Имя Петра Мазуркина, талантливого мастера - резчика по дереву из Моргаушского района известно далеко за пределами республики и страны. Он лауреат первой республиканской выставки произведений народного творчества. Работы его радуют не только россиян, но есть в частных коллекциях во многих странах мира.
А начало лежит в далеком детстве, в той обстановке и среде, в которой рос и воспитывался мальчик.
Дед его М. Макаров, участник трех войн, был разносторонним человеком: портной, ремонтировал часы, гармошки, делал пищики (звучащая пластинка в деревянных и язычковых музыкальных инструментах). Дяди играли на гармошке, тети вышивали. Вся семья лепила игрушки из глины, вырезала из дерева. Все это умел делать и маленький Петя. Особенно ему нравилось играть на гармошке, и, как ни странно для мальчика, любил вышивать. С детства примеривал к себе разные "одежды".
Мечтал стать поэтом: стихи его печатались не только в районных газетах, но и республиканских детских изданиях. Хотел стать актером: играл в школьных спектаклях. Особенно удавались комедийные роли. Затем твердо решил посвятить жизнь музыке. Повезло с учителем: Домна Никифоровна Данилова учила школьный хор петь в четыре голоса, неплохо преподавала нотную грамоту. Подавшись ее обаянию, даже стал сочинять музыку. Поступил учиться на музыкальный факультет Заочного народного университета искусств в Москве. Очень хорошо рисовал, оформлял всю школьную стенную печать. Особенно удавались портреты. После окончания музыкального факультета поступил в тот же университет на факультет живописи.
Но ни одну стезю из перечисленных не выбрал. После окончания семилетней школы, поступил в профтехучилище училище г. Сарани Карагандинской области, где осваивал профессию сантехника и сварщика. Параллельно учился в вечерней музыкальной школе. Но, как случается иногда, жизнь сама расставила все по местам.
После четырех лет обучения в училище, приехал он в родные Токшики в отпуск. Молодежь, знавшая его музыкальные и артистические способности, уговорила его остаться работать заведующим клубом. А позже предложили работу учителя пения в Каршлыхском детском санатории. Здесь он встретил свою супругу, Светлану Александровну. Человека тоже творческого, увлекающегося. Она любила петь. Вместе выступали на концертах.
Настоящие превращения начались после рождения сына. Маленькому были нужна и кроватка, и коляска. Да и с мебелью у молодых было туговато. В то время и в магазинах купить не только мебель, но и посуду, было проблематично, тем более в сельской глубинке. Стол, табуретки, кроватку сыну Петр Яковлевич решил смастерить сам. Тут еще жена, как затевает пироги, посылает за корытцем к соседям. Как нормальному мужику с руками и ногами стыдно стало Петру Яковлевичу каждый раз обращаться за таким пустяком к соседям. И решил сам сделать эту нехитрую посуду, да не просто выдолбить, а украсить ее каким-нибудь узором. Показал соседям - понравилось, посыпались заказы. Много домашней утвари переделал тогда Петр Яковлевич. И каждому своему изделию он давал названия. Например, пахталка с барельефной композицией "Приглашение в Чувашию", книжная этажерка - "Русские писатели" и т.д.
Раньше в наших деревнях вообще не знали другой посуды, кроме как деревянной. И захотелось Мазуркину все это возродить. Стал ходить по деревням, расспрашивать и изучать, у кого что осталось. Заодно присматривался к резным наличникам и воротам. А вечерами сидел дома и пытался творить. Пристально наблюдала за ним Светлана Александровна. Видит, мучается супруг. Вспомнила она тут своего преподавателя из Мариинско-Посадского лесотехнического техникума. Приходилось бывать у Н. Константинова дома, видела какая у него красивая резная мебель. Предложила мужу съездить к нему. Николай Геннадьевич с пониманием отнеся к начинающему мастеру. Многое рассказал, посоветовал какие лучше подобрать инструменты. "Интересно, - делится резчик, - куда та мебель подевалась после смерти Константинова? Она могла стать хорошим экспонатом для любого музея. Очень уж резьба там причудливая, напоминала вышивку. Была модна такая в наших деревнях, в 70-ых годах прошлого столетия".
Правда, Мазуркина такая резьба не совсем устраивала. Он считает, что это не традиционный чувашский стиль. Ему больше по душе такая, какой издревле украшали наши предки всю свою утварь и жилища.
Желания мастера возродить исчезающие традиции совпали с началом возрождения народного творчества. В 1975 году пригласили его на республиканскую выставку. Из резчиков он оказался один. Поучиться было не у кого. И решили тогда они с супругой объездить музеи страны. Где только не бывали, посетили и Эрмитаж, и Русский музей. Благо в советское время не составляло труда поехать в любую точку страны. Для пытливого ума каждая поездка стала уроком. Хотелось не только повторить увиденное, но создавать свое, неповторимое. Стал Петр Яковлевич читать, изучать истоки народного творчества, обращался за советом к известным мастерам и художникам. В становлении такого мастера, каким сейчас является Мазуркин, свою роль сыграли и национальные журналы "Ялав" и "Таван Атал". В них в 70 - 80- е годы художник печатал свои статьи, рекомендации по резьбе.
Сегодня ни один большой праздник в республике, ни один конкурс, особенно в районе, не проходит без участия уникального резчика. Его самобытные выразительные изделия становятся победителями различных престижных выставок. К нему за советом, посмотреть и поучиться постоянно приходят люди., очень часто дети В его усадьбе, что в деревне Новое Шокино Моргаушского района, побывала не одна иностранная делегация. Его дом, мебель, утварь все сделано его руками. И усадьбу эту, наверное, вполне резонно можно назвать частным музеем деревянного зодчества. Второй такой в деревне, да и в округе нет. Когда приезжают гости, то это превращается в праздник для всей деревни. До сих пор помнит село, как однажды целую неделю гостили у них французы. Специально к их приезду по всей улице Петр Яковлевич устроил специальные карусели для детей, сделанные по своему проекту. А на своих пятидесяти сотках выставил все свои работы. В трех банях, истопленных у него и соседей, французы пользовались шайками и ковшами, ведрами, сделанными из дерева. Гости остались очень довольны. Да и кухню подали им чувашскую: какай-шюрби, хуран кукли, чакат, и пиво трех сортов, сваренное по старинным чувашским рецептам. На зеленой траве танцевали, играли, пели народные чувашские, русские, французские песни. Показывал свое мастерство и фольклорный ансамбль "Янаш" Больше-Сундырского дома культуры. "Такие встречи, - считает мастер, - большая возможность популяризировать чувашскую культуру".
Работы П. Мазуркина сегодня хранятся не только в музеях, но и частных коллекциях. Правда, отдает в частные руки мастер свои изделия неохотно. Ремеслом он не занимается. Нет желания повторять одно и то же. Работы его разнообразны, в каждой свой неповторимый стиль, рисунок узора. " Я их делаю в единственном экземпляре. И мне очень жаль с ними расставаться" - говорит резчик. - В музеях хоть можно их навестить, а к людям не поедешь".
Работает резчик с любым деревом. В материале проблемы нет. Многие сами несут ему какие-нибудь оригинальные сучки, коряги. Однажды даже привезли воз мореного дуба. Любит липу, вишню: очень красивая текстура. С мотивами тоже проблемы нет. Одухотворенность приходит по настроению. Иногда узоры и будущие скульптуры снятся во сне. Первый помощник и судья - жена. Она же подсказчик и советчик. И на различные выставки, когда Петр Яковлевич занят каким- нибудь очередным грандиозным творением, выезжает она.
Любой конкурс - это прежде всего творчество, плод упорного труда, поисков нового. К каждому Петр Яковлевич тщательно готовится. Но не все выставки по нраву Мазуркину. Особенно однодневные. Хочется мастеру везде чему-нибудь поучиться. А однодневные ничего не дают. Да и экспонаты портятся.
Талантливый человек, говорят в народе, талантлив во всем. Эти слова полностью можно отнести к Мазуркину. Кроме того, что он известный резчик по дереву, Петр Яковлевич с увлечением занимается вышивкой. Вызывает восхищение его полотно, вышитое гладью размером 2*3 м, посвященное М.Сеспелю. Собирает народные песни, восстанавливает старинные музыкальные инструменты, с удовольствием играет на них. Даже делает их сам. В детстве, когда родители брали его на базар, всегда любил наблюдать за человеком, который мастерил гусли прямо на глазах у публики. Маленький Петя не ходил даже кататься на карусели, уж очень ему хотелось узнать секрет мастера. Дома пробовал натягивать струны на тазики, на ведра. Теперь же, когда приходят гости, сам себе аккомпанирует на гуслях, сделанных собственными руками, и поет любимые народные песни.
Мастерство Петра Яковлевича отмечено не раз. Он - заслуженный работник культуры, почетный член народной академии.
"Если бы хоть одна моя детская мечта исполнилась, я бы не стал тем, кем стал, - говорит мастер. - А так все мои мечты соединились в одном - в дереве: и видение художника, и мастерство актера, и песня музыканта. Ибо все эти профессии происходят от умения ТВОРИТЬ".