Здравоохранение
Современное развитие
Медицинская помощь населению
оказывается многопрофильными лечебно-профилактическими учреждениями, которые
имеет в своем составе центральную районную больницу в с. Моргауши, районную
больницу № 2 в с. Б. Сундырь, 2 участковые больницы, 9 сельских врачебных
амбулаторий и 37 фельдшерско-акушерских пункта.
Количество койко-мест в них
для стационарного лечения 430, из них 40 коек дневного стационара. На 1 тыс.
жителей приходится 1097 койкомест. В соответствии с нормативной потребностью №
1683-р от 19.1099 г. на 1000 жителей необходимо 8,89 коек.
Мощность амбулаторно
- поликлинических учреждений составляет 840 посещений в смену. Врачебный
прием ведется по 19 специальностям, медицинскую помощь в районе оказывают 87
врачей, 318 средних медицинских работника. Квалификационную категорию имеют
39,6 процентов врачей и 49,7 процентов средних медицинских работников, 16 % -
первая категория, 19,3 % - вторая категория.
Медицинское обслуживание
организовано по участковому принципу, создано 16 терапевтических и педиатрических
участков. Ведутся работы по подготовке кадров для перехода на систему «семейный
врач». При центральной районной больнице создан специальный реабилитационный
центр для детей - инвалидов.
Коллективы учреждений
здравоохранения активно работают над внедрением передовых научных достижений,
новых методов в практику здравоохранения. В течение последних трех лет внедрены
новые методы диагностики: фиброгастроскопия, лапароскопия, кольпоскопия,
ультразвуковое исследование внутренних органов, велоэргометрия, кардиомониторное
наблюдение за больными в реанимационном отделении центральной районной
больницы. Внедрены новые методы лечения: местное использование лекарственных
препаратов через фиброгастроскоп при язвах желудка и двенадцатиперстной кишки,
внутрисуставное введение лекарственных препаратов при артрозах, магнитотерапия,
мануальная терапия при заболеваниях позвоночника, наложение аппарата Елизарова
при артрозах, лазеротерапия; внедрена методика УЗИ в акушерстве и гинекологии,
открыт кабинет планирования семьи,создана единая
компьютерная система в ЛПУ района.
Проводится целевая
диспансеризация населения района, определение групп и категорий населения по
основным показателям здоровья. В ЛПУ района внедрены компьютерные программы
автоматизированного первичного скрининга по группам заболеваний:
кардиологическая, пульмонологическая, нефрологическая, эндокринологическая.
Внедрены в практику работы
ЛПУ стандарты объемов исследований и лечения на различных этапах оказания
медицинской помощи, обеспечена этапность в оказании
медицинской помощи.
На основании анализа
учреждений здравоохранения выявлено следующее:
1.
Количество койко-мест
соответствует нормативной потребности.
2.
Местоположение учреждений
находится в радиусе транспортной доступности периодического пользования для больниц
и поликлиник – врачебных амбулаторий и повседневного пользования – для
фельдшерско-акушерских пунктов. Причем сеть учреждений здравоохранения
соответствует системе расселения в целом и опорным центрам 1,2,3 категории в
частности (таблица).
3.
Кроме реконструкции
существующих учреждений здравоохранения предлагается на перспективу
строительство больницы в п. Москакасы, врачебных амбулаторий в опорных центрах
1-ой категории с численностью населения >500 человек – Анаткасы – Тойшево,
Чуманкасы – Одаркино, Оринино – Молгачкасы, Хорной, Кашмаши, Сятракасы,
Вурманкасы и фельдшерско-акушерского пункта в д.
Ягаткино.
№ п/п |
Опорные центры |
Существующие |
Проектируемые |
|||||
Числ. населен. |
Больница |
Врачеб. амбулат (СВА) |
Фельд-акушерск пункт |
Больница |
Врачеб. амбулат (СВА) |
Фельд-акушерск пункт |
||
|
1-ого ранга |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Моргауши |
4322 |
+ |
|
++ |
|
|
|
2 |
Москакасы |
1427 |
☻ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
2-ого ранга |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Б. Сундырь |
1801 |
+ |
|
|
|
|
|
4 |
Юнга-Юнгапоси |
1170 |
|
+ |
|
|
|
|
5 |
Кадикасы-Шомиково |
1344 |
|
+ |
|
|
|
|
6 |
Шешкары /Вурманкасы -Чураккасы |
608 |
|
|
++ |
|
|
|
7 |
Анаткасы-Тойшево |
467 |
|
☻ |
++ |
|
+ |
|
8 |
Чуманкасы-Одаркино |
1010 |
|
☻ |
+ |
|
+ |
|
9 |
Юськасы |
831 |
+ |
|
+ |
|
|
|
10 |
Шатьмапоси |
611 |
|
+ |
|
|
|
|
|
3-ого ранга /северный планировочный
район/ |
|||||||
11 |
Б. Карачкино |
411 |
|
+ |
|
|
|
|
12 |
Кубасы |
448 |
|
|
+ |
|
|
|
13 |
Шупоси |
297 |
|
|
+ |
|
|
|
14 |
Чемеево |
163 |
|
|
+ |
|
|
|
15 |
Ярославка-Нискасы |
981 |
|
+ |
|
|
|
|
16 |
Ильинко-Тренькино |
366 |
|
+ |
+ |
|
|
|
17 |
Шатракасы-Анаткасы |
173/125 |
|
|
+ |
|
|
|
18 |
Калайкасы |
211 |
|
+ |
|
|
|
|
19 |
Оринино-Молтачкасы, Падаккасы |
1281 |
|
☻ |
++ |
|
+ |
|
20 |
Сыбайкасы |
154 |
|
|
+ |
|
|
|
21 |
Ярабайкасы |
684 |
|
+ |
|
|
|
|
22 |
Апчары |
226 |
|
|
+ |
|
|
|
|
Южный планировочный район |
|||||||
23 |
Тораево |
187 |
+ |
|
|
|
|
|
24 |
Тойгильдино |
147 |
|
|
+ |
|
|
|
25 |
Сюткуль |
170 |
|
|
+ |
|
|
|
26 |
Хорной |
768 |
|
☻ |
+ |
|
+ |
|
27 |
Адабай |
261 |
|
|
+ |
|
|
|
28 |
Кашмаши |
758 |
|
☻ |
+ |
|
+ |
|
29 |
Акрамово |
291 |
|
|
++ |
|
|
|
30 |
Шоркасы |
184 |
|
|
+ |
|
|
|
31 |
Сятракасы |
685 |
|
☻ |
+ |
|
+ |
|
32 |
Оточево |
180 |
|
|
+ |
|
|
|
33 |
Тиуши |
241 |
|
|
+ |
|
|
|
34 |
Ягаткино |
122 |
|
|
|
|
|
+ |
35 |
Сосновка-Александровское |
902 |
|
+ |
+ |
|
|
|
36 |
Изедеркино |
504 |
|
|
|
|
|
|
37 |
Вурманкасы |
503 |
|
☻ |
+ |
|
+ |
|
38 |
В.Н.Панклеи |
297+206 |
|
|
+ |
|
|
|
Основные
приоритеты |
Актуальность
проблем |
1.Сокращение потерь общества, связанных с
человеческими потерями и болезнями трудового потенциала района. |
Основными их
причинами являются преждевременная смертность и ранняя инвалидизация детей и
лиц трудоспособного возраста. В структуре смертности в трудоспособном возрасте ведущее место занимают несчастные случаи и
отравления, болезни системы кровообращения, новообразования. |
2. Максимально
возможное обеспечение здоровья женщин репродуктивного возраста и детей, во
многом определяющего состояние здоровья населения в ближайшем будущем. |
Основной для
выбора приоритета явились сложившиеся и сохраняющиеся по прогнозам негативные
тенденции снижения уровня рождаемости, Роста
заболеваемости женщин фертильного возраста, новорожденных и детей. |
3. Развитие
сельского здравоохранения, обеспечение равной доступности для жителей села
качественной и квалификационной медицинской помощью. |
Трудоспособная
часть населения занята в экономико-образующей отрасли района – сельском
хозяйстве, трудовой потенциал которой во многом определяется перспективой
экономического и культурного развития района. |
4.
Сдерживание распространения заболеваний, представляющих социальную опасность
для общества. |
Сложившиеся
тенденции роста туберкулеза, СПИДа, психических расстройств, алкоголизма и
наркомании ставят профилактику и лечение этих болезней в ряд приоритетных проблем
здравоохранения. |
5.Профилактика
неинфекционных заболеваний. |
Неинфекционные заболевания являются ведущими причинами временной и
стойкой утраты трудоспособности (эндокринные заболевания, связанные с
эндемией по йоду, сердечно-сосудистая патология, заболевания мочевыводящей
системы. |
Основные направления реализации выбранных приоритетов
1. Стабилизация уровня общей
и преждевременной смертности и инвалидизации населения по основным причинам:
§
Профилактика и раннее
выявление сердечно-сосудистых заболеваний;
§
Снижение уровня травматизма
и смертности населения от несчастных случаев, травм и отравлений;
§
Раннее выявление
онкологических заболеваний, повышение эффективности их лечения.
2. Охрана здоровья матери и
ребенка:
§
Улучшение здоровья
беременных женщин и кормящих матерей;
§
Снижение младенческой
смертности;
§
Охрана репродуктивного
здоровья;
§
Профилактика заболеваний
школьников и подростков;
§
Повышение роли
медико-генетического консультирования.
3. Развитие сельского
здравоохранения:
§
Повышение качества оказания
медицинской помощи в первичном звене сельского здравоохранения;
§
Укрепление
материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений района,
включая оснащение современным оборудованием;
§
Реализация в сельском
здравоохранении рациональной кадровой политики;
§
Реорганизация сети сельских
лечебно-профилактических учреждений.
4. Сдерживание роста
социально значимых заболеваний:
§
Стабилизация уровня
заболеваемости туберкулезом;
§
Стабилизация заболеваемости
психическими расстройствами;
§
Профилактика наркомании и
токсикомании;
§
Профилактика СПИДа.
5. Профилактика основных
групп неинфекционных заболеваний, включая корректировку эндокринных
заболеваний, связанных с эндемией по йоду:
§
Организация скрининга
населения на выявление йододефицитных состояний;
§
Обеспечение наиболее уязвимых групп населения препаратами, содержащими йод.
6. Оптимизация системы
предоставления населению медицинских услуг:
§
Разработка системы
определения потребности в медицинской помощи;
§
Разработка и реализация
Программы государственных гарантий;
§
Реорганизация сети
учреждений здравоохранения;
§
Реорганизация системы
оказания медицинской помощи.
7. Формирование рациональной
финансовой политики в области здравоохранения:
§
Реализация основополагающих
принципов Программы государственных гарантий, заключающихся в
сбалансированности финансовых ресурсов объемов предоставляемой помощи;
§
Реализация механизма
экономического управления оптимизацией структуры медицинской помощи на всех
этапах ее оказания рациональным использованием имеющихся ресурсов;
§
Использование финансовых
ресурсов как способ экономического инструмента управления качеством медицинской
помощи;
§
Целевое и максимально
рациональное использование средств, выделяемых на цели здравоохранения.
Основные направления развития здравоохранения
В градостроительных
нормативах величина и размещение учреждений здравоохранения предусматривается
на основе задания на проектирования, т.к. учитывается, что их перспективное
развитие должны разрабатываться специализированными медицинскими организациями.
Общий норматив стационарных
учреждений здравоохранения равен 13,5 коек на 1 тыс. населения. Данный норматив
включает все ступени обслуживания от небольших участковых больниц до
специализированных федеральных учреждений. Общий норматив разбит на отдельные
нормативы по видам болезней с соответствующей их детализацией. На основе
норматива по каждому заболеванию и с учетом эффективной величины врачебного
отделения по этому заболеванию определяется численность населения, для которой
возможно организация минимального врачебного отделения по этому заболеванию.
Исходя из этих параметров, для рассматриваемой численности населения
(поселения, района) определяется эффективная величина стационара с разбивкой по
медицинским специальностям.
По усредненным расчетам на
уроне районной (периодического пользования) ступени, (с учетом наиболее важных
и необходимых медицинских специальностей) норматив составляет – 9 -10 коек на 1
тыс. населения.
В настоящее время общая
емкость стационаров района составляет 350 коек или 9,5 коек на 1 тыс.
населения, что находиться в пределах норматива. На рассматриваемую перспективу
не предусматривается рост численности населения района, поэтому существующая
сеть по величине (а не качеству) вполне может удовлетворить потребности
населения и не перспективу.
Существующая сеть
амбулаторно-поликлинических учреждений по величине (840 посещений в смену)
также удовлетворяет, как современные потребности населения района на уровне
районной (периодического пользования) ступени, так и потребности расчетный
срок.
Перспективное развитие сети
учреждений района должно исходить из качественной ее реконструкции, основными
направлениями являются:
Физкультура и спорт
В районе имеются: 93 плоскостных сооружений, 23 спортивных зала
(школьные), 9 стрелковых тиров и 1 лыжная база., а также 2 ДЮСШ (с отделениями:
легкая атлетика, лыжные гонки, волейбол, вольная борьба), в
которых занимаются около 1 тыс. чел.
Постоянно проводятся чемпионаты, первенства и спартакиады школьников и
трудящихся по 14 видам спорта.
В соответствии с нормативами
СНиП 2.07.01-89 (2000) для сельских поселений предусматриваются размещение
физкультурно-оздоровительных площадок в каждом поселении - 0,7— 0,9 га на 1
тыс. чел., но они должны быть не менее стандартных
величин площадок для различных игр (футбол, волейбол и др.). В небольших
поселениях следует учитывать фактическую потребность в тех или иных видах
физкультурных и спортивных мероприятий, исходя из численности и половозрастного
состава населения
Физкультурно-спортивные
сооружения сети общего пользования следует, как правило, объединять со
спортивными объектами образовательных школ и других учебных заведений,
учреждений отдыха и культуры с возможным сокращением территории.
Отдельные спортивные залы
следует предусматривать в поселениях или их групп с числом жителей от 2 до 5
тыс. - один спортивный зал площадью 540 м2.
Кроме того, предусматриваются
крытые и открытые бассейны общего пользования по 20-25 м2
зеркала воды на 1 тыс. чел.
Доступность
физкультурно-спортивных сооружений не должна превышать 30 мин.
В настоящее время обеспеченность плоскостными физкультурно-спортивными
сооружениями и залами в целом находиться на нормативном уровне, отсутствуют
специализированные спортивные залы и бассейны.
Основные направления развития учреждений физкультуры и спорта
В связи с
нормативной обеспеченность населения района учреждениями спорта (за исключением
специализированных спортивных залов и бассейнов), на перспективу (с учетом
стабилизации численности населения) наиболее важным направлением является
оптимизация работы существующей сети учреждений с учетом проектируемой системы
расселения, в частности по следующим направлениям:
·
реорганизация
работы сети для повышения эффективности и экономичности ее работы, в частности
увеличение числа образовательно-культурных
центров, объединяющих различные по видам учреждения (общеобразовательные,
просветительные, физкультурно-спортивные) в единое целое
·
расширение сети кружков по
различным видам физкультуры и спорта, как на платной
так и на бесплатной основе
·
поддержание в нормальном
состоянии сооружений, строений и помещений, с возможной заменой зданий
приходящих в негодность
·
расширения до нормативного
уровня физкультурно-спортивных сооружений
·
оснащение учреждений
современным оборудованием, например применения современных тренажеров и компьютеризация
процесса тренировок
Конкретные мероприятия по
данным направлениям должны решаться местными органами власти, с учетом
складывающихся возможностей по финансированию этих мероприятий, как за счет
муниципальных, так и за счет республиканских, бюджетных и внебюджетных
ассигнований. Значительная неопределенность формирование этих средств даже на
ближайшее время не позволяет сказать что-либо определенное по их величине на
перспективу.