Работа на конкурс

Конспект урока с использованием информационно-коммуникационных технологий

Предмет: история, тип урока: урок изложения нового материала, форма: урок-размышление

Тема: “Нападение фашистской Германии на СССР. Причины неудач Красной Армии в начальный период Великой отечественной войны”.

Продолжительность: 45 минут.

Класс: 11-ый.

Технологии: мультимедийные учебники: “Россия XX век”. Часть 3; “От Кремля до Рейхстага”; программа Microsoft Power Point

Аннотация

Тема урока: “Нападение фашистской Германии на СССР. Причины неудач Красной Армии в начальный период Великой отечественной войны”.

Цель урока: Выявить причины неудач Красной Армии в начальный период Великой отечественной войны.

Тип урока: урок изложения нового материала.

Форма проведения: урок-размышление.

Методы: активные, интерактивные, проблемное изложение материала (проблемный метод).

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, электронные учебники “Россия XX век”. Часть 3; “От Кремля до Рейхстага”.

Проблема: каковы политические, экономические, военные причины неудач Красной Армии в начале войны?

Место в системе уроков: это первый урок нового раздела программы по истории 11 класса.

Ход урока

Класс заранее был разделен на 3 группы: 1-ая группа – экономисты, 2-ая группа – военные, 3-я группа – политики. Каждая группа получила задание: на основе пройденного материала проанализировать события довоенного периода с точки зрения готовности СССР и Германии к войне. Для решения этой задачи группы должны были проанализировать документы, просмотреть электронные учебники, подготовить презентацию с использованием программы Microsoft Power Point.

В начале урока (стадия вызова интереса) с использованием программы Microsoft Power Point учащимся были представлены тема, цель, задачи и проблема урока. Затем, используя материал электронных учебников “Россия XX век”. Часть 3; “От Кремля до Рейхстага”, была дана информация о начале Великой Отечественной войны. В частности, были использованы слайды с фотографий этого периода, видеоматериалы “Вероломное нападение”, “Отечество в опасности”, звуковые документы: песня “Если завтра война”, речь Сталина 3 июля 1941 года, стихотворение К.Симонова “Жди меня”. Это позволило создать необходимую эмоциональную атмосферу урока, сформировать ценностные установки.

Затем каждая группа обсуждала сформулированную проблему, исходя из своей специфики. В процессе обсуждения необходимо было найти факты, сформулировать свои аргументы о причинах неудач Красной Армии в начальный период войны. После обсуждения каждая группа представляла результаты коллективной работы. В конце занятия учитель вместе с учениками сформулировали выводы по теме урока.

 

Отзыв об уроке “Нападение фашисткой Германии на СССР. Причины неудач Красной Армии в начальный период Великой Отечественной войны”, проведенным учителем истории Моргаушского лицея Смирновым Н.Е.

Урок “Нападение фашисткой Германии на СССР. Причины неудач Красной Армии в начальный период Великой Отечественной войны”, проведенный учителем Моргаушского лицея Н.Е.Смирновым, был посвящен исследованию причин неудач Красной Армии в первый период Великой Отечественной войны. В начале урока учителем была сформулирована следующая цель: выявить причины неудач Красной Армии в начальный период Великой Отечественной войны. Цель определила проблему урока. Тема, цель, задачи и проблема урока взаимосвязаны. По типу урок можно определить как урок изложения нового материала. Исходя из цели, урок был задуман и осуществлен как урок-размышление. Форма проведения урока определила выбор системы методов обучения. В ходе урока учителем комплексно использовались активные и интерактивные методы обучения. На уроке активно использовались современные средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, электронные учебники на CD –носителях, презентация, созданная на основе программы Microsoft Power Point.

Анализ хода урока позволил вычленить следующие структурные элементы (фазы) урока.

