16:25 31 октября 2017 г.
Уважаемые коллеги!
В нашей повестке вопросы, которые действительно касаются практически каждого жителя нашей страны. За последние годы удалось достигнуть определённых результатов в решении приоритетных задач жилищной политики и сферы ЖКХ.
Создана в целом эффективная региональная система организации капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. Наметилась положительная динамика в развитии рынка ипотечного кредитования. В целом достаточно успешно идёт расселение аварийного жилья.
Модернизация жилищно-коммунальной сферы потребовала кропотливой законодательной работы. При этом и сенаторы, и депутаты во многом опирались на инициативы, поступавшие из регионов.
Основой большинства законодательных изменений прошлого года стали предложения субъектов Федерации, в том числе высказанные на заседании Президиума Совета законодателей в феврале минувшего года.
Среди принятых документов необходимо отметить законы, регулирующие вопросы обеспечения граждан коммунальными услугами и построения эффективной системы управления многоквартирными домами.
Комплексные изменения, внесенные в закон «О концессионных соглашениях», направлены на широкое привлечение инвестиций в строительство и модернизацию коммунальной инфраструктуры.
В июле нами был одобрен закон о реновации жилищного фонда Москвы. С учетом необычности и важности документа было проведено его широкое общественное и экспертное обсуждение. В результате проект был основательно доработан, прежде всего в части норм, направленных на защиту прав граждан, живущих в домах, подлежащих реновации. Исполнение закона взято на парламентский контроль палаты регионов, поскольку опыт Москвы в дальнейшем может быть использован в других субъектах Федерации.
Среди наиболее значимых законотворческих шагов - отмена предельного срока бесплатной приватизации жилых помещений в домах государственного и муниципального фондов. Отныне граждане могут без временны́х ограничений реализовать своё право на приватизацию жилья.
Одним из принципиально важных направлений жилищной политики являетсяформирование рынка доступного арендного жилья. В настоящее время более шестидесяти субъектов Российской Федерации приняли соответствующие программы. (Отмечу: если следовать требованиям Конституции – такие программы должны быть у всех 85 субъектов). Но нам, законодателям, в любом случае необходимо продумать меры по налоговому стимулированию строительства доступного арендного жилья. Иначе конституционная гарантия о доступном жилье для нуждающихся граждан России не заработает, что, вообще-то говоря, недопустимо…
Пока наше законодательство слабо стимулирует внедрение передовых подходов и технологий в сфере ЖКХ. Федеральный закон о государственной информационной системе ЖКХ ситуацию переломить не может. Положение дел надо оперативно менять, и это тоже актуальная задача законодателей.
Внедрение инновационных технологий в коммунальной сфере –процесс, требующий значительных временных и финансовых затрат. При этом одной из главных задач является создание системы финансирования работ по установке интеллектуальных приборов учёта. Применение таких приборов поможет обеспечить объективный контроль потребления коммунальных ресурсов.
Но у нас в ЖКХ доля «умных» приборов учёта – не более десяти процентов. А они должны получить повсеместное распространение. При этом важно, чтобы установка новых приборов не стала тяжелым бременем для граждан.
К тому же по законодательству приборы учёта необходимо периодически проверять и менять за плату. Этот вопрос обсуждался с участием главы Минэнерго на «правительственном часе» в Совете Федерации, а также и на заседании Президиума Совета законодателей в апреле этого года. В нашей палате подготовлен законопроект, в котором предлагается возложить на ресурсоснабжающие организации ответственность по установке приборов учета. А также ответственность по организации учёта объёма и качества поставляемых энергетических ресурсов с возможностью дистанционного снятия показаний и автоматизированной обработки данных. Документ направлен на рассмотрение в Правительство.
Неотъемлемой составляющей государственной жилищной политики являются вопросы организации и благоустройства придомовых территорий. Здесь важную роль играет проект «Формирование комфортной городской среды». Приняты соответствующие региональные и муниципальные программы. Среди муниципальных образований проходят конкурсы на получение субсидий на благоустройство территорий.
Как подсказывает практика, необходимо расширить деятельное участие самих граждан в определении приоритетов при благоустройстве территории муниципальных образований. В том числе путем широкого внедрения института инициативного бюджетирования, который уже доказал свою эффективность. С учетом этого важным подспорьем должно стать принятие закона, направленного на расширение возможностей участия граждан в принятии градостроительных решений. Чуть не сказал: «Как в Швейцарии». Но не скажу, чтобы не выглядеть слишком наивным.
Благодарю за внимание.
ВИДЕО (ВМЕСТЕ-РФ)
Первый Президент Чувашской Республики