуждения будут обобщены и учтены при доработке данных рекомендаций.
Задача разработки новых бюджетных инструментов всегда сложная. Очевидно, что в нашем случае решать ее придется поэтапно. Но, как говорится, дорогу осилит идущий».
В мероприятии приняли участие заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Елена Перминова, представители федеральных министерств и ведомств, Аналитического центра при Правительстве РФ, Счетной палаты РФ, аналитических служб аппаратов Совета Федерации и Государственной Думы, ведущие ученые и эксперты.
Первый Президент Чувашской Республики