1. Фаза вызова. На этом этапе учитель, используя программу Microsoft Power Point, сформулировал тему, определил цели и задачи урока, сформулировал проблему. Далее была представлена информация по теме урока с использованием электронных учебников. Яркость и четкость подачи учебного материала, эмоциональная насыщенность его изложения позволили учителю заинтересовать учащихся тематикой урока, включить их в обсуждение проблемы, а также создать необходимую эмоциональную атмосферу на занятии. Созданию необходимой атмосферы способствовали видео и звуковые сюжеты о начальном этапе Великой отечественной войны, представленные учителем при помощи электронных учебников. Учитель оптимально использовал эти материалы по времени и по объему.

2. Самостоятельная групповая работа учащихся. В процессе подготовки к уроку учащиеся получили задание подобрать необходимый материал по данной тематике. Самостоятельная работа на уроке велась на основе анализа нового и пройденного на предыдущих уроках материала. Это позволило соединить ранее полученные знания с новыми, изложенными в ходе урока. Наблюдение за учащимися в процессе обсуждения позволяет констатировать их высокую активность. Следовательно, можно сделать вывод о том, что учащиеся имеют определенный опыт интерактивного обучения.

3. Презентация результатов самостоятельной работы. В процессе презентации учащиеся продемонстрировали свое умение работать с современными информационными средствами обучения.

4. Подведение итогов урока. На этом этапе учитель вместе с учениками сформулировал основные выводы по теме урока.

Использование на уроке проблемно-поисковых, активных и интерактивных методов способствовали достижению развивающих целей урока, а создание особой психологической атмосферы, эмоциональность урока способствовали достижению воспитательных целей урока. Цели урока достигнуты.

 

Учитель химии и биологии Моргаушского лицея Казакова Н.В.

 

Отзыв об уроке “Нападение фашисткой Германии на СССР. Причины неудач Красной Армии в начальный период Великой Отечественной войны”, проведенным учителем истории Моргаушского лицея Смирновым Н.Е.

Недавно в нашем классе прошел урок истории с использованием ИКТ. По мнению учеников, урок прошел на высшем уровне.

Тема урока звучала так: “Причины поражения Красной Армии в начале войны”. Мы были поделены на три группы: “Политики”, “Военные”, “Экономисты”. Наш ряд был “Военными”. На прошлом уроке нам дали задание на дом: “С помощью электронных учебников по истории и других электронных справочников найти причины поражения Красной Армии в первые годы Отечественной войны 1941-1945 годов по своему направлению”.

Начало урока было волнительным: нас никогда не снимали на камеру во время урока. Но через пять минут все это уже было не важно. Тема была так интересна! Особенно понравились кадры из жизни солдат и боев того времени. Они передали нам особенную атмосферу того времени. Было очень интересно узнать о том, как героически бились советские солдаты!

Во второй половине урока каждая группа рассказывала о причинах поражения Красной Армии в первые годы Отечественной войны, отстаивала свою точку зрения и в конце мы пришли к общему выводу о причинах поражения Красной армии в первые годы Отечественной войны.

По нашему мнению, этот урок был наиболее продуктивным. За один урок мы усвоили новую тему, активно участвовали в дискуссии и узнали много интересного из жизни солдат в первые годы Великой Отечественной войны.

Учащиеся 11 Г класса Моргаушского лицея

 

 

Отзыв

об уроке “Нападение фашисткой Германии на СССР. Причины неудач Красной Армии в начальный период Великой Отечественной войны”, проведенным учителем истории Моргаушского лицея Смирновым Н.Е.

Отзыв “политиков”

Двадцать шестого октября у нас провели урок истории. У всех учеников в нашем классе были положительные впечатления. Это было связано с тем, что на этом уроке были использованы новейшие технологии, которые намного упрощают понимание исторических событий, помогают развивать логическое мышление. Такое наглядное изображение событий дает возможность “погрузиться” в прошедшее событие и решать заданные задачи как бы в реальном времени.

Обсуждая тему в общем кругу, и разделяясь на команды, мы получаем возможность сравнить свое мнение с мнениями других и более глубоко рассмотреть данную нам задачу.

Весь наш класс единогласно согласен с тем, чтобы такие уроки проводились чаще, и также по всем предметам. Они придают обучению большой интерес и облегчают понимание изучаемого предмета.

Учащиеся 11 Г класса Моргаушского лицея

Отзыв

об уроке “Нападение фашисткой Германии на СССР. Причины неудач Красной Армии в начальный период Великой Отечественной войны”, проведенным учителем истории Моргаушского лицея Смирновым Н.Е.

Недавно в нашем классе прошел открытый урок с использованием компьютерных технологий. Тема урока “Нападение фашисткой Германии на СССР. Причины неудач Красной Армии в начальный период Великой Отечественной войны”. Как правило, проведение такого урока вызывает большой интерес к изучению данного предмета. Этот урок позволил нам почувствовать, какова была боль советского народа. Мы с огромным волнением слушали учителя и следили за видеофактами.

Мы прослушали песню “Вставай, страна огромная…” и лишний раз убедились в том, что благодаря патриотизму и героизму Советских людей мир спасся от фашизма. Мы своими глазами увидели боль в глазах ребятишек – сирот. Мы послушали выступление Сталина.

Этот урок был очень плодотворным. В классе не осталось ни одного человека, который остался бы равнодушным. Когда прозвенел звонок с урока, мы еще находились под впечатлением от этого урока.

 

Учащиеся 11 Г класса Моргаушского лицея

 

Методика использования ИКТ во время занятия

На уроке используется проектор для демонстрирования слайдов и отрывков из электронного учебника. Слайды созданы с помощью программы Power Point и наглядно демонстрируют основные моменты изложения нового материала. В ходе урока используется электронный учебник. Из электронного учебника взяты такие исторические факты, как речь Сталина И.В., военные песни, стихи и слова диктора с демонстрациями военных фрагментов.

Электронными учебниками пользуются и учащиеся для демонстрации нового и пройденного материала, для выполнения домашнего задания.

Использование электронных учебников на уроке истории позволяет более наглядно представить исторические факты и способствует более эффективному достижению поставленных целей и задач.

 

Конспект урока

Основные этапы урока:

I. Организационный момент, фаза вызова (формулировка проблемы, подача исходной информации по теме урока).

II. Обсуждение задачи в группах, подготовка презентации ответа.

III. Презентация результатов самостоятельной работы, обсуждение.

IV. Подведение итогов урока, домашнее задание.

I. Организационный момент, фаза вызова (формулировка проблемы, подача исходной информации по теме урока).

Вступительное слово учителя

Тема сегодняшнего урока, урока-размышления: “Нападение фашистской Германии на СССР. Причины неудач Красной Армии в начальный период Великой отечественной войны”.

Слайд №1.

В следующем году наша страна и все прогрессивное человечество будет отмечать великий праздник. Праздник 60-летия победы Советского народа над фашистской Германией. Не зря этот праздник называют праздником со слезами на глазах, потому что не было в стране семьи, которая не пострадала бы от этой ужасной войны.

Великая Отечественная война длилась 1418 дней и ночей. На алтарь победы было положены более 27 миллионов жизней советских людей. Как видим, победа далась нам очень дорогой ценой. Особенно трудными, можно сказать катастрофическими, были первые месяцы войны. Уже к зиме 1941 года фашисты захватили Прибалтику, Украину, Белоруссию, Молдавию, блокировали Ленинград, подошли вплотную к Москве. Спустя многие годы мы вынуждены опять задаться вопросом: почему так произошло, в чем причины такого положения? Поэтому цель нашего урока: выявить причины неудач Красной Армии в начале войны.

Слайд №2.

Задачи: 1) изучить события начала войны;

2) на основе пройденного материала проанализировать причины неудач Красной Армии в начале войны.

Слайд №3.

Проблема: каковы политические, экономические, военные причины неудач Красной Армии в начале войны.

II. Обсуждение задачи в группах, подготовка презентации ответа

Слово учителя

Для решения данной проблемы класс разделился на 3 группы: 1-ая группа – экономисты, 2-ая группа – военные, 3-я группа – политики. Каждая из групп должна проанализировать данную проблему, используя ранее полученные знания, и, конечно же, информацию, которую вы сегодня получите на уроке. К концу урока каждая из групп должна будет выступать со своими доводами о причинах неудач Красной Армии в начале войны исходя из специфики группы. В конце урока сделаем общие выводы по поставленной проблеме.

Включается СД – диск №3 “Россия XX век. Выбирается отдел звуковые документы “Песни Отечественной войны”. Выбирается песня “Если завтра война война”. Включается песня(2 мин.) После прослушивания фрагмента песни задается вопрос: какой настрой давала эта песня советскому народу?

Ответы учащихся.

После ответов обучающихся включается слайд №4 “Соотношение сил перед Великой Отечественной войной”.

Слово учителя: Порой не все решается количеством, а прежде всего качеством. Давайте проанализируем это направление. Если взять личный состав вооруженных сил сторон, какая из стран более подготовлена к войне?

Ответы учащихся.

После ответов обучающихся слово учителя: группа “военные” нам подготовили слайды по сравнению танков и самолетов к началу войны, военные вам слово.

Слайд №5.

Слайд №6.

 

Слайд №7

Слайд №8

 

Представитель группы, используя указанные слайды, дает сравнительную характеристику видов вооружений СССР и Германии.

Вывод: Красная Армия не уступала агрессору в численности боевой техники и современного оружия, но значительно отставал в умении распоряжаться им.

 

Слайд №9. “Соотношение сил по плану “Барбаросса”.

18 декабря 1949 года Гитлер подписал директиву №21 под условным наименованием план “Барбаросса”, где вырисовывался общий замысел ведения войны против СССР. Он заключался в следующем. Основа – план “блицкрига” (молниеносной войны): внезапное нападение нескольких мощных ударов танковых, механизированных войск и авиации с целью разобщить, окружить и уничтожить главные силы Красной Армии в западной части СССР и выйти на линию Архангельск – Астрахань.

Слайд №10

“Карта, планы групп немецких армий по плану “Барбаросса”.

Используя слайд – карту учитель продолжает рассказ.

Группа армий “Север” (командующий генерал – фельдмаршал Лееб) должна была разгромить Советские войска в Прибалтике, захватить Ленинград и Кронштадт. Тем самым лишить Советский флот опорных баз на Балтийском море.

Группа армий “Центр” (командующий генерал – фельдмаршал Бок) должна была рассечь фронт Советских войск, окружить и уничтожить войска Красной Армии в Белоруссии и развивать наступление на Москву. Группа армий “ Юг” (командующий генерал – фельдмаршал Рунштедт) должна была уничтожить советские войска на правобережной Украине, выйти к Днепру и развивать наступление на Восток.

Немецкая армия “Норвегия” и 2 финских армии на территории Финляндии должны были захватить Мурманск, Полярный и содействовать немцам в захвате Ленинграда. СССР должен быть расчленен и ликвидирован, на его месте должны были образовываться 4 немецкие провинции. Москву, Ленинград, Киев и ряд других городов должны были стереть с лица земли.

Требовалось беспощадно уничтожать не только военных, но и гражданское население СССР. Перед нападением на СССР солдаты и офицеры вермахта получили памятку следующего содержания: “… убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина; девочка или мальчик, - убивай, этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься на века”. Подумайте, что могло произойти при осуществлении этого плана.

Ответы учащихся.

Диск №3 “Россия XX век”, звуковые документы “Отечественная война”. Выбирается “Выступление Левитана”.

После выступления Левитана вопрос обучающимся: почему нападение Германии на СССР называют вероломным?

Ответы учащихся.

После ответов обучающихся включается СД-диск №3 “Россия XX век” и показывается видеоролик “Вероломное нападение”, в котором показываются документальные хроники начала войны:

Вопрос: была ли война неожиданной?

Ответы учащихся.

После ответа обучающихся слова учителя: наша страна оказалась в смертельной опасности, давайте посмотрим в чем это проявилось?

Включается CD-диск №3 “Россия XX век”и выбирается видеоролик “Отечество в опасности”, где в документальном варианте показывается:

После просмотра видеоролика включается звуковой документ стихотворения К.Симонова “Жди меня”.

Затем показывается слайд №11 “Потери советских и немецких войск с июня по декабрь 1941г.”.

III. Презентация результатов самостоятельной работы, обсуждение.

После показа слайда вопрос группам: В чем причина такого положения наших войск в начале войны? Группы работают над данным вопросом в течение 6 минут, после чего выслушиваются доводы каждой группы.

IV. Подведение итогов урока, домашнее задание.

После выступления групп делается общий вывод о причинах неудач Красной Армии в начале войны и показывается слайд №12 “Причины неудач Красной Армии в начале войны”.

После вывода по поставленной проблеме классу дается домашнее задание: 1) используя электронный учебник “От Кремля до Рейхстага” ознакомиться с политическими и военными руководителями СССР и Германии перед войной; 2) Прочитать § 41 по учебнику “История Отечества XX век” под редакцией Дмитриенко, ответить устно на вопросы в конце § 41.

Приложение 1

ДОКУМЕНТ 1

Из выступления по радио И.В.Сталина 3 июля 1941 г.

Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота! К вам обращаюсь я, друзья мои! Вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, - продолжается…

Враг жесток и неумолим. Он ставит своей целью захват наших земель…, разрушение национальной культуры и национальной государственности народов Советского Союза, их онемечивание, превращение в рабов… Дело идет, таким образом, о жизни и смерти народов СССР… Нужно, чтобы советские люди поняли это и перестали быть беззаботными, чтобы они мобилизовали себя и перестроили всю свою работу на новый, военный лад…, все подчинив интересам фронта и задачам организации разгрома врага… в занятых врагом районах нужно создавать партизанские отряды, диверсионные группы. В захваченных районах создавать невыносимые условия для врага и всех его пособников… Целью этой всенародной Отечественной войны является не только ликвидация опасности, нависшей над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма…

История России. XX век. Компьютерный учебник. М.: “Клио Софт”, 2001. Документы к §32

Приложение 2

ДОКУМЕНТ 2

Из воспоминаний В.М.Молотова

Сталин рассуждал так: “первая мировая война вырвала одну стрелу из капиталистического рабства. Вторая мировая война создала социалистическую систему, а третья навсегда покончит с империализмом”.

В последние годы Сталин немножко стал зазнавался, и мне во внешней политике приходилось требовать то, что Милюков требовал – Дарданеллы! Сталин: “Давай, нажимай! В порядке совместного владения”. Я ему - “Не дадут”. – “А ты потребуй!.” Понадобилась нам после войны Ливия. Сталин говорит: “Давай, нажимай!”… Аргументировать было трудно. На одном из заседаний совещания министров иностранных дел я заявил о том, что в Ливии возникло национально-освободительное движение. Но оно пока еще слабенькое, мы хотим поддержать его и построить там свою военную базу.

В то же время Азербайджан претендовал – увеличить их республику почти в два раза за счет Ирана. Начали мы щупать – никто не поддерживает. У нас была попытка, кроме этого, потребовать район, примыкающий к Батуми, потому что в этом турецком районе было когда-то грузинское население… И армянам хотели Арарат отдать. Выступать тогда с такими требованиями было трудно… но попугать – попугали крепко.

История России. XX век. Компьютерный учебник. М.: “Клио Софт”, 2001. Документы к §39

 

Приложение 3

§ 31.2 Вероломное нападение. (текст лекции)

Из выступления по радио И.В.Сталина 3 июля 1941 г.

22 июня 1941 г, на рассвете, без объявления войн, вероломно нарушив договор о ненападении, немецко-фашистские войска вторглись на советскую землю. Тысячи немецких орудий внезапно открыли огонь по советским пограничным заставам, по штабам и расположениям войск. Немецкая авиация нанесла бомбовые и штурмовые удары по аэродромам, военным и промышленным объектам, по городам Прибалтики, Белоруссии, Украины. Так началась Великая Отечественная война советского народа против фашисткой Германии.

В полдень 22 июня с обращением к народам СССР по радио выступил первый заместитель Председателя Совнаркома, нарком иностранных дел В.М.Молотов. Призвав советский народ дать решительный отпор агрессору. Молотов выразил уверенность в том, что страна отстоит свою честь и независимость. Он закончил свое выступление словами, ставшими программными на все дни недели: “Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами”.

В первый же день войны была объявлена всеобщая мобилизация военнообязанных, введено военное положение в западных районах страны. На базе управлений и войск приграничных округов были созданы Северный, Северо-Западный, Западный, Юго-Западный и Южный фронты. Для оперативного управления фронтами 23 июня была образована Ставка Главного командования, преобразованная позднее в Ставку Верзховного Главнокомандования (СВГК). В ее состав вошли: И.В.Сталин, В.М.Молотов, С.К.Тимошенко, С.М.Буденный, К.Е. Ворошилов, Б.М.Шапошников и Г.К.Жуков.

Верховным главнокомандующим 8 августа 1941 г. был назначен И.В.Сталин. Вскоре он стал и наркомом обороны. Для руководства деятельностью всех государственных ведомств и учреждений 30 июня 1941 г. был образован Государственный Комитет Обороны (ГКО) во главе с И.В.Сталиным. В этот же день был утвержден мобилизационный народнохозяйственный план на третий квартал 1941 г., предусматривавший перевод всей промышленности на выпуск военной продукции. В день нападения Германии на нашу страну английский премьер-министр У.Черчилль выступил по лондонскому радио. “Опасность для России, - сказал он, - является нашей опасностью и опасностью США, так же как дело каждого русского, борющегося за свою землю и дом, является делом свободных людей и свободных народов в любой части земного шара”. 24 июня с заявлением об оказании всемерной помощи в войне Советскому Союзу пртив Германии выступил президент США Ф.Рузвельт.

История России. XX век. Компьютерный учебник. М.: “Клио Софт”, 2001.

Приложение 4

§ 32.1. Отечество в опасности (текст лекции)

Поразительные успехи немецких войск и пугающие неудачи Красной Армии в первые недели войны сблизили всех советских, понимавших, что именно сейчас решается судьба Отечества: с победой Германии рухнет не просто советская власть или сталинский режим, будет уничтожена Россия. Поведение немецких войск на оккупированных территориях, отношение их к мирному населению не оставляли никакого выбора – надо сражаться с врагом всеми способами и обязательно победить. Общее настроение сблизило советских людей, сделало их похожими на единую семью. Этот почувствовал и Сталин. 3 июля 1941 г. он обратился к народу со словами: “Братья и сестры…”, возложив на себя тем самым, в глазах большинства людей, нелегкую долю главы огромной семьи – Отечества, попавшего в смертельную опасность. Эта новая роль не позволила Сталину оставить Москву в самые напряженные дни битвы за столицу, хотя некоторые руководители государства настаивали на его эвакуации.

Новое чувство личной сопричастности и ответственности за судьбу страны позволило людям вырваться из рамок, установленных для них сталинской системой, отводившей им роль “винтиков”, безмолвных исполнителей. И власть была вынуждена дать возможность развернуться народной инициативе, умело эксплуатируя ее. Во время войны ярко проявилась выработанная тысячелетним российским опытом способность нашего народа переносить жесточайший социальные перегрузки. Война еще раз продемонстрировала удивительный “талант” россиян: раскрывать все свои лучшие качества, способности, свой потенциал именно в экстремальных условиях.

Все эти народные чувства и настроения проявились не только в массовом героизме советских солдат на фронте, но и в тылу. С “фронтовой меркой” стали подходить к результатам своего труда и ко всему образу жизни. Лозунги “В тылу, как на фронте!”, “Все для фронта, все для победы!” стали императивами. Терялся интерес и уважение к работе и деятельности, которые не были связаны с фронтом, делом обороны. Поток добровольцев не иссякал всю войну. Десятки тысяч женщин, подростков, людей пожилого возраста встали к станкам, освоили тракторы, комбайны, автомобили взамен ушедших на фронт мужей, отцов и сыновей.

История России. XX век. Компьютерный учебник. М.: “Клио Софт”, 2001